Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 17:58, дипломная работа
Целью настоящей работы является рассмотрение, на наш взгляд, основного этапа в жизни юридического лица - его образования, иначе можно сказать, рождения. Осуществляемый в нашей стране переход к рынку потребовал признания, формирования и развития новых, соответствующих ему организационно-правовых форм, отсутствовавших в ранее действовавшем законодательстве.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Общая характеристика понятия юридического лица..…………6
1.1. История возникновения и развития института юридического лица……..6
1.2. Понятие и признаки юридического лица…………………………………13
1.3. Создание юридического лица, его государственная регистрация………23
1.4. Правоспособность юридического лица…………………………………...32
1.5. Прекращение юридического лица………………………………………....38
Глава 2. Виды юридических лиц, их классификация. ……………………45
2.1. Коммерческие организации………………………………………………..50
2.1.1. Хозяйственное товарищество……………………………………………50
2.1.2. Акционерное общество…………………………………………………..61
2.1.3. Дочерние организации и зависимое акционерное общество………….63
2.1.4. Производственный кооператив………………………………………….64
2.1.5. Государственное предприятие…………………………………………..67
2.2. Некоммерческие организации…………………………………………….68
2.2.1. Учреждение……………………………………………………………....68
2.2.2. Общественный фонд…………………………………………………….70
2.2.3. Потребительский кооператив…………………………………………...72
2.2.4. Общественное объединение……………………………………….........74
2.2.5. Объединение юридических лиц в форме ассоциаций………………...75
2.2.6. Религиозные объединения………………………………………………76
Глава 3. Проблемы компенсации морального вреда юридическим лицам в гражданском законодательстве Республики Казахстан……………….77
Заключение…………………………………………………………………….83
Список использованной литературы………………………………………89
Выделение – это, как и разделение, способ разукрупнения юридических лиц. При этом способе разукрупнения организация не перестает существовать, но уменьшаются объемы ее характеристик как юридической личности: уменьшается закрепленный за ней имущественный комплекс, численность ее участников объем гражданской правоспособности.
Преобразование, т.е. изменение организационно-правовой формы юридического лица. При этом сама организация, ее участники и ее имущество в количественном плане могут остаться неизменными; но изменяется совокупность определенных признаков, характеризующих тип соответствующего юридического лица.
Различают добровольную и принудительную реорганизацию. Причем, как правило, реорганизация производится добровольно, т.е. на основании решения полномочного органа юридического лица, собственника имущества этого юридического лица или уполномоченного им органа. При этом следует иметь в виду, что, согласно пункту 1 статьи 45 ГК РК, реорганизация юридического лица – накопительного пенсионного фонда, страховой (перестраховочной) организации осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных законодательством о пенсионном обеспечении и страховой деятельности.
Принудительная реорганизация может быть осуществлена по решению судебных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Если собственник имущества юридического лица, уполномоченный им орган, учредители или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществит реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении судебного органа, суд назначает управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию юридического лица. С момента назначения управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на утверждение суда вместе с учредительными документами возникающих в результате реорганизации юридических лиц.
Не трудно заметить, что, приводя выше текст указанной нормы, мы намеренно изменили совокупность нормативных выражений «разделительный баланс» и «учредительные документы возникающих в результате реорганизации юридических лиц» на ненормативное – «соответствующие документы». В учебной литературе отмечается, что «принудительная реорганизация может быть осуществлена только в форме разделения, выделения или преобразования. Она может быть проведена при нарушении антимонопольного законодательства; при банкротстве; при нарушении требований закона, предъявляемых к отдельным видам юридических лиц, в некоторых других случаях».27
Таким образом, встает проблема соотношения доктринального толкования соответствующей нормы в указанных в сносках изданиях и ее буквального толкования. Обратим внимание: в приведенной норме отмечается, что управляющий составляет разделительный баланс. Согласно статье 46 ГК РК, права и обязанности переходят к правопреемникам юридического лица в соответствии с разделительным балансом только при таких формах реорганизации как разделение и выделение. Иными словами, преобразование как форма принудительной реорганизации Кодексом не упоминается.
