Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 12:36, курсовая работа
Актуальность исследования. Жизнь современного общества трудно представить без объединения людей в группы, разного рода союзы, без объединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной формой коллективного участия лиц в гражданском обороте в правовом выражении и является конструкция юридического лица.
Причины появления института юридического лица, как и причины возникновения и эволюции права обусловлены усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений и в последствии общественного сознания. В процессе развития общества правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц как единственных субъектов частного права оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Общие положения о юридическом лице……………….............................9
1.1 Отличие юридического лица от физического лица……………………….9
1.2 Юридическое лицо в соответствии Гражданским Кодексом Российской Федерации………………………………………………………………………11
1.3 Особенности создания юридического лица……………………..……….15
2.Подготовка к регистрации юридического лица…………………..…....17
2.1 Выбор организационно-правовой формы……………………………….17
2.2 Подготовка пакета учредительных документов………………….……..22
2.3 Требования к оформлению протокола учредительного собрания….….23
2.4 Юридический адрес………………………………………………………25
2.5 Государственная регистрация юридического лица…………………….26
2.6 Процедура регистрации юридического лица……………………...……27
Заключение…………………………………………………………………..31
Нормативный материал и список литературы……………….…………32
· объединения юридических лиц в форме ассоциаций и союзов (ст. 120-123).
Из приведенного выше списка видно, что организационно-правовых форм предприятий существует великое множество. Достаточно сложно без квалифицированной юридической консультации выбрать более приемлемую форму для будущей компании. В связи с этим возникает вопрос: для каких целей создается предприятие? Согласно ГК РФ все без исключения юридические лица делятся на две большие категории: коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческие организации создаются только для одной цели – извлечения прибыли. Если создается организация или предприятие для любых целей, не связанных с извлечением прибыли, то это, по определению ГК, будет некоммерческая организация (например, благотворительный фонд, центр изучения общественного мнения, религиозная организация и т.д.).
Предприятия могут создаваться
как гражданами – физическими
лицами, так и другими организациями
– юридическими лицами. В момент
организации предприятия те, кто
принимает решение о его
а) Права учредителя
ООО – высший орган управления
– общее собрание участников. Количество
голосов пропорционально
ЗАО – высший орган управления
– общее собрание акционеров. Количество
голосов пропорционально
АНО – высший орган управления – наблюдательный совет. Голоса распределены следующим образом: один учредитель – один голос.
Право участия в собрании учредителей (как и иные права), может быть реализовано как лично, так и через представителя. Очевидно, что юридические лица, выступающие в качестве учредителя (участника, акционера), реализуют свои права только через представителя.
Общее собрание учредителей
имеет определенные права, основные
из которых (если не принимать во внимание
особую специфику) у предприятий
всех рассматриваемых
Основные права:
изменение уставных документов;
назначение и отзыв Генерального директора организации;
утверждение финансовых результатов деятельности организации;
назначение и отзыв членов ревизионной комиссии (аудитора);
принятие решения о реорганизации или ликвидации предприятия.
Кроме общего собрания в коммерческих организациях может существовать и другой орган управления, представляющий интересы учредителей (участников, акционеров) – совет директоров, избираемый общим собранием учредителей для оперативного управления предприятием, и принимающий на себя часть полномочий по принятию решений, относящихся к его компетенции. Совет директоров – постоянно действующий орган, он осуществляет руководство предприятием и подотчетен общему собранию.
б) Особенности формирования уставного капитала
ООО, ЗАО – уставный капитал ООО разделен на доли, а уставный капитал ЗАО и ОАО – на акции. На момент создания ООО или ЗАО уставный капитал должен составлять 100 минимальных размеров оплаты труда (далее – МРОТ). Для открытого акционерного общества (далее – ОАО) Законом определен уставный капитал в размере 1000 МРОТ. Увеличение уставного капитала связано с длительной бюрократической процедурой государственной регистрации увеличения уставного капитала, так как любая финансовая помощь коммерческой организации облагается налогом на добавленную стоимость;
АНО – вопрос формирования
уставного капитала целиком относится
на усмотрение учредителей. Возможен вариант
существования АНО без
в) Выход учредителя (акционера, участника) из состава организации.
ООО – При выходе из состава ООО участник имеет право на получение доли имущества общества, пропорциональной его доле в уставном капитале. Заметим, что выход участника из состава ООО может резко понизить финансовые возможности общества.
ЗАО – При выходе акционера
из ЗАО происходит продажа принадлежащих
ему акций, при этом остальные
акционеры имеют
ОАО – акционер вправе по собственному усмотрению распоряжаться принадлежащими ему акциями, в том числе и определяя их покупателя. Очевидно, на финансовом состоянии ОАО такая сделка тоже никак не отражается (мы употребили слово «формально» в связи с тем, что для крупных акционерных обществ, акции которых продаются и покупаются на фондовой бирже, определенная стратегия их покупок и продаж может привести даже к банкротству – за счет, например, искусственного понижения курса акций, вынуждающего общество вкладывать собственные средства для поддержания курса).
