Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 15:43, реферат
Цель моей работы: - изучение и определение понятия источников конституционного права.
Цель предусматривает решение ряда задач:
1. Дать краткий обзор литературы.
2. Раскрыть понятие источников конституционного права.
3. Детально рассмотреть каждый из источников по отдельности и их взаимосвязь, их компетенцию.
Введение
Каждое государство имеет свое конституционное право, но все правовые системы имеют общее содержание. Конституционное право представляет собой основной порядок существования и развития общества. Конституционное право имеет целью достигнуть принципиальный консенсус участника в государственной и общественной жизни, обеспечить бесконфликтное существование.
Право имеет свои источники (формы), в которых выражаются общеобязательные правила поведения людей. Под источниками права понимают именно внешние формы выражения права.
Тенденции развития правовых систем государств, в том числе и Республики Беларусь, свидетельствуют о том, что в качестве источников права следует рассматривать и общие принципы права. Возрастающую роль занимают и международно-правовые акты [1,c.13].
Место, роль, совокупность источников права зависят от правовой системы того или иного государства. В одних государствах судебный прецедент, например, однозначно воспринимается в качестве источника права (более того его роль, подчеркивается таким крылатым выражением: закон – это то, что о нем говорят судьи), в других только идет процесс признания судебного прецедента.
Правовым обычаем является санкционированное государством сложившееся в результате многократного повторения правило поведения.
Нормативными правовыми актами являются решения уполномоченных на то государственных органов, в которых содержатся нормы права [1,c.13].
Объектом конституционных правоотношений являются общественные отношения. Это могут быть материальные блага (заработная плата Президента, депутатов), нематериальные блага (жизнь, свобода, достоинство, право на национальную принадлежность); поведение, действие субъектов (ответственность депутатов за совершение уголовного правонарушения) и др.
Под источниками конституционного
права понимают правовые акты, посредством
которых устанавливаются и
Источником конституционного права является не любой нормативный документ, а лишь тот, в котором содержатся нормы конституционного права. Среди них можно выделить следующие:
1. Конституция (и
конституционные законы) – Основной
закон Республики Беларусь, имеющий
высшую юридическую силу и
закрепляющий основополагающие
принципы и нормы правового
регулирования важнейших
2. Законы – нормативные
правовые акты, закрепляющие принципы
и нормы регулирования
3. Декреты Президента
Республики Беларусь - нормативные
правовые акты Главы
4. Указы Президента
Республики Беларуси –
5. Постановления палат
Национального собрания –
6. Постановления Совета
Министров – нормативные
7. Нормативные акты
министерств и иных
8. Решения органов
местного управления и
Цель моей работы: - изучение
и определение понятия
Цель предусматривает решение ряда задач:
1. Дать краткий обзор литературы.
2. Раскрыть понятие
источников конституционного
3. Детально рассмотреть
каждый из источников по
Глава 1. Высшие нормативные акты как источники конституционного права
1.1 Конституция – основной закон государства
Высшее место в иерархии
законодательных актов обычно занимает
Конституция. Она отличается от иного
закона как по юридической силе,
так и по форме и содержанию.
Конституция является таким Основным
Законом государства, который регулирует
главные стороны
Анализ содержания Конституции Республики Беларусь свидетельствует о стремлении законодателя закрепить в ней нормы прямого действия, которые могли бы применяться без их фиксирования в специальных актах.
Непосредственно к тексту
Конституции примыкают
Особенностью конституционного
закона является то, что за крепленные
в нем предписания являются базовыми
для других актов – обычных
законов, подзаконных актов, т.е. они
имеют приоритет как
Конституция Республики Беларусь
не предусматривает возможность
принятия конституционных законов,
имеющих самостоятельный
Принятие Конституции
вызывает необходимость урегулирования
ряда вопросов, которые могут быть
решены лишь в переходный период. В
этой связи наряду с Конституцией
нередко принимается акт о
введении ее в действие. Этот акт
должен быть в форме конституционного
закона, принимаемого в том же порядке,
как и Конституция, например, квалифицированным
большинством голосов депутатов
либо путем референдума. В акте, которым
вводится в действие Конституция, могут
содержаться нормы, не в полной мере
на данном этапе соответствующие
основному тексту Конституции, но позволяющие
создать условия для реализации
положений Конституции, ибо нельзя
одномоментно сделать скачок от одной
правовой системы к другой. Подобная
практика не является новой для конституционного
строительства: во многих государствах,
как правило, принимаются подобные
акты о введение в действие Конституции.