Возникшее обстоятельство ставит вопрос: допускается ли принудительное преобразование юридического лица?
Можно предположить, что упоминание в учебной литературе и этой формы реорганизации было вызвано расширительным толкованием слова «принудительная».
Согласно С.И. Ожегову, принудить – «заставить что-нибудь сделать», принужденный – «не свободный».28 Иными словами, выражение «принудительная организация» может быть истолковано как любая реорганизация, произведенная помимо воли самого юридического лица. Но этот подход чреват, действительно, необоснованно расширительным толкованием законодательства. Согласитесь решение государства в лице уполномоченного государственного органа об акционировании государственного предприятия или государственного учреждения – это ведь не решение самого предприятия или учреждение в лице его органов. Это – решение «извне», принятое принудительно по отношению к самостоятельному субъекту права. Отсюда вывод: принудительная реорганизация возможна лишь в форме разделения и выделения.
Ликвидация юридического лица – это его прекращение, не влекущее возникновения новых юридических лиц. В таких случаях к другим лицам переходит имущество, оставшееся после прекращаемого юридического лица, без изменения численности их участников и характера их юридической личности. Поскольку юридическое лицо создавалось для участия в имущественных отношениях и к моменту ликвидации, как правило, участвует в них, то при его ликвидации необходимо завершить эти имущественные отношения с его участием.
Специальными актами регламентируется порядок принятия решения о добровольной ликвидации юридического лица.
Что же касается вопроса о принудительной ликвидации, то здесь ГК РК устанавливает несколько оснований:
1) при банкротстве;
2) в случае признания
3) при систематическом осуществле
4) при осуществлении
5) иные основания, предусмотренные законодательными актами.
Конечно, не все указанные основания носят, так сказать, равнозначный характер. Причем их различия определяются как количественным признаком, так и объемом правового регулирования.
С требованием о принудительной ликвидации юридического лица в суд ожжет обратиться уполномоченный государственный орган (например, антимонопольный комитет), которому право на предъявление такого требования предоставлено законодательными актами, а в случае банкротства – также кредитором (п.3 ст. 49 ГК РК).
Собственник имущества юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу юстиции, осуществляющему регистрацию юридических лиц. Они утверждают членов ликвидационной комиссии, устанавливают в соответствии с ГК порядок и сроки ликвидации (п.п. 1 и 2 ст.50 ГК РК).
Назначаемая собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о его ликвидации, ликвидационная комиссия принимает полномочия по управлению имуществом и делами юридического лица, выступает в суде от имени, ликвидируемого юридического лица.
К обязанностям ликвидационной комиссии относится публикация в официальном печатном издании Министерства юстиции РК информации о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления претензий его кредиторами, принятие мер по выявлению этих кредиторов, а также должников юридического лица и получению задолженности от них. В этих целях ликвидационная комиссия предъявляет претензии к должникам ликвидируемого юридического лица, в случае неудовлетворения претензий подает иски в суд. При недостаточности денег для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия занимается продажей имущества ликвидируемого юридического лица. Это правило не распространяется на учреждения. Учреждения, государственные учреждения несут ответственность лишь находящимися у них в распоряжении деньгами, а при их недостаточности – ответственность по обязательствам учреждения несет его учредитель, а по обязательствам государственного учреждения – правительство или местный исполнительный орган. По договорным обязательствам государственные учреждения несут ответственность в пределах утвержденной сметы на содержание государственного учреждения в соответствии с законодательством (п.1 ст.44 ГК).
Срок заявления претензий не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. По истечении этого срока ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень заявленных кредиторами претензий и результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается собственником имущества ликвидируемого юридического лица или органом, принявшем решение о его ликвидации.
