Взыскание задолженности РФ за счет государственной казны
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 10:45, реферат
Описание работы
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в условиях мирового экономического кризиса возрастает актуальность не только экономного использования государственных ресурсов, но и оптимизации деятельности государства по их наращиванию, в том числе для достижения стратегической цели - обеспечение безусловного перехода от ресурсной экономики к инновационной экономике. Система управления общественными финансами достаточно сложна.
Содержание работы
Введение 1. Понятие государственной казны 1.1. История Российского бюджета 1.2. Функции государственной казны, и её место в системе финансов РФ 1.3. Экономическое содержание понятия «государственная казна» 2. Гражданско-правовые способы пополнения государственной казны 2.1 Приватизация как один из способов пополнения Казны 2.2 Доходы от предпринимательской деятельности предприятий 2.3 Доходы от облигаций, находящихся в государственной собственности 2.4 Доходы от государственного имущества, сдаваемого в аренду и передаваемого в доверительное управление 3. Взыскание задолженности РФ за счет государственной казны 3.1 Обращение взыскания на имущество Казны 3.2 Порядок обращения взыскания на имущество Казны 4. Заключение Список литературы
1.2. Функции государственной
казны, и её место в системе
финансов РФ
1.3. Экономическое
содержание понятия «государственная
казна»
2. Гражданско-правовые
способы пополнения государственной
казны
2.1 Приватизация
как один из способов пополнения
Казны
2.2 Доходы от
предпринимательской деятельности
предприятий
2.3 Доходы от
облигаций, находящихся в государственной
собственности
2.4 Доходы от
государственного имущества, сдаваемого
в аренду и передаваемого в
доверительное управление
3. Взыскание задолженности
РФ за счет государственной
казны
3.1 Обращение взыскания
на имущество Казны
3.2 Порядок обращения
взыскания на имущество Казны
4. Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы обусловлена
тем, что в условиях мирового экономического
кризиса возрастает актуальность не только
экономного использования государственных
ресурсов, но и оптимизации деятельности
государства по их наращиванию, в том числе
для достижения стратегической цели -
обеспечение безусловного перехода от
ресурсной экономики к инновационной
экономике.
Система управления общественными финансами
достаточно сложна. Она зависит от множества
факторов, условий, правовых ограничений
и применяемых в процессе управления бюджетных
инструментов. Конкретные формы и методы
государственного финансового регулирования
зависят от выбора стратегических приоритетов
и находят отражение в консолидированном
бюджете страны и государственных внебюджетных
фондах социального назначения - категориях,
наиболее рельефно выражающих общественное
назначение государственных финансов
в целом.
Порядок участия публично-правовых образований
в гражданских правоотношениях закреплен
в главе 5 Гражданского Кодекса РФ. При
этом правовой статус указанных субъектов
характеризуется рядом особенностей,
важнейшими из которых можно отметить
следующие: 1) Российская Федерация, субъекты
Российской Федерации и муниципальные
образования выступают в гражданских
правоотношениях от собственного имени,
но представляют при этом не частный, а
публичный интерес; конечной целью их
участия в гражданских правоотношениях
является удовлетворение интересов определенной
группы людей (граждан Российской Федерации,
населения отдельного субъекта Российской
Федерации, муниципального образования);
2) публичные собственники в законодательном
порядке в ряде случаев имеют возможность
самостоятельно устанавливать для себя
правила поведения как собственника (Российская
Федерация и, в определенных рамках, субъекты
Российской Федерации, - путем установления
норм гражданского законодательства);
3) публично-правовые образования участвуют
в гражданских правоотношениях в лице
уполномоченных органов государственной
власти и местного самоуправления в рамках
их компетенции, установленной актами,
определяющими статус этих органов, либо
в лице иных органов государственного
управления, местного самоуправления,
юридических и физических лиц - на основании
специальных поручений; 4) публично-правовые
образования вправе наделять вещными
правами на имущество, находящееся в их
собственности, создаваемые ими юридические
лица (унитарные и казенные предприятия,
учреждения); 5) публично-правовые образования
могут выступать носителями права собственности
на отдельные категории объектов гражданских
правоотношений, изъятых либо ограниченных
в гражданском обороте (объекты, которые
могут находиться исключительно в собственности
Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации, муниципальных образований).
Сформулировать и четко определить роль
и значение казны в гражданском праве
представляет собой достаточно сложную
задачу, т.к. казна является довольно многогранным
институтом, плюс ко всему данный институт
играет огромную роль в общем деле пополнения
бюджета Российской Федерации из чего
вытекает огромная практическая и теоретическая
значимость выбранной темы курсовой работы.
Работа состоит из трех глав. Первая глава
– Проблема многозначного использования
понятия Казна – представляет собой анализ
сущности Казны по гражданскому праву,
в этой главе рассматриваются формы участие
государства в гражданско-правовых отношениях.
Вторая глава – Гражданско-правовые способы
пополнения Казны - посвящена различным
источникам доходов государства, таким
как доходы от приватизации государственной
собственности, доходы от предпринимательской
деятельности государственных предприятий,
доходы от облигаций и прочим. Третья глава
– Взыскание задолженности РФ за счет
Казны – затрагивает проблемы взыскания
долгов по гражданским обязательствам
с государства в лице Казны, здесь же рассматриваются
основные проблемы взыскания задолженности.
1. Понятие государственной
казны
1.1. История Российского
бюджета
Тема бюджета все время стоит на первом
плане, когда говорят об устойчивости
государства, региона или муниципалитета.
Мы не замечаем сами, но большинство из
нас начинает следить за ценой на нефть,
когда говорят о возможных проблемах в
бюджете из-за недопоступления налогов,
или наоборот, когда цена на нефть у большинства
аналитиков сопровождается эпитетом «перегрета».
Но для полного понимания этого вопроса,
я хочу рассмотреть краткую историю зарождения
бюджета на Руси, и наиболее интересные
моменты построения государственных финансов.
Во времена Древней Руси впервые появилась
должность казначея —хранителя княжеских
ценностей, которые назывались казной.
Состояние казны было предметом особой
заботы для всех правителей: от великого
князя до императора. В средние века государственные
доходы и расходы не отделялись от доходов
и расходов великого князя, царя, причем
доходы поступали как в натуральной, так
и в денежной форме.
С образованием Русского централизованного
государства в пользу московского князя
стала собираться посошная подать. Кроме
того, доходы казны формировались за счет
таможенного, соляного, кабацкого и других
сборов.
В XV веке в России начала складываться
двухзвенная бюджетная система унитарного
государства, состоящая из великокняжеской
казны (бюджета государства) и местных
бюджетов, которые соответственно формировались
за счет княжеских (т. е. государственных)
налогов и местных сборов.
Местные налоги были введены в Русском
государстве в ХV веке: для содержания
царских наместников и волостителей, выполнения
ими возложенных на них административных
и судебных функций, для решения местных
хозяйственных задач с населения собирались
денежные и натуральные сборы.
В XVI веке сбором налогов стали ведать
созданные территориальные органы — чети:
Владимирская, Галицкая, Костромская,
Новгородская. Население было обязано
не только платить налоги, но и нести другие
повинности (строительство и ремонт дорог
и мостов, поставка подвод, прием на постой
представителей власти). С городского
населения собирались также оброки с лавок,
кузниц, мастерских, мельниц и др., с народов
Поволжья, Урала, Сибири - ясак, главным
образом мехами. Помимо прямых налогов
существовали косвенные, которые стали
поступать в казну с введением винных
откупов. В XVI веке появилась таможенная
пошлина на заграничную торговлю, со второй
половины XVI века в структуре государственной
казны стала увеличиваться денежная часть
и уменьшаться доля натуральных платежей
и личных повинностей.
В XVII веке доходы казны формировались
из трех основных источников: налогов,
доходов от перечеканки монет, доходов
от казенной промышленности и торговли.
Также в XVII веке были предприняты попытки
составления государственной сметы, стал
формироваться учет казенных доходов
и расходов.
Интересно: Во время правления Петра 1
был введен налог на бороду. Петр 1 повелел
оценивать дворянские бороды в 60 рублей,
первостатейные купеческие в 100 рублей,
рядовые торговые – в 60 рублей, холопьи
в 30 рублей. Крестьянин у себя в деревне
носил бороду даром, но при въезде и выезде
из города платил за нее 1 копейку. Банный
налог – по указу 1704 года думные люди и
первостатейные купцы должны были платить
с домашних бань по 3 рубля, простые дворяне,
купцы и всякие разночинцы – по 1 рублю,
крестьяне по 15 копеек. Был принцип – или
плати, или не мойся.
В 1862 году впервые были изданы правила
составления сметы по росписи, улучшен
контроль и на каждый год министерством
финансов стал составляться проект росписи.
Этот проект рассматривался и уточнялся
в государственном совете и окончательно
утверждался императором. В это же время
началась публикация бюджета.
В 1906 году были изданы правила о порядке
рассмотрения государственной росписи
доходов и расходов в России, а государственный
бюджет принял окончательное оформление.
