Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 18:51, курсовая работа
Разным общественно-экономическим формациям свойственны разные противоречия. При существовавшем у нас советском строе главное противоречие было между индивидуальными интересами людей и всеобщей регламентацией жизни, созданной командно-административной системой. А при капитализме главное противоречие – между общественным характером труда и частным присвоением его результатов. Как видно, при любом известном человечеству общественном строе объективные социальные противоречия сохраняются, порождая правонарушения и преступность.
Введение
Понятие и признаки правонарушения
Состав правонарушения
2.1Объект и объективная сторона правонарушения.
2.2 Субъект и субъективная сторона правонарушения.
Виды правонарушений и их особенности.
Конституционные правонарушения.
Преступления.
Гражданско-правовые правонарушения.
Дисциплинарные правонарушения.
Финансовые правонарушения.
Заключение
Библиографический список
Недостатком Налогового кодекса следует признать отсутствие в нем указаний на то, какие налоговые правонарушения совершаются умышленно, а какие - по неосторожности, что ведет к правоприменительному субъективизму в процессе квалификации деяния.
Следующий признак налогового правонарушения - общественная опасность. В законодательном определении налогового правонарушения отсутствует признак общественной опасности, что не означает реального отсутствия общественной опасности у налоговых правонарушений. Любое государство не может нормально функционировать без полного и своевременного сбора налогов, поступление которых в казну обеспечивает реализацию прав и свобод человека и гражданина, внутреннюю и внешнюю безопасность и т. д. Общим объектом налоговых правонарушений будет выступать совокупность общественных отношений, обеспечивающих своевременное и полное взимание налогов и сборов, налоговый контроль и процессуальные налоговые отношения, которым и причиняется вред. Соответственно, можно определить три группы родовых объектов налоговых правонарушений. Во-первых, отношения, обеспечивающие своевременное и полное взимание налогов и сборов. Во-вторых, отношения, обеспечивающие налоговый контроль. В-третьих, налогово-процессуальные отношения.
Такие налоговые правонарушения как: грубое нарушение правил учета доходов и расходов (ст. 120 НК РФ), неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122 НК РФ), невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ) посягают на отношения, обеспечивающие своевременное и полное взимание налогов.
Правонарушения, предусмотренные ст. 128 (ответственность свидетеля), 129 (отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода), 125 (несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест), посягают на отношения, возникающие в процессе осуществления налогового расследования.
Правонарушения, предусмотренные ст. 116 (нарушение срок постановки на учет в налоговом органе), 117 (уклонение от постановки на учет в налоговом органе), 118 (нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке), 119 (непредставление налоговой декларации), 126 (непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля), посягают на отношения, обеспечивающие налоговый контроль, но при этом эти отношения очень тесно связаны с отношениями по своевременному и полному взиманию налогов.
Отдельную главу в НК РФ составляют правонарушения, заключающиеся в невыполнении банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (глава 18). Анализ ст. 132-136 НК РФ показывает, что указанные правонарушения в основном посягают на отношения, обеспечивающие осуществление налогового контроля, но эти правонарушения только косвенно связаны с взиманием налогов и сборов. Исключение составляет ст. 135 НК РФ, устанавливающая ответственность за неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора.
В ст. 281 БК РФ дается понятие нарушения бюджетного законодательства РФ, которым признается: «Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодатель которое влечет применение к нарушителю мер принуждения».
Общественная опасность бюджетного правонарушения состоит в причинении вреда (или угрозе причинения вреда) отношениям, возникающим в процессе формирования доходов и осуществления paсходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Исходя из анализа конкретных бюджетных правонарушений, указанные отношения можно конкретизировать. Например, это могут быть отношения по целевому использованию бюджетных средств, своевременному и полному перечислению бюджетных средств, своевременному представлению отчетов об исполнении бюджета и т. п.
Статья 283 БК РФ определяет следующие виды бюджетных правонарушений: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; не перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств; несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета; несвоевременное доведение до получаемой бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях и Анализ конкретных бюджетных правонарушений показывает, что они мо гут быть совершены как путем действия, так и путем бездействия.
Меры финансовой ответственности за бюджетные правонарушения признак наказуемости бюджетного правонарушения) представлены в ст. 282 БК РФ. К бюджетным правонарушителям могут быть применены следующие меры: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; изъятие бюджетных средств; блокировка расходов; наложение штрафа; начисление пени. Перечень мер финансовой ответственности законодатель оставляет открытым, так как статья содержит отсылку, указывая, что могут применяться иные меры в соответствии с Г К РФ и федеральными законами.
В Бюджетном кодексе не делаются упоминания о признаке вины. Отсутствие указания на данный признак не означает возможность существования ответственности без вины в бюджетных отношениях. Без вины правонарушения, упрочненного поведения и не должно быть ни юридической ответственности, ни наказания.
Субъектами бюджетных правонарушений могут быть только юридические лица, являющиеся участниками бюджетного процесса.
Следующей разновидностью финансовых правонарушений являются валютные правонарушения. Валютные правонарушения предусмотрены ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и рядом других нормативно-правовых актов. Общественная опасность валютных правонарушений заключается в причинении вреда отношениям, связанным с владением, пользованием и распоряжением валютными ценностями.
Основными валютными правонарушениями, вытекающими из ФЗ РФ «О валютном регулировании контроле» являются: приобретение и продажа валютных ценностей помимо уполномоченного банка, нарушение правил об обязательной продаже части валютной выручки в уполномоченном банке, нарушение правил открытия и ведения валютных счетов и т. д.