Но по любому критерию банкротство является наиболее часто встречающимся основанием, и поэтому заслуживает самостоятельного исследования.
Банкротство – это признанная решением суда несостоятельность должника, являющаяся основанием для его ликвидации. Под несостоятельностью понимается неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, произвести расчеты по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, а также обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды (статья 52 ГК РК).
Выделяют добровольное и принудительное банкротство. В первом случае признание банкротства осуществляется судом на основании заявления самого должника, во втором – его кредитора (кредиторов) и иных лиц.29
Признание недействительной регистрации юридического лица – основание также далеко не сугубо теоретическое. В литературе отмечается, что «неустранимый характер определяется нарушениями норм законодательных актов об отдельных видах юридических лиц. Например, указание некоммерческой организацией в качестве основной цели деятельности такой, которая направлена на извлечение дохода; регистрация АО с уставным капиталом менее требуемого законодательства и т.п.»
Приведенные примеры вряд ли можно назвать самыми удачными. Так, если по каким – либо причинам (в основе которых лежат нарушение закона) учредительные документы зарегистрированной некоммерческой организацией содержат указание на предпринимательские виды деятельности, то в случае отказа организации от добровольного внесения требуемых изменений, соответствующие положения этих документов могут быть признаны недействительными в части по правилам статьи 161 ГК РК. Однако влечь принудительную ликвидацию этого учреждения указанные нарушения не могут, поскольку не носят неустранимого характера.
В этой связи нам представляется более показательным другой пример. «Акционеры акционерного общества «М» обратились с иском о признании недействительной государственной регистрации акционерного общества «М-Х». По мнению истцов, основаниями для удовлетворения иска являлись следующие обстоятельства. АО «М-Х» создано двумя юридическими лицами – АО «М» и АО «К». Причем, АО «К» является одновременно и владельцем контрольного пакета АО «М». При проведении общего собрания акционеров АО «М» по вопросу о создании нового акционерного общества «М-Х» АО «К» диктовало свои условия и ввело в заблуждение других акционеров АО «М». При создании АО «М-Х» были допущены неустранимые нарушения, поскольку в уставной капитал создаваемого акционерного общества были переданы все активы АО «М», что привело к его банкротству».
Судебная коллегия по гражданским делам Алматинского городского суда оставила кассационную жалобу ответчика без изменения по ряду обстоятельств, в том числе указав, что на момент создания АО «М-Х» его учредитель – АО «М» имело значительную задолженность перед бюджетом, в связи с чем, еще до принятия решения о передачи новому акционерному обществу всех своих активов были описаны налоговым комитетом. Поэтому передача таковых активов является незаконной.
Несмотря на то, что суд нашел верное основание для вынесения такого постановления, он нарушил требования пункта 3 статьи 49 ГК РК, согласно которому по такого рода основаниям требование о ликвидации может быть предъявлено в суд государственным органом, которому такое право предоставлено законодательными актами. В этой связи в литературе указывается на регистрирующий орган. В описанном же случае иск был предъявлен акционерами – физическими лицами.
Хотя по нашему мнению, такое субъектное ограничение создает опасную коллизию правовых норм.
Устранить возникшее противоречие возможно либо путем расширительного толкования пункта 3 статьи 49 ГК РК, либо. То предпочтительней, внесением соответствующих поправок в эту норму.
Однако, не все виды юридических лиц подвержены процессу банкротства. В частности, институт банкротства неприменим к казенным предприятиям, учреждениям, государственным учреждениям, так как при недостаточности у этих юридических лиц денежных средств для удовлетворения требований кредиторов субсидиарную ответственность несет собственник имущества.
Порядок ликвидации юридического лица и удовлетворение
требований кредиторов.
Удовлетворение требований кредиторов ликвидируемого юридического лица производится в порядке, предусмотренном ст.51 ГК РК. Удовлетворение требований кредиторов осуществляется в следующей очередности: