Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 20:13, реферат
Лицензирование – сравнительно новый гражданско-правовой институт.
В первой части данного реферата рассматриваются вопросы правового регулирования лицензирования в Российской Федерации.
Далее рассматриваются общие вопросы лицензирования: понятие лицензирования, основные принципы осуществления лицензирования, понятие лицензии, лицензионные требования и условия, а также порядок получения, приостановления и аннулирования лицензии.
1. Введение…………………………………………………………………………4
2. Правовое регулирование лицензирования в Российской Федерации………. 5
3. Общие вопросы лицензирования……………………………………………… 9
3.1. Понятие лицензирования. Основные принципы осуществления лицензирования ……………………………………………………………..9
3.2. Понятие лицензии, лицензионные требования и условия……………....10
4. Порядок получения, приостановления и аннулирования лицензии…….......16
5. Заключение…………………………………………………………………….. 19
6. Расчетная часть…………………………………………………………………20
7. Список литературы……………………………………………………………. 26
При нарушении этого правила, то есть, за осуществление деятельности на основании лицензии, выданной лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, на территориях иных субъектов Российской Федерации без уведомления лицензирующих органов данных субъектов Российской Федерации, лицензиат несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако, следует отметить, что, например, действие лицензии на осуществление розничной торговли алкогольной продукцией, распространяется только на территорию, подведомственную органу, выдавшему лицензию. Таким органом является орган местного самоуправления. То есть лицензия на осуществление розничной торговли алкогольной продукцией распространяется только на территорию, подведомственную органу местного самоуправления. В случае, если лицензируемый вид деятельности осуществляется на нескольких территориально обособленных объектах, в том числе расположенных на железнодорожном, авиационном, морском и речном транспорте, лицензиату одновременно с лицензией выдаются ее заверенные копии на каждый объект с указанием его местоположения.
Лицензия является срочным разрешением, то есть ограниченным во времени. Сроком действия лицензии является тот промежуток времени с момента ее выдачи, в течении которого лицензиат может осуществлять предусмотренную лицензией деятельность. Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем три года. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности. В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.
Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
В перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования:
1) наличие у соискателя
лицензии и лицензиата
2) наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;
3) наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля;
4) соответствие соискателя
лицензии и лицензиата
5) иные требования, установленные федеральными законами.
К лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции, а также требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг.
Также обязательным при осуществлении лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.
Так, например, в соответствии с федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а именно статьей 40 «Особенности лицензирования отдельных видов деятельности (работ, услуг), представляющих потенциальную опасность для человека», отдельные виды деятельности (работы, услуги), представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом, обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии в данном случае является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам представляющих потенциальную опасность для человека соответсвующего вида деятельности, например, это производство и реализация продовольственного сырья и пищевых продуктов, в том числе этилового спирта, алкогольной продукции.
Порядок получения, приостановления и аннулирования лицензии.
Для того чтобы получить лицензию соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о выдаче лицензии с указанием следующих сведений: для юридического лица – полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма, адрес места нахождения, адрес мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, номер телефона и адрес электронной почты; для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, адрес мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, номер телефона и адрес электронной почты.
Также, необходимо указать идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе; лицензируемый вид деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии; реквизиты документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии; реквизиты документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям.
В зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, подтверждающих соответствие соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям. За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии указанным органом взимается плата, максимальный размер которой не может превышать трехкратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Размер такой платы за рассмотрение заявления соискателя лицензии устанавливается Правительством Российской Федерации. Суммы платы за рассмотрение заявлений соискателей лицензий зачисляются в соответствующие бюджеты. Нужно отметить, что лицензионные сборы составляют не последнюю строку бюджета Российской Федерации.
Итак, после получения заявления, лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.
Стоит отметить, что в некоторых случаях, предусмотренных законом, этот срок может быть продлен. Так, например, при лицензировании розничной торговлей алкогольной продукцией, в случае необходимости проведения дополнительной, в том числе независимой, экспертизы решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее чем через 60 дней со дня подачи заявления с необходимыми документами.
После принятия заявления и рассмотрения возможности выдачи лицензии соискателю, лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятии решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии с указанием причин отказа в течение трех дней после принятия указанным органом соответствующего решения.
Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора.
Далее необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии осуществляется только по решению суда на основании заявления лицензирующего органа.
Общие основания для приостановления и аннулирования лицензии содержатся в статье 20 Федерального закона. Конкретные основания для приостановления и аннулирования лицензий по отдельным видам деятельности установлены соответствующими нормативными актами.
В результате аннулирования лицензиат помимо своей воли несет неблагоприятные для себя последствия в виде лишения права заниматься соответствующим видом деятельности.
Подытоживая сказанное, можно сделать следующие выводы. Приостановление действия и аннулирование лицензии на право осуществления определенной деятельности есть виды административных наказаний, и их применение производится в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Органами, уполномоченными рассматривать дела о совершении правонарушений, за которые предусмотрена ответственность в виде приостановления действия или аннулирования лицензии, являются суды по месту совершения правонарушения и иные органы государственной власти в пределах их компетенции.
Заключение
В данной работе рассмотрена тема «Лицензирование деятельности предприятия». Институт лицензирования – это важный гражданско-правовой институт, регулирующий отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, и обеспечивающий проведение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, при регулировании и защите прав, законных интересов, жизни и здоровья граждан, окружающей среды, объектов культурного наследия народов Российской Федерации, обеспечении обороны страны и безопасности государства.
По результатам изучения основных нормативных документов, регламентирующих процесс осуществления лицензирования, можно сделать вывод о том, что институт лицензирования в Российской Федерации достаточно хорошо развит.
Информация о работе Вопросы лицензирования в Российской Федерации