В некоторых случаях прямо
в текстах Конституций
В конституционном законе был указан момент вступления Конституции в действие, там же определено, какие положения будут введены в более поздние сроки. В день вступления новой Конституции в силу прекращалось действие Конституции 1978 года с последующими изменениями и дополнениями, если иное не было предусмотрено законом о порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь, а также Закона от 25 августа 1991 года «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Республики Беларусь о государственном суверенитете Республики Беларусь», т.е. Декларация осталась действовать как политический документ. Были определены сроки принятия законов, которые названы в Конституции. В случае принятия законов до вступлении в действие Конституции они должны быть приведены в соответствие с ней. Законы и иные нормативные акты до приведения в соответствие с Конституцией действуют в той части, в какой они не противоречат Конституции республики.
Согласно закону от 15 марта
1994 года народные депутаты Республики
Беларусь сохраняли свои полномочия
до открытия первого заседания Верховного
Совета Республики Беларусь тринадцатого
созыва. В целях обеспечения
После вступления Президента Республики Беларусь в должность 20 июля 1994 года Верховный Совет Республики Беларусь двенадцатого созыва, его Президиум и Председатель Верховного Совета Республики Беларусь осуществляли полномочия, предусмотренные Конституцией 1994 года.
Что касается должностных
лиц, избранных или назначенных
Верховным Советом Республики Беларусь
двенадцатого созыва, то они сохраняли
свои полномочия в течение сроков,
установленных
При принятии новой редакции Конституции 1994 года на референдуме 1996 года заключительные переходные положения Конституции, которые ранее составляли содержание законно о порядке вступления в силу Конституции, были включены непосредственно в ее текст, составили ее раздел IX.
В действующей Конституции в качестве самостоятельного правомочия Парламента названо право давать толкования Конституции законов.
Толкуемый акт и акт толкования должны совпадать по своему объему, однако последний может приниматься и для того, чтобы внести элементы новизны в понимании первого сложившегося с учетом сложившихся новых политических и социально-экономических отношений. Использование норм закона (иного акта) вопреки толкованию означает нарушение закона (иного акта).
1.2 Закон как нормативный правовой акт
Наиболее значительной и менее устойчивой группой законодательных актов являются обыкновенные законы. Они чаще всего регулируют отдельные виды общественных отношений, реже носят комплексный характер, вбирая в себя нормы, относящиеся к различным сферам общественной жизни. Обычные законы принимаются парламентом простым большинством голосов избранных депутатов.
В юридической литературе
дают различные определения закона.
Например, он определяется как нормативный
акт, содержащий в юридической форме
характеристику закономерностей общественного
развития и регулирующий важнейшие
общественные отношения, принимаемый
в установленном порядке высшим
органам государственной власти
или путем референдума и
Необходимо проводить различие между законами и постановлениями парламента.
Возможна классификация
законов по различным основаниям.
По мнению некоторых авторов законы
можно подразделять на органические,
планово-бюджетные и
По Конституции Республики Беларусь к таковым следует относить законы об основных направлениях внутренней и внешней политики; о военной доктрине, закон о бюджете.
Закон – нормативный акт, принятый высшим представительным органом государства. Регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой [12,c.41].
Конституция закрепляет принцип
верховенства закона в системе источников
права [5,ст.7]. Это означает, что закон
не может противоречить
На конституционном уровне закрепляется всеобщая обязанность соблюдения законов, которая распространяется как на государственные органы, должностных лиц, так и граждан.
Исключительным правом принимать законы и осуществлять контроль за их исполнением наделяется Верховный Совет Республики Беларусь.
Для обеспечения высокого уровня законодательства предусмотрен специальный порядок подготовки и принятия законов.
Среди законов особое значение имеют кодексы – уголовный, гражданский, трудовой, семейный, процессуальные и др. Они представляют собой кодифицированные законы и охватывают целые отрасли права.
1.3 Международный договор как источник права
Что касается международных
договоров как источников права,
то следует иметь в виду что
Конституция не допускает заключения
противоречащих ей международных договоров.[5,ст.
Для нашего законодательства и практики его реализации очень важен учет положений международных документов, которые выступают в качестве своего рода стандарта для страны, вступившей на путь демократии.
С одной стороны, государство
в силу суверенитета свободно в определении
собственной государственно-
В конституционном
Информация о работе Высшие нормативные акты как источники конституционного права