Возникновение юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования выступает исследование юридического лица и порядок его возникновения. Данную цель предполагается достичь путем последовательного решения следующих задач: рассмотреть понятие и общие положения юридического лица, его правоспособность; определить особенности возникновения юридического лица, нормативно-правовое регулирование данного процесса, порядок государственной регистрации предмета данного исследования.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................................3

1 Юридические лица.....................................................................................………..……6

1.1 Понятие и общие признаки юридического лица.................…...….............……...…7

1.2 Правоспособность юридического лица..............…...….…...........…..........….……10

2 Возникновение юридического лица.....................................……....…..….…...…......15

2.1 Законодательное регулирование процесса создания юридического лица.............16

2.2 Учредительные документы..............….……………...…..….…..……….........…....18

2.3 Порядок государственной регистрации юридического лица..........…...........……19

Заключение………………………………….….……….……………….....................…22

Глоссарий…………………………….…….…………........…………..........….….….…25

Список использованных источников.……….……………........….......………….…....27

Приложения......................................................................................................................29

Файлы: 1 файл

Взникновение юр. лица. КР, Гражданское право.docx

— 71.68 Кб (Скачать файл)

Учредительный договор заключается, а устав - утверждается учредителями (участниками) юридического лица .

К содержанию учредительных документов предъявляется ряд обязательных требований, одни из которых относятся к любой организации (наименование, место нахождения, порядок управления), другие - к некоторым организациям в частности, ко всем некоммерческим, унитарным предприятиям, а также к другим коммерческим организациям в зависимости от их формы14.

Учредительные документы некоммерческой организации обязательно должны определять ее наименование, содержащее указание на характер деятельности и организационно-правовую форму, место ее нахождения, предмет и цели деятельности, порядок управления деятельностью, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены организации и выхода из нее. А так же источники формирования имущества, порядок внесения изменений в учредительные документы, порядок использования имущества при ликвидации и иные положения в соответствии с законом15.

Учредительные документы юридического лица могут содержать и другие сведения кроме тех, о которых Закон говорит прямо.

Предмет и цели деятельности юридического лица фиксируются в его учредительных документах не во всех случаях, а только если речь идет: о некоммерческих организациях; унитарных предприятиях; других коммерческих организациях в случаях, предусмотренных Законом. Сообразно, если по закону определение предмета и цели деятельности юридического лица не обязательны, никто не может обязать учредителей (участников) сделать это, но сами же они вправе определить предмет и цели деятельности юридического лица, даже если по закону это не обязательно. Определение в учредительных документах предмета и цели деятельности юридического лица свидетельствует о его специальной правоспособности. В учредительные документы могут вноситься изменения, которые для третьих лиц обычно приобретают силу с момента государственной регистрации.

Устав и (или) учредительный договор не исчерпывают  всего разнообразия правовых оснований функционирования юридических лиц. Например, отдельные некоммерческие организации, причем, только в случаях, предусмотренных законом, могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Если  юридическое лицо появляется путем слияния двух или нескольких юридических лиц, договор о слиянии, подписанный всеми участниками юридического лица, создаваемого в результате слияния, может быть заменителем учредительного договора. Как раз так обстоит дело в обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью. В акционерных обществах учредительный договор отсутствует.

 

2.2 Органы, регулирующие государственную регистрацию  юридического лица

 

Согласно  п. 1 ст. 51 ГК юридические лица подлежат государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Законом о регистрации юридических лиц. Закон о регистрации свидетельствует о том, что государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Таким органом являются Федеральная налоговая служба Минфина России и территориальные органы данной службы.

Государственная регистрация юридического лица базируется на решении регистрирующего органа и сопровождается включением данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц. Реестр в свою очередь, ведется на бумажном и электронном носителях, содержит установленный законом перечень сведений и является открытым и общедоступным для ознакомления за исключением определенных сведений, доступ к которым ограничен. Государственная регистрация осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня предоставления всех документов, по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а в случае его отсутствия - по месту нахождения иного его органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Фактом регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.16

Федеральные законы, для отдельных видов юридических лиц, могут устанавливать специальный порядок регистрации. Например, решение о регистрации некоммерческих организаций (в том числе общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, религиозных организаций и иных юридических лиц) принимают Федеральная регистрационная служба Минюста России и ее территориальные органы (Росрегистрация), а решение о государственной регистрации любой кредитной организации принимает Банк России. Но кто бы, ни принимал решение о государственной регистрации тех и иных организаций, конкретно их государственную регистрацию, то есть внесение в единый государственный реестр юридических лиц, осуществляют Федеральная налоговая служба Минфина России и ее территориальные органы (на основании решения, принятого указанным органом).

