Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:55, реферат
Задачами данного реферата являются:
1. Определить сущность интеллектуальность собственности;
2. Понять, что является правовым механизмом защиты интеллектуальной собственности;
3. Какие бывают формы передачи объектов интеллектуальной собственности;
4. Рассмотреть оценку и учет объектов интеллектуальной собственности.
В условиях модернизации национальной экономики и форсированного инновационного развития особую актуальность приобретают вопросы регулирования отношений по поводу секретов производства или ноу-хау. Согласно ст. 1465 Гражданского кодекса Российской Федерации секретом производства, или ноу-хау, признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и т.п.), в том числе сведения о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. Обладателю секрета производства принадлежит исключительное право использования его любым не противоречащим закону способом (исключительное право на секрет производства), в том числе при изготовлении изделий и реализации экономических и организационных решений. Обладатель секрета производства может распоряжаться указанным исключительным правом. Лицо, ставшее добросовестно и независимо от других обладателей секрета производства обладателем сведений, составляющих содержание охраняемого секрета производства, приобретает самостоятельное исключительное право на этот секрет производства. Исключительное право на секрет производства действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание. С момента утраты конфиденциальности соответствующих сведений исключительное право на секрет производства прекращается у всех правообладателей.
Нацеленность национальной
экономики на инновационный путь
развития в значительной мере определяет
значимость такого результата интеллектуальной
деятельности как рационализаторские
предложения. Они не обладают признаками
патентоспособности, но, наряду с изобретениями
и полезными моделями, играют большую
роль в совершенствовании
Рационализаторское
Рисунок 2.3 – Признаки некоторых результатов интеллектуальной деятельности
В состав интеллектуальной собственности наряду с объектами авторских и патентных прав входят средства индивидуализации продукции и юридических лиц в виде фирменного наименования, товарного знака, знака обслуживания, места происхождения продукции. Значимость данного вида интеллектуальной собственности год от года играет все большую роль в рыночном успехе современного предприятия, влияя на основные характеристики потребительского выбора, на формирование вкусов и предпочтений субъектов рыночного спроса. Средства индивидуализации сегодня становятся важным активом многих компаний и фирм, а соответственно – и объектом конкурентной борьбы, требующим всесторонней защиты.
Одним из распространенных средств индивидуализации является товарный знак (для сервисных организаций – знак обслуживания). Его сущность и практика использования неразрывно связана с понятием марки или брэнда, выступающим как особый символ ответственности производителя или продавца продукции. Стремление зарегистрировать марку (кроме престижа) имеет и экономическую основу: марочные товары стоят примерно на 20% дороже, чем не марочные. Статистика развитых стран свидетельствует, что за последние тридцать лет доля не марочных товаров на потребительском рынке сократилась с 30% до 5% и продолжает снижаться, стремясь к нулю. Марка имеет свою стоимость, является нематериальным активом правообладателя. В ряде случаев стоимость марки сопоставима с величиной годового объема продаж компании, что имеет место у крупных транснациональных компаний, производящих потребительские товары для всего мира и регулярно проводящих глобальные рекламные кампании, которые увеличивают стоимость брэнда. Таким образом, процесс повышения стоимости начинает носить самоподдерживающий характер: престиж марки требует активной и постоянной коммерческой пропаганды, которая повышает ее стоимость как актива.
Сложившаяся практика хозяйственного
оборота результатов
Рисунок 2.4 – Формы введения интеллектуального продукта в экономический оборот
Изготовлением признаётся производство
продукта для коммерческих целей, даже
если сам продукт временно не реализуется,
а, например, складируется для последующей
продажи. Не имеет значения также
и то, где происходит продажа –
в стране или за границей. Применением
продукта считаются все случаи его
производственного
Все указанные действия в отношении запатентованного продукта могут совершаться лишь самим патентообладателем, что выражает позитивную сторону принадлежащего ему исключительного права на использование разработки. Владелец патента может избрать любую допускаемую законом форму предпринимательской деятельности для организации использования научно-технического решения (см. рис. 2.5.). В частности, он вправе выступить как индивидуальный предприниматель, стать учредителем предприятия, внести принадлежащее ему право на объект промышленной собственности в качестве своего вклада в уставный фонд вновь создаваемого или уже действующего юридического лица.
Рисунок 2.5 – Способы осуществления патентного права
Одной из актуальных целей макроэкономической политики российского государства является преодоление укореняющегося технологического отставания страны от мировых инновационных лидеров. Вместе с тем, Российская Федерация является полноправной участницей международных экономических отношений и неотъемлемой составной частью мировой экономической системы. Наука и высокие технологии интернациональны по своей природе, хотя вклад каждой страны в глобальный научный потенциал по-своему уникален. Сегодня большая наука с государственных позиций ведущих стран мира рассматривается в системе «наука – инновации – реальная экономика». В цивилизованных рыночных условиях главный двигатель в продвижении по этой цепочке – интеллектуальная собственность, ее защита, регулирование передачи прав и коммерциализации. Эти процессы в нашей стране сталкиваются в последние годы с рядом объективных и субъективных трудностей. В частности, сказывается и то, что процесс коммерциализации нововведений – сравнительно новый, малознакомый вид деятельности, что лишний раз подтверждает актуальную необходимость благотворного управленческого воздействия государства на инновационные процессы в стране. Одно из таких действенных средств – государственная политика инноваций, направленная на создание эффективной национальной инновационной системы, способной к генерированию нового знания и его дальнейшего превращения в продукцию с высокой потребительской ценностью.
3. Формы передачи объектов интеллектуальной собственности
Основной задачей
Под лицензированием понимается комплекс мероприятий, связанных с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих их наличие, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением обладателями лицензий требований и условий, зафиксированных в лицензионном соглашении. Лицензирование представляет собой процесс заключения между заинтересованными сторонами лицензионного договора о передаче прав на использование ОПС. Главной целью лицензирования является создание условий для прибыльной реализации предпринимательскими структурами отечественных и зарубежных ОПС.
Лицензия — это юридический документ, на основании которого одно физическое или юридическое лицо (лицензиар) передает другому лицу (лицензиату) на определенных условиях права на использование ОПС.
На практике применяются различные виды лицензионных договоров, определяемые характером и объемом прав на использование, способом охраны лицензионного предмета и предмета договора.
По характеру и объему прав на использование ОПС лицензии подразделяются на следующие виды:
· простая (неисключительная) — дает право продавцу (лицензиару) самостоятельно использовать ОПС и выдать лицензии на его использование покупателем (лицензиатом);
· полная — лицензиату переходят все имущественные права, вытекающие из предмета лицензии, на срок действия лицензионного соглашения, а лицензиар отказывается на этот срок от самостоятельного использования своего ОПС;
· исключительная — предусматривает монопольное право лицензиата использовать ОПС на данной территории. При этом лицензиар отказывается от самостоятельного использования ОПС и его продажи на этой территории. Исключение составляют случаи, когда лицензиар сохраняет за собой право на использование предмета лицензии в части, не передаваемой лицензиату. Когда исключительная лицензия сопровождается особыми условиями, ограничивающими права лицензиата, ее называют ограничительно-исключительной.
По способу охраны предмета лицензии выделяются следующие виды лицензий:
· патентные — предмет лицензии защищен охранным документом (охраняемый правом промышленной собственности); наличие охранного документа на предмет лицензии позволяет лицензиару повысить цену на объект лицензирования;
· беспатентные — охранный документ на предмет лицензионного соглашения отсутствует; отсутствие правовой защиты может быть обусловлено, например, наличием ноу-хау в техническом решении, и другими причинами.
Информация о работе Виды и сущность интелектуальной собственности