Наказуемость валютных правонарушений закреплена не только в ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», но и в иных нормативно-правовых актах, принятых Министерством финансов Российской Федерации. В качестве санкций за валютные правонарушения законодатель предусматривает не только штрафы, но и приостановление действия лицензии, взыскание в доход государства всего необоснованного приобретенного по сделке с валютными ценностями, отзыв лицензии.
В валютном законодательстве не упоминается о признаке вины валютного правонарушения, но как указывалось выше, виновность выступает общепризнанным принципом юридической ответственности, а специальных оговорок, исключающий этот принцип валютное законодательство не содержит.
Итак, валютное правонарушение - это общественно опасное, противоправное и виновное деяние, посягающее на валютные отношения, за совершение которых установлена финансовая ответственность.
Следующая разновидность финансовых правонарушений - правонарушения, посягающие на публичные банковские отношения. Oсновными нормативно-правовыми актами, устанавливающими эту разновидность финансовых правонарушений, являются: ФЗ РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России); Инструкция ЦБ РФ "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности».
По мнению некоторых ученых, в банковском праве существует понятие «нарушение», а не «правонарушение» (А. Г. Братко). С такой позицией нельзя согласиться по нескольким основаниям. Во-первых, выделение банковского права как самостоятельной отрасли права Becьма спорно. Во-вторых, понятие «нарушение» может существовать одновременно с понятием «правонарушение», но будет отличаться от правонарушения одним или двумя признаками. У «нарушения» (в отличие от правонарушения) может отсутствовать признак общественной опасности или признак виновности. Нарушение не должно влечь применения мер юридической ответственности.
Банковская противоправность определяется в ст. 74 ФЗ РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» как нарушение кредитной организацией федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации.
Общественная опасность этих правонарушений состоит в причинении вреда (или угрозе его причинения) публичным банковским отношениям, складывающимся между Банком России и иными кредитными организациями. Это могут быть отношения банковского надзора, отношения обеспечения стабильности денежной системы, отношения, обеспечивающие защиту вкладов в коммерческих банках и т. д.
Противоправное деяние может быть в виде непредставления ЦБ РФ информации, невыполнении нормативов ЦБ РФ (например, норматива текущей ликвидности), искажения отчетности, нарушения условий формирования резервного фонда и уставного капитала и т. д.
Наказуемость банковских правонарушений определена в ст. 74 ФЗ РФ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Так, к кредитной организации могут быть применены следующие меры финансовой ответственности: наложен штраф, отозвана лицензия на осуществление отдельных банковских операций, введен запрет на открытие филиалов и др.
В нормативно-правовых актах, устанавливающих банковские правонарушения, отсутствует указание на наличие вины, что является недостатком банковского законодательства.
Субъектами банковских правонарушений выступают исключительно кредитные организации.
Итак, банковское правонарушение - это общественно опасное, противоправное и виновное деяние, посягающее на публичные банковские отношения, за совершение которых установлена финансовая ответственность.
Нами были рассмотрены виды финансовых правонарушений, определяемых в зависимости от их отраслевой принадлежности, но понятие финансовое правонарушение» иногда употребляется и в более широком значении. В этом случае в основу классификации берется не признак отраслевой принадлежности, а объект правонарушения - финансовые отношения. На основе такой классификации выделяют: а) преступления, посягающие на финансовые отношения (ст. 192-194,198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ); б) административные правонарушения, посягающие на финансовые отношения (ст. 15.1.-15.26 КоАП РФ); з) налоговые, бюджетные, валютные и банковские правонарушения, которые были рассмотрены выше. Таким образом, понятие «финансовое правонарушение» может употребляться в узком и широком значении
3 Понятие и виды юридической ответственности
Правонарушения любого вида - явления для общества крайне нежелательные, поскольку они мешают правильному функционированию государственной власти, охране прав граждан и организаций. Поэтому и государство, и все общество ведут постоянную борьбу с правонарушениями. Эта деятельность включает в себя два направления: предупреждение совершения правонарушений и последовательную реализацию юридической ответственности за уже совершенное правонарушение. По сути, это всегда отрицательная реакция государства на противоправное действие. Эта реакция содержит неблагоприятные последствия для правонарушителя, установленные правом. И если организация или гражданин объявляют, что они не несут установленную юридическую ответственность, это объявление имеет ничтожный характер, не исключает ответственности [12, с. 204]. Например, редакция одной из газет, опубликовала секретный доклад, полученный неофициально, объявила, что она снимает с себя всякую ответственность за разглашение сведений. Это неверно, т.к. статья 4 Закона «О средствах массовой информации» запрещает распространение сведений, составляющих государственную тайну, а статья 57 того же закона не предусматривает освобождение от ответственности в указанном случае [6, ст. 4, 57].
Юридическую ответственность
за совершенное правонарушение обычно
называют ретроспективной
Как сложное правовое
явление юридическая
Юридическая ответственность представляет собой вид государственного принуждения. Она всегда сопряжена с государственным осуждением виновных противоправных деяний, которые для государства опасны и вредны и с которыми ведется борьба через применение принудительных мер [14, с. 599]. Тем не менее, не всякая принудительная мера бывает юридической ответственностью. Так, не является ею ограничение въезда и выезда из определенной местности в связи с объявлением карантина, запрет движения по дороге в связи с проведением ремонтных работ, применение принудительных мер медицинского характера. Одни меры государственного принуждения применяются для наказания правонарушителя, им присущ характер кары (например, штраф, конфискация, лишение свободы), назначение других принудительных мер в том, чтобы прекратить правонарушение, предотвратить вредные для общества последствия и обеспечить реальную возможность применения наказания к виновному (например, задержание правонарушителя, досмотр транспортного средства, досмотр багажа, обыск и др.).