Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 17:58, дипломная работа
Целью настоящей работы является рассмотрение, на наш взгляд, основного этапа в жизни юридического лица - его образования, иначе можно сказать, рождения. Осуществляемый в нашей стране переход к рынку потребовал признания, формирования и развития новых, соответствующих ему организационно-правовых форм, отсутствовавших в ранее действовавшем законодательстве.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Общая характеристика понятия юридического лица..…………6
1.1. История возникновения и развития института юридического лица……..6
1.2. Понятие и признаки юридического лица…………………………………13
1.3. Создание юридического лица, его государственная регистрация………23
1.4. Правоспособность юридического лица…………………………………...32
1.5. Прекращение юридического лица………………………………………....38
Глава 2. Виды юридических лиц, их классификация. ……………………45
2.1. Коммерческие организации………………………………………………..50
2.1.1. Хозяйственное товарищество……………………………………………50
2.1.2. Акционерное общество…………………………………………………..61
2.1.3. Дочерние организации и зависимое акционерное общество………….63
2.1.4. Производственный кооператив………………………………………….64
2.1.5. Государственное предприятие…………………………………………..67
2.2. Некоммерческие организации…………………………………………….68
2.2.1. Учреждение……………………………………………………………....68
2.2.2. Общественный фонд…………………………………………………….70
2.2.3. Потребительский кооператив…………………………………………...72
2.2.4. Общественное объединение……………………………………….........74
2.2.5. Объединение юридических лиц в форме ассоциаций………………...75
2.2.6. Религиозные объединения………………………………………………76
Глава 3. Проблемы компенсации морального вреда юридическим лицам в гражданском законодательстве Республики Казахстан……………….77
Заключение…………………………………………………………………….83
Список использованной литературы………………………………………89
Требования каждой из очередей удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица предается его собственнику или учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законодательными актами или учредительными документами юридического лица (п.5 ст. 51 ГК РК). Например, при ликвидации общественных объединений, общественных фондов и религиозных объединений оставшееся после уплаты долгов имущество не переходит к членам, учредителям, участникам, организаторам, а направляется на цели, определенные уставом юридического лица (п.4 ст.36, п.7 ст.106, п.8 ст.107 ГК РК).
Претензии кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, а также не заявленные до утверждения ликвидационного баланса. Считаются погашенными. Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией и те, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, также считаются погашенными (п.6 ст.51 ГК РК).
Участники юридического лица или его орган, принявшие решение о его ликвидации, обязаны немедленно и в письменной форме сообщить об этом органу, зарегистрировавшему его, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в стадии ликвидации. Лица, принявшие решение о ликвидации назначают ликвидационную комиссию и устанавливают порядок и сроки ликвидации.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а само оно – прекратившим свое существование после внесения об этом записи в единый государственный регистр юридических лиц.
Глава 2. Виды юридических лиц, их классификация.
Статья 34 ГК РК различает два вида юридических лиц: коммерческие и некоммерческие организации.
Гражданский кодекс устанавливает принцип, согласно которому юридические лица могут быть созданы только в какой-либо из предусмотренных законодательством организационно-правовых форм. Для коммерческих организаций исчерпывающий перечень таких форм содержится в самом ГК РК.
Однако в любом случае создатели (учредители) юридического лица должны облечь его в одну из предусмотренных законодательством организационно-правовых форм, и придумать нечто, не предусмотренное законом, они не могут. Данный принцип, именуемый замкнутым кругом, организационно-правовых форм юридического лица позволяет исключить возникновение юридически не надежных, не обладающих конструктивной устойчивостью юридических лиц. Этот принцип обеспечивает возможность контроля со стороны государства и служит одним из средств предотвращения дезорганизации экономического оборота, охрана стабильности, устойчивости которого — важнейшая задача гражданского права.
Для коммерческого юридического лица основной целью является получение дохода. Такой доход может быть частично использован на некоммерческие (например, благотворительные) цели, но основным направлением деятельности служит доход.
Некоммерческие юридические лица, напротив, создаются для достижения управленческих, гуманитарных, политических, духовных и иных социальных целей. Доход иногда может быть получен при осуществлении сопутствующей деятельности. Например, потребительский кооператив сдает свободное помещение в аренду.
Статья 34 ГК РК понимает под доходом не общую сумму денежных или иных имущественных поступлений, связанных с деятельностью юридического лица, а разницу между суммой таких поступлений и теми расходами, затратами, платежами, какие несет юридическое лицо в связи со своей деятельностью, т.е. сумму, которую обычно называют прибылью, чистым доходом.
Проведение полного разграничения между коммерческими и некоммерческими организациями бывает на практике затруднительным. Во-первых, потому, что коммерческие юридические лица нередко. Особенно в первые годы после их образования, все получаемые доходы расходуют на развитие материальной базы, совершенствование технологии и т.п. Во-вторых, некоторые некоммерческие юридические лица также ведут предпринимательскую деятельность и получают доходы.
Известно, что классификация делает возможным четкое определение правового статуса той или иной организации и исключает смешение различных по юридической природе организационно-правовых форм хозяйственной деятельности.
Например, малые предприятия, подобно средним и большим, в действительности могут существовать не только в форме унитарных предприятий, но и в виде хозяйственных обществ, товариществ и производственных кооперативов, а совместное предприятие (с иностранным участием) — лишь в форме хозяйственных обществ или товариществ. Сами же малые и совместные предприятия обоснованно не признаются законом самостоятельными разновидностями юридических лиц30.
Действующее гражданское законодательство выделяет критерии, по которым может быть проведена дифференциация юридических лиц:
В соответствии этому критерию можно выделить:
В научной же литературе предпринимаются попытки иным образом подойти к делению юридических лиц на указанные группы. Так, И.П. Грешников читает, что основное различие между коммерческими и гражданскими организациями заключается не в организационно – правовой форме и даже не в масштабе и характере деятельности, а в намерениях их учредителей.