 

2.3 Порядок государственной регистрации юридических лиц

 

Данный  порядок определен Федеральным законом от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

Заявителем представляются документы в налоговые органы в соответствии с территориальной принадлежностью адреса, места нахождения исполнительного органа юридического лица, указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации, лично или направляются почтовым отравлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью его вложения.

Заявление, которое представляется в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), чья подлинность должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).17

Законом установлено, что уполномоченным лицом (заявителем) могут быть лишь физические лица. К ним относятся:

- руководитель, постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

- учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

- руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

- другое лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, либо актом специально уполномоченного на то государственного органа, либо же актом органа местного самоуправления 

При государственной  регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, установленным законодательством Российской Федерации. Что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны.18 А так же, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов). Подтверждается и то, что на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях вопросы создания юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;

- решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- учредительные документы юридического лица (оригиналы или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии)

- выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

- документ об уплате государственной пошлины.

Документом, подтверждающим факт государственной  регистрации, является Свидетельство  о внесении записи в Единый государственный  реестр юридических лиц.

 

Заключение

Итак, по результатам проделанной работы, можно смело сказать, что возникновение юридического лица включает в себя непосредственно создание и государственную регистрацию. В правоприменительной практике выделяется четыре основных порядка создания юридических лиц.

Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо создается на основе распоряжения (решения) собственника имущества или уполномоченного им органа.

Разрешительный порядок наделен тем, что инициатива создания исходит от будущих участников (учредителей) юридического лица. Компетентный государственный орган или другое юридическое лицо проверяет законность образования данного юридического лица и дает на то соответствующее разрешение.

Явочно-нормативный порядок не требует ни распоряжения, ни специального разрешения. В общей форме такое разрешение содержится в норме закона. Требуются лишь инициатива учредителей, их явка. Компетентный государственный орган только проверяет соблюдение установленного порядка образования и соответствие характера и целей создаваемого юридического лица общим требованиям, предъявляемым законодательством к этой организационно-правовой форме.

Договорно-правовой порядок предоставляет возможность образования юридических лиц путем заключения учредителями специального (учредительного) договора гражданско-правового характера.

Во всех случаях государство  контролирует создание юридических  лиц, что реализуется в форме  государственной регистрации.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организаций фирменное наименование – включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения, указанного учредителями в заявлении  о государственной регистрации  постоянно действующего исполнительного  органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа – по месту  нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени  юридического лица без доверенности.

Законом установлен следующий перечень документов, которые необходимо представить при государственной регистрации создаваемого юридического лица:

- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.

- решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

- выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;

- документ об уплате государственной пошлины.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Учредительные документы предприятия  представляются в регистрирующий орган  его учредителем или представителями  учредителя либо направляются в регистрирующий орган ценным почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения.

Датой представления учредительных  документов для регистрации юридического лица является дата их фактической  подачи в регистрирующий орган или  дата почтового отправления, указанная  в квитанции о почтовом отправлении  с описью направленных учредительных  документов. В последнем случае квитанция  удостоверяет факт представления этих документов для регистрации.

При государственной регистрации  юридического лица не допускается требование гарантийных писем и иных документов, подтверждающих его местонахождение, указанное в учредительных документах (уставе) юридического лица.

За государственную регистрацию  уплачивается государственная пошлина  в соответствии с законодательством  о налогах и сборах.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Отказ в регистрации допускается только при несоответствии учредительных документов и состава содержащихся в них сведений требованиям законодательства.

Регистрация осуществляется путем  присвоения юридическому лицу государственного номера в регистрационном государственном  реестре и проставления специальной  надписи (штампа) с наименованием  регистрирующего органа, номером  и датой на первой странице (титульном  листе) устава юридического лица, скрепляемой  подписью должностного лица, ответственного за регистрацию.

Информация о работе Возникновение юридического лица