Понятие государственной казны, включающей
в себя государственные денежные средства,
золотой запас, валютные средства, казенные
земли, природные ресурсы и иное имущество,
широко употреблялось в дореволюционном
русском гражданском праве. Советское
гражданское право исключило понятие
государственной казны из гражданского
законодательства. Государственная собственность
была провозглашена основной формой социалистической
собственности, являющейся достоянием
всего советского народа1 . При этом
государство исходило из позиции закрепления
основной доли государственной собственности
за государственными предприятиями. В
этой связи управление государственной
собственностью (за исключением средств
государственных бюджетов всех уровней)
большей часть сводилось к регулированию
хозяйственной деятельности государственных
предприятий, осуществляемого на основе
долгосрочного планирования. Лишь природные
ресурсы (земля, ее недра, воды и леса) продолжали
находиться в непосредственном управлении
государства в лице уполномоченных органов
и могли бы быть отнесены к современному
определению государственной казны. Порядок
управления данной частью государственной
собственности был подробно регламентирован
нормами соответствующего законодательства.
1.2. Функции государственной
казны, и её место в системе
финансов РФ
Государство участвует как в публично-правовых,
так и в частно-правовых отношениях. Первые
типичны для государства, ведь оно осуществляет
публичную власть, обладает суверенитетом,
т.е. выступает в качестве если не участника,
то, по крайней мере, источника публично-правовых
отношений. Государственная власть обеспечивает
подчинение частных лиц общим интересам
и тем самым придает возникающим отношениям
публично-правовой характер.
В России казна как субъект права, как
частно-правовая сторона государства
отсутствует, несмотря на то, что данный
термин широко используется в законодательстве
и доктрине. Однако такое использование
касается, в основном, публичного права.
Казна понимается, прежде всего, как система
государственных органов, осуществляющих
сбор и распределение бюджетных средств,
причем основное внимание уделяется в
ней не столько организационно-имущественному
механизму, сколько контрольно-надзорному.
В частности, должностных лиц казначейства
волнуют, скорее всего, административные
рычаги, а не изъятие всех бюджетных операций
из рук банков и иных субъектов частного
права.
Казначейство (и прежде всего федеральное)
не выступает как универсальный субъект
права, представляющий государство в имущественных
отношениях. Это система управления лишь
частью доходов и расходов государства.
Во-первых, в сферу казначейства попадают,
главным образом, безналичные денежные
средства, да и то не все. Имущество в его
налично-вещественной форме находится
в управлении (ведении) других органов
государства (в основном это органы по
управлению государственным имуществом).
В отношении такого имущества органы казначейства
в лучшем случае надзирают за сбором приносимых
им доходов. Еще один участок, где роль
казначейства заметна, это участок, на
котором наличное имущество обращается
в деньги, подлежащие зачислению в казну,
или, напротив, бюджетные средства расходуются
на приобретение вещей. Во-вторых, имущество,
закрепленное за государственными юридическими
лицами на праве хозяйственного ведения
и оперативного управления, изымается
из подведомственного казначейству имущества.
Казначейство контролирует лишь некоторые
направления использования этого имущества.
Его компетенция ограничена вещными правами,
предоставленными государственным юридическим
лицам. «Казначейство, как, впрочем, и иные
органы, не вправе действовать по своему
усмотрению, игнорируя данные права»3 .
Хочется подчеркнуть, что некоторые субъекты
РФ и муниципальные образования пошли
по пути построения своих имущественных
отношений при помощи модели единой казны.
К ним все сказанное ниже не относится.
Однако они являются лишь исключениями
из общего правила. И до тех пор пока Российская
Федерация будет исходить из иных принципов
участия государства в имущественных
отношениях, подобные исключения погоды
делать не будут.
Наиболее опасным последствием отсутствия
в России казны как субъекта права является
угроза смешения публичной власти государства
и частно-правовых отношений, в результате
чего последние могут подвергнуться искажениям,
препятствующим их нормальному развитию.
Там, где должны господствовать рыночные
механизмы, появляется «государственный
кулак» имеющиеся проблемы загоняются
внутрь, чтобы выйти на поверхность в самых
уродливых и болезненных формах.
Менее важным системно, но куда более
болезненным на практике является то,
что в отношении отдельных частей государственного
имущества установлены разные, а подчас
и противоречащие друг другу правила игры.
Трудно разобраться, где, когда и чем нужно
руководствоваться. Неясно, кто, за что
и перед кем отвечает. Все это ущемляет
права частных лиц в их отношениях с государством
и затрудняет налаживание эффективной
системы использования государственного
имущества.
Огромная территория России и многообразие
социальных форм деятельности людей на
ней требуют дифференциации государственной
собственности на несколько уровней. Построить
единую казну в таких условиях возможно,
но бюрократические издержки при этом
будут так велики, что перевесят достоинства
этой