Вопросы лицензирования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 20:13, реферат

Описание работы

Лицензирование – сравнительно новый гражданско-правовой институт.
В первой части данного реферата рассматриваются вопросы правового регулирования лицензирования в Российской Федерации.
Далее рассматриваются общие вопросы лицензирования: понятие лицензирования, основные принципы осуществления лицензирования, понятие лицензии, лицензионные требования и условия, а также порядок получения, приостановления и аннулирования лицензии.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………………………4
2. Правовое регулирование лицензирования в Российской Федерации………. 5
3. Общие вопросы лицензирования……………………………………………… 9
3.1. Понятие лицензирования. Основные принципы осуществления лицензирования ……………………………………………………………..9
3.2. Понятие лицензии, лицензионные требования и условия……………....10
4. Порядок получения, приостановления и аннулирования лицензии…….......16
5. Заключение…………………………………………………………………….. 19
6. Расчетная часть…………………………………………………………………20
7. Список литературы……………………………………………………………. 26

Файлы: 1 файл

Лицензирование.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………………4
  2. Правовое регулирование лицензирования в Российской Федерации………. 5
  3. Общие вопросы лицензирования……………………………………………… 9
    1. Понятие лицензирования. Основные принципы осуществления лицензирования ……………………………………………………………..9
    2. Понятие лицензии, лицензионные требования и условия……………....10
  4. Порядок получения, приостановления и аннулирования лицензии…….......16
  5. Заключение…………………………………………………………………….. 19
  6. Расчетная часть…………………………………………………………………20
  7. Список литературы……………………………………………………………. 26

 

 

Введение

Лицензирование – сравнительно новый гражданско-правовой институт.

В первой части данного реферата рассматриваются вопросы правового регулирования лицензирования в Российской Федерации.

Основным нормативным актом, регулирующим порядок лицензирования в Российской Федерации, является Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Указанный Федеральный закон содержит общие положения, касающиеся вопросов лицензирования отдельных видов деятельности, а также перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию. Непосредственно же порядок и условия лицензирования каждого отдельного вида деятельности регулируется отдельными нормативными актами: Постановлениями Правительства РФ или специальными законами.

Далее рассматриваются общие вопросы лицензирования: понятие лицензирования, основные принципы осуществления лицензирования, понятие лицензии, лицензионные требования и условия, а также порядок получения, приостановления и аннулирования лицензии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовое регулирование лицензирования в Российской Федерации.

Основным нормативным актом, регулирующим порядок лицензирования в Российской Федерации, является Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон).

Федеральный закон определяет сферу его применения, права и обязанности лицензирующих органов, лицензионные требования, перечень лицензируемых видов деятельности, перечень документов для получения лицензии, порядок переоформления лицензии, порядок лицензионного контроля, порядок приостановления и прекращения действия лицензии.

Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, и направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, при регулировании и защите прав, законных интересов, жизни и здоровья граждан, окружающей среды, объектов культурного наследия народов Российской Федерации, обеспечении обороны страны и безопасности государства.

К основным положениям Федерального закона можно отнести следующие.

Определен новый, значительно сокращенный по сравнению с предыдущей редакцией Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ перечень лицензируемых видов деятельности. Введение лицензирования новых видов деятельности возможно только путем изменения существующего перечня лицензируемых видов деятельности.

Федеральный закон не применяется и лицензирование продолжает осуществляться в порядке, установленном федеральными законами, в отношении 11 видов деятельности: использование атомной энергии; производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; деятельность, связанная с защитой государственной тайны; деятельность кредитных организаций; деятельность по организации биржевой торговли, деятельность биржевых посредников и биржевых брокеров; виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; деятельность акционерных и паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; клиринговая деятельность; страховая деятельность.

Особенности лицензирования услуг связи, телевизионного вещания, радиовещания, частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности, образовательной деятельности могут устанавливаться законами о соответствующих видах деятельности.

Правительство РФ определяет лицензирующие федеральные органы исполнительной власти, утверждает положения о лицензировании, порядок предоставления в электронной форме документов на лицензию, типовую форму лицензии. Федеральными законами осуществление полномочий РФ в области лицензирования может быть передано субъектам РФ.

При подаче лицом заявления на предоставление или переоформление лицензии лицензирующий орган проводит в отношении соответствующего лица документарные проверки и внеплановые выездные проверки без согласования с органом прокуратуры. Плановые проверки проводятся в общем порядке.

К лицензионным не могут быть отнесены требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции.

Не допускается взимание платы за лицензирование, за исключением предусмотренной государственной пошлины.

Срок рассмотрения документов на лицензию - не более 45 рабочих дней, после этого решение сообщается в течение 3 рабочих дней.