Нельзя ни заметить, что, заявляя, по сути, о своей попытке основой позиции подойти к этой классификации, автор, обосновывая ее, использует уже известные законодателю подходы – получение и распределение дохода: необходимо предоставить реальную свободу для создания гражданских объединений в форме хозяйственных товариществ, а льготами по налогам наделять, имея в виду в основном вид и направленность деятельности, а не только организационно-правовую форму.
Соглашаясь в этой части с автором в принципе, мы тем не менее считаем, что необоснованно смешивать проблемы гражданского права с проблемами налогового законодательства. Гражданское право не может решать вопросов налоговых льгот, поскольку они находятся вне предмета той отрасли права. Кроме того, нам представляется не вполне последовательной сама логика некоторых рассуждений самого автора.
Так, предлагая налоговое льготирование юридического лица исходя из вида и направленности его деятельности, он отмечает, что если. Например, получают и распределяют прибыль между членами, то они должны признаваться коммерческими структурами. И наоборот, если товарищества. Производственные кооперативы, государственные предприятия осуществляют деятельность, не связанную с извлечением прибыли, и не распределяют полученный доход между участниками или учредителями, то такие организации следует отнести к некоммерческим (гражданским).
Этот тезис, на наш взгляд, не вполне соответствует логике предыдущего утверждения. Так, автор отмечает, что данное положение связано, прежде всего, с действующей системой налогообложения. Однако если льготы по налогам должны предоставляться с учетом вида и направленности деятельности юридического лица, то для чего вообще юридические лица относить к тому или другому виду.
Представляется, все же, что в результате своего исследования автор должен был бы прийти к более общей проблеме – обоснованности в принципе деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие.
К сожалению, казахстанские ученые в своих работах, посвященных юридическим лицам, как правило, ограничиваются лишь указанием на важность такого деления, не приводя хотя бы краткого обоснования его необходимости. А этот вопрос, действительно, крайне интересен.
По нашему мнению, юридическая значимость деления организаций на виды могла быть обоснована:
Ю.Г. Басин отмечает, что «самым надежным критерием разграничения служит возможность распределения прибыли между участниками». По его мнению, если юридическое лицо вправе в силу закона или учредительных документов распределять прибыль между участниками (выплачивать дивиденды), то оно должно быть признано коммерческой организацией, независимо от того, производятся или не производятся очередные выплаты дивидендов. Если же юридическое лицо в силу законодательства или учредительных документов не вправе выплачивать дивиденды, оно должно быть признано некоммерческой организацией. И вся его прибыль, если таковая появляется, должна быть направлена на достижение уставных целей.
Как известно, коммерческие юридические лица могут быть созданы в форме хозяйственного товарищества, акционерного общества, производственного кооператива и государственного предприятия. Если в отношении первых трех форм вопросов о возможности распределения чистого дохода не возникает. То использование чистого дохода государственного предприятия подлежит более детальному рассмотрению.
По нашему мнению, определяющими в вопросе распределения дохода являются два обстоятельства:
В связи с первым обстоятельством отметим, что государственное предприятие не обладает правом собственности на принадлежащее ему имущество. В этом яркое отличие от хозяйственного товарищества, акционерного общества и производственного кооператива, которые являются собственниками имущества, переданного им учредителями (по общему правилу), доходов, полученных от деятельности этих юридических лиц, а также другого имущества, приобретенного иным законным способом. Поэтому распределение чистого дохода среди участников (акционеров, членов) есть изменение собственника этих доходов. И с этой точки зрения направление части чистого дохода, полученного, например, товариществом с ограниченной ответственностью, лицу, являющемуся единственным его участником, - тоже распределение.
Второе обстоятельство также немаловажно. Решение о распределении и о порядке распределения части чистого дохода, полученного хозяйственным товариществом, акционерным обществом или производственным кооперативом, принимается общим собранием участников, то есть органом этого юридического лица.
Таким образом, хозяйственное товарищество, акционерное общество и производственный кооператив – активные фигуры в решении вопроса о распределении дохода.
Говоря о рассматриваемом делении юридических лиц, Ю.Г. Басин отмечает, что, в отличие от российского казахстанское законодательство последовательно проводит такое разграничение.32 Действительно, например, статья 116 ГК РФ устанавливает возможность распределения между членами потребительского кооператива, который относится к некоммерческим организациям, доходов, полученных от деятельности кооператива.
На эту же проблему обращает внимание и В.А. Рахмиллович: деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие по установленным Гражданским кодексом признакам в самом Кодексе не выдержано, проводится непоследовательно и вообщем-то весьма условно. На практике в ряде случаев в форме хозяйственных товариществ, в частности, акционерных обществ, создаются и действуют организации, для которых извлечение прибыли не является основой, главной целью и которые эту прибыль, когда она имеется, не делят между своими участниками (акционерами).
Проведенный анализ свидетельствует, что указанные признаки не всегда присутствуют вместе. «Там же, где нет общности, возможны только частные и полностью исключены общенаучные понятия».33 Но одно дело – относительность, условность в науке, и совсем другое – в законе. Поэтому, как нам представляется, все же есть смысл в целом критически оценить идею деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие с точки зрения ее значимости в законодательном плане.
2.1 Коммерческие юридические лица
Юридическое лицо относится к коммерческой организации, если основной целью деятельности является извлечение дохода.
Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственного товарищества, акционерного общества, производственного кооператива, государственного предприятия.
2.1.1. Хозяйственное товарищество.
Хозяйственным товариществом согласно ст. 58 ГК РК признается коммерческая организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом в процессе его деятельности принадлежит товариществу на праве собственности.