АНО – При выходе из состава АНО учредитель не получает никакого из ранее переданного организации имущества (в том числе денежных средств).
Допустим, мы определились в выборе организационно-правовой формы будущего предприятия. На следующем этапе создания юридического лица возникает необходимость подготовки пакета учредительных документов.
2.2 Подготовка пакета учредительных документов
Учредительные документы – это своеобразная визитная карточка предприятия. В них содержится полная информация о предприятии: его название, место нахождения, учредители, порядок управления предприятием и другие сведения, предусмотренные главой 4 Гражданского кодекса РФ и законом для юридических лиц соответствующего вида.
Основным учредительным документом предприятия является устав предприятия. Текст Устава утверждается либо решением учредителя предприятия (в том случае, если учредитель единственный), либо решением общего собрания учредителей в форме протокола (в том случае, если учредителей несколько). Соответствующая запись об утверждении Устава делается на титульном листе Устава предприятия.
Регистрирующий орган (в Москве это МИФНС России №46 по г. Москве (далее МИФНС)) предъявляет очень высокие требования к тексту учредительных документов. Если текст учредительных документов не соответствует вышеперечисленным законодательным актам или недостаточно полно отражает изложенные в них нормы, то это может являться основанием для отказа в регистрации предприятия. Документы также должны быть определенным образом оформлены. Ниже приведены общие требования к оформлению учредительных документов, предоставляемых в ИФНС.
1. Учредительные документы
должны быть отпечатаны на
печатной машинке либо с
2. Учредительные документы не должны содержать ошибок, подчисток или исправлений.
3. Учредительные документы
должны быть пронумерованы,
4. При наличии в числе учредителей юридических лиц, документ может быть опечатан с обратной стороны печатью одного из юридических лиц.
2.3Требования к оформлению протокола учредительного собрания
В протоколе указываются
номер протокола, дата и место
заседания, фамилия, имя, отчество физических
лиц, полное наименование юридических
лиц учредителей. Для юридических
лиц обязательно указываются
должности и фамилии
В случае если присутствуют лица по доверенности, указать, что данные лица присутствуют по доверенности с указанием номера и даты доверенности. Данная доверенность либо ее нотариально заверенная копия должна быть приложена к учредительным документам. На собрании избирается Председатель и (или) секретарь собрания, которые впоследствии подписывают Протокол собрания учредителей. В протоколе указывается повестка дня учредительного собрания. В качестве примера можно предложить следующую повестку дня для Обществ с ограниченной ответственностью:
1. Об учреждении Общества
с ограниченной
2. Об утверждении полного и сокращенного наименования Общества.
3. О размере уставного
капитала Общества, распределении
его между учредителями и
4. Об оценке имущественных вкладов участников в уставный капитал общества (если таковые имеются).
5. О месте нахождения
Общества, почтовом адресе и месте
хранения учредительных
6. Об утверждении Устава и подписании Учредительного договора Общества.
7. О выборах Совета
директоров и назначении
8. Об утверждении эскиза
печати и назначении
9. Разное.
Если протокол состоит из двух и более страниц, то он должен быть прошит и опечатан с обратной стороны с указанием количества страниц. Протокол собрания учредителей рекомендуется готовить не менее 2-х экземпляров, один из которых представляется на регистрацию вместе с остальными документами.
Копии свидетельств о регистрации учредителей - юридических лиц представляются на регистрацию в 1-ом экземпляре на каждое юридическое лицо. Во всех других случаях представляются копии свидетельств о регистрации учредителей - юридических лиц, заверенных нотариально.
В случаях, когда учредителями юридического лица являются также физические лица, в МИФНС представляется ксерокопия паспорта каждого учредителя - физического лица.
Заявление в МИФНС о
государственной регистрации
Во всех случаях, кроме предоставления документов на регистрацию лично учредителем, требуется нотариально заверенная доверенность от учредителя юридического лица - руководителю. Если документы в МИФНС подает доверенное лицо директора предприятия, то на это доверенное лицо предоставляется отдельная доверенность, составленная в произвольной форме и заверенная подписью руководителя предприятия.
2.4 Юридический адрес
Вопрос о юридическом
адресе предприятия является одним
из самых важных в процессе регистрации
юридического лица. Сейчас вместо понятия
«юридический адрес» употребляется
понятие «место нахождения». Местом
нахождения предприятия должен быть
реальный адрес, по которому размещается
офис фирмы, орган управления данного
юридического лица. И именно этот адрес
должен фигурировать в уставе предприятия
как адрес его места
В качестве адреса места нахождения юридического лица можно использовать домашний адрес учредителя, который имеет московскую прописку. Это разрешено только для предприятий – субъектов малого предпринимательства. Субъектом малого предпринимательства считается предприятие, в уставном капитале которого доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 %, и в котором численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
в промышленности – 100 человек;
в строительстве 100 человек;
на транспорте – 100 человек;
в сельском хозяйстве – 60 человек;
в научно-технической сфере – 60 человек;
в оптовой торговле – 50 человек;
в розничной торговле
и бытовом обслуживании
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.16
Информация о работе Возникновение (создание) юридического лица