Лицензируемую деятельность можно осуществлять со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии, то есть одновременно осуществляемых внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий, присвоения лицензии регистрационного номера и регистрации приказа лицензирующего органа о предоставлении лицензии.

Лицензия действует бессрочно. В целом ряде случаев она должна переоформляться (преобразование, изменение наименования, адреса лица, мест осуществления или перечня работ по лицензируемой деятельности). При слиянии лицензия переоформляется, только если у каждого участника слияния имеется лицензия на один и тот же вид деятельности. При прекращении лицом лицензируемого вида деятельности заявление об этом направляется в лицензирующий орган не позднее чем за 15 календарных дней.

Лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об ее аннулировании.

Информация по вопросам лицензирования (в том числе сведения реестров лицензий) является открытой и общедоступной (за исключением случаев государственной или служебной тайны). Сведения о конкретной лицензии предоставляются лицензирующим органом бесплатно в течение 5 рабочих дней.

Наряду с Федеральным законом, в части, не противоречащей ему, при регулировании лицензирования применяется Постановление Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» (далее – Постановление). Постановлением, наряду с перечнем деятельности, подлежащей лицензированию, закрепляется также перечень органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности.

Федеральный закон и Постановление содержат лишь общие положения, касающиеся  вопросов лицензирования отдельных видов деятельности, а также перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию. Непосредственно же порядок и условия лицензирования каждого отдельного вида деятельности регулируется отдельными нормативными актами: Постановлениями Правительства РФ или специальными законами.

Необходимо отметить, что законодательство о лицензировании состоит из гражданских норм, регулирующих понятие лицензирования, общие вопросы лицензирования, а также устанавливающих виды деятельности, подлежащие лицензированию, и административных норм, регламентирующих, например, порядок взимания лицензионных сборов на территории субъектов РФ.

Таким образом, можно так разграничить полномочия Российской Федерации и субъекта РФ: федеральное законодательство определяет виды деятельности, подлежащие лицензированию, а субъекту РФ предоставлена возможность регулирования административной стороны лицензионных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие лицензирования.

Основные принципы осуществления лицензирования.

Определение лицензирования содержится в статье 3 Федерального закона. Лицензирование – деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

Объектом лицензирования является лицензируемый вид деятельности, то есть вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.

Следует оговориться, что специальные нормативные акты, регулирующие лицензирование конкретного вида деятельности, конкретизируют и определяют непосредственные объекты лицензирования. Так, например, объектом лицензирования розничной торговли алкогольной продукции, является розничная торговля алкогольной продукцией. К алкогольной продукции же  относятся спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки и прочее.

В данной связи возникает вопрос, какая деятельность подлежит лицензированию, а какая нет. Федеральным законом по этому поводу выделяются ряд критериев. В соответствии с Федеральным законом к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

Основными принципами осуществления лицензирования являются следующие:

1) обеспечение единства  экономического пространства на  территории Российской Федерации;

2) установление лицензируемых  видов деятельности федеральным  законом;

3) установление федеральными  законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации;

4) установление исчерпывающих  перечней лицензионных требований  в отношении лицензируемых видов  деятельности положениями о лицензировании  конкретных видов деятельности;

5) открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) недопустимость взимания  с соискателей лицензий и лицензиатов  платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

7) соблюдение законности  при осуществлении лицензирования.

 

Понятие лицензии, лицензионные требования и условия.

В статье 3 Федерального закона содержится определение понятия «лицензия», согласно которому лицензия – специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.

 

Действие лицензии ограничивается сроком, территорией, субъектом получившим лицензию, а также деятельностью, на которую получена лицензия.

Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности. Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. То есть, передача лицензии иному юридическому лицу или предпринимателю, законодателем исключена. При ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя выданная лицензия теряет юридическую силу. В случае реорганизации, изменения наименования юридического лица, юридического адреса, изменения паспортных данных индивидуального предпринимателя, утраты лицензии лицензиат обязан в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении лицензии. Переоформление лицензии производится в том же порядке, что и установлен для ее получения. До переоформления лицензии лицензиат осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии и документа, подтверждающего подачу заявления о переоформлении лицензии, в случае утраты лицензии – на основании временного разрешения, выданного органом лицензирования.

Деятельность, на осуществление которой федеральными органами государственной власти выдана лицензия, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензирующим органом субъекта Российской Федерации выдана лицензия, может осуществляться на территории данного субъекта Российской Федерации. На территориях иных субъектов Российской Федерации такая деятельность, по общему правилу, может осуществляться при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Вопросы лицензирования в Российской Федерации