Виды правонарушений и пути их искоренения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2014 в 05:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить понятие и виды правонарушений, а так же определить пути их искоренения.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи
- рассмотреть сущность, состав и причины правонарушения;
- изучить классификацию правонарушений;
- рассмотреть проступок и преступление, как виды правонарушений;

Файлы: 1 файл

Виды правонарушений и пути их искоренения.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Все эти функции взаимосвязаны и проявляются в той или иной степени во всех видах ответственности.

Необходимая сторона. Она имеет место при защите лицом своих прав и законных интересов или прав и свобод другого лица, государства или общества от преступного посягательства независимо от возможности избежать его либо обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.

Крайняя необходимость. Имеет место при устранении опасности при условии, что эта опасность не могла быть устранена другим способом, а причиненный вред менее значителен, чем предотвращенный.

Невменяемость – это обусловленная болезненным состоянием психики или слабоумием неспособность лица отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими в момент совершения правонарушения. Законодательство выделяет два критерия невменяемости: медицинский и юридический.

 

2.2 Пути искоренения  правонарушений

Возможно борьба с еще не совершенным правонарушением, т.е. профилактика правонарушения.

С уже совершенным правонарушением возможно бороться только воспитательными методами. Воспитание, в свою очередь, еще со времен дедов и прадедов, имело две стороны, два способа, метода, «кнута» и «пряника».

Под «кнутом» я подразумеваю, меры карательного принуждения, ограничение свободы, штраф, лишение определенных благ для уже совершивших правонарушение, страх, боязнь, нежелание применения таких мер к потенциальным правонарушителям.

«Пряником» возможно, назвать особые привилегии гражданам, организациям (в области налогообложения), в виде особого доверия и отсутствия проверок тем, кто зарекомендовал себя добросовестным налогоплательщиком. Так же возможность трудоустройства в закрытые, соответственно особо благоприятные трудовые учреждения.

Так статья 113 Уголовно-исполнительного кодекса РФ прямо указывает на меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы

В части 1 комментируемой статьи, определены основания применения к осужденным мер поощрения. Таковыми могут быть, как разовый положительный поступок, например предотвращение пожара, предотвращение готовящегося преступления, побега, сообщение о свершившемся преступлении, так и система положительного поведения при отбывании наказания, хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, обучению, активное участие в воспитательных мероприятиях. Характер такого поведения определяется совокупностью действий осужденного, которые оцениваются администрацией исправительного учреждения за определенный период времени.

Одним из важных направлений борьбы с правонарушением является соблюдение принципа гласности. Правонарушения чужды гласности, они совершаются (как правило) тайно. Там, где нет гласности, есть благоприятная почва для правонарушения.

Гласность не может зависеть от какого-либо усмотрения, поскольку является конституционной обязанностью субъектов власти и управления. Информированность общества - один из существенных признаков демократии, определяющий уровень политического доверия государства к своим гражданам и уважения государственными органами общественного мнения. Общественное мнение является одним из видов социального контроля, осуществляемого повседневно постоянно всеми гражданами.

Информированность общества способствует эффективному функционированию государственного механизма, в том числе искоренению причин-условий правонарушений.

Одним из существенных факторов является принцип неотвратимости ответственности за правонарушение. Уверенность или надежда на то, что за правонарушением с неотвратимостью последует наказание, усиливает императивное значение правовых норм-запретов, сдерживающий фактор, содержащийся в санкциях, и таким образом стимулирует правомерное поведение.

Главными остается императивные меры предупреждения правонарушения. К ним, прежде всего, относят правовое воспитание, которое должно начинаться с самого раннего возраста, с приучения маленького человека к основам права и правового поведения. Формирование этого должно произойти из адекватного соотношения моральных понятий «добра» и «зла».

С взгляда психологов, подавляющее число правонарушителей, должны быть их пациентами уже с подросткового возраста.

Статья 9 «Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация» Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 9 марта 2001 г., 25 июля 2002 г.) гласит:

«Обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат:п.ж) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, подозреваемые в совершении преступления, обвиняемые в совершении преступления либо осужденные за совершение преступления, подвергнутые административному аресту, совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно»

Этому положению соответствует совместный Приказ МВД РФ, МЧС РФ, Минобороны РФ, МНС РФ, Минюста РФ, ГТК РФ, СВР РФ, ФСВТ РФ, ФСЖВ РФ, ФМС РФ, ФСБ РФ, ФСНП РФ, ФСО РФ, ФПС РФ и ФАПСИ от 17 ноября 1999 г. NN 643, 531, 549, АП-3-24/364, 331, 786, 82, 112, 363, 96, 423, 413, 357, 620, 189 "Об утверждении Положения о порядке формирования и ведения информационного массива, создаваемого в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации" п.15. Объектами учета оперативно-справочного дактилоскопического массива являются: граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, подозреваемые в совершении преступления, обвиняемые в совершении преступления либо осужденные за совершение преступления, подвергнутые административному аресту, совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно;

В некоторых странах обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат все граждане без исключения, что усиливает неотвратимость наказания при совершении правонарушения, преступления, и защищает права честных граждан.5

 

 

Заключение

 

При всестороннем изучении темы «Правонарушение и юридическая ответственность», представлялась определенная сложность, поскольку ни в учебной, ни в научной юридической  литературе, ни в законодательстве нет последовательной позиции относительно многих спорных вопросов.

Так, относительно классификации правонарушений существуют различные точки зрения. Обычно называют три вида проступков: гражданские, административные, дисциплинарные проступки, однако отдельные авторы выделяют в качестве самостоятельной группы конституционные, процессуальные, трудовые и некоторые другие виды проступков. Также существует множество различных определений правонарушений и юридической ответственности и что характерно, они как правило дополняют друг друга, а не исключают.6

Основанием юридической ответственности являются (действительные или предполагаемые) правонарушения, следовательно необходимо сделать вывод не было бы правонарушений, ни возникла бы ответственность, но так как правонарушение – явление для общества крайне нежелательные. Поэтому общество стремится к их ликвидации. Для успешной борьбы с правонарушениями необходимо знать их причины – те обстоятельства, наличие которых обусловливает существование правонарушений.

Над причинам правонарушений и путями их устранения философы и юристы задумывались давно, однако и в настоящее время эта проблема далека от своего разрешения. Тем не менее можно обозначить самые общие подходы к данному вопросу.

Правонарушение чрезвычайно разнообразны, как по видам, так и по тяжести последствий, мотивам совершения и т.д. Вместе с тем они имеют общие признаки, что дает возможность исследовать не только отдельные виды правонарушений, но и всю их совокупность.

 

Глоссарий

 

№ п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

Толкование норм права

Деятельность органов государства, должностных лиц, общественных организаций, отдельных граждан, направленная на установление содержания норм права, на раскрытие выраженной в них воли социальных сил, стоящих у власти.

2

Гарантии законности

Это определенный комплекс организационных, экономических, политических, идеологических и иных факторов и юридических мер, обеспечивающих соблюдение законов, прав граждан и интересов общества и государства.

3

Государственный орган

Это составная часть механизма государства, которая имеет собственную структуру, определенные законом полномочия властного характера по управлению конкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодействует с другими элементами государственного механизма, образующими единое целое.

4

Государство

Политическая форма организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти — особой управляющей системы, руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения.

5

Дееспособность

Способность своими действиями реализовывать субъективные права и нести обязанности, предусмотренные действующим законопроектом.

6

Закон

Нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения путем референдума и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения.

7

Законодательство

1) Система издаваемых полномочными правотворческими органами юридических актов, устанавливающих нормы права; 2) Совокупность законов и других нормативных правовых актов высшего органа законодательной власти, а также нормативных указов Президента РФ и нормативных постановлений Правительства РФ; 3) Совокупность только законов.

8

Источник права

Форма внешнего выражения содержания права, т.е. форма закрепления и существования правовых норм (правовой обычай, нормативный правовой акт, нормативный договор, судебный прецедент и др.).

9

Метод правового регулирования

Совокупность приемов и способов регламентирования общественных отношений, воздействия на человеческое поведение.

10

Мораль

Взгляды, представления людей о добре и зле, о постыдном и похвальном, о чести, совести, долге, справедливости.


 

 

Список использованных источников

 

Нормативные правовые акты

  1. Конституция РФ
  2. УК РФ
  3. Уголовно-исполнительных кодекс РФ от 08.01.1997 №1-ФЗ (с изм. и доп. на 2008 год).
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации 13.06.96 № 63-ФЗ (с изм. и доп. на 2008 год) - 2008.
  5. Федеральный закон О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ

 

Научная и обзорная литература

  1. Абдулаев М.И. Теория государства и права учебник М.И. Абдулаев .- 3-е изд., доп. и перераб. - М. Экономика, 2006. - 622 с.
  2. Енгибарян Р.В. Теория государства и права учебное пособие Р.В. Енги-барян, Ю.К. Краснов; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т) МИД России; Междунар. ин-т упр. - 2-е изд., пересм. и доп. - М. НОРМА, 2007 .- 575 с.
  3. Кашанина Т.В. Российское право учебник для вузов Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. - М. Норма, 2005. - 785 с.
  4. Летушева Н.И., Летушева М.В. Теория государства и права. - М. Акаде-мия, 2008. - 208 с.
  5. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах учебно-методическое пособие А.В. Малько. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М. Юристъ, 2006. - 297 с.
  6. Марченко М.Н. Теория государства и права учебник М. Н. Марченко; Моск. гос. ун-т им. М.В.Ломоносова, Юрид. фак. - Изд. 2-е, перераб.и доп. - М. Проспект, 2007. - 637 с.
  7. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права - М. Де-ло АНХ, 2009. - 528 с.
  8. Недоцук Н.А. Теория государства и права в схемах и определениях учебное пособие Н.А. Недоцук. - М. КноРус, 2007. - 79 с.
  9. Проблемы теории государства и права учебное пособие для студ. вузов О.Э. Лейст [и др.]; под ред. М.Н. Марченко. - М. Юристъ, 2005. - 655 с.

1 Енгибарян Р.В. Теория государства и права учебное пособие Р.В. Енги-барян, Ю.К. Краснов; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т) МИД России; Междунар. ин-т упр. - 2-е изд., пересм. и доп. - М.: НОРМА, 2007 .- С. 47

2 Летушева Н.И., Летушева М.В. Теория государства и права. - М.: Академия, 2008. - С. 140

 

3 Марченко М.Н. Теория государства и права учебник М. Н. Марченко; Моск. гос. ун-т им. М.В.Ломоносова, Юрид. фак. - Изд. 2-е, перераб.и доп. - М. Проспект, 2007. - С. 110

4 Летушева Н.И., Летушева М.В. Теория государства и права. - М.: Академия, 2008. - С. 166

5 Летушева Н.И., Летушева М.В. Теория государства и права. - М.: Академия, 2008. - С. 198

6 Летушева Н.И., Летушева М.В. Теория государства и права. - М.: Академия, 2008. - С. 217

 


 



Информация о работе Виды правонарушений и пути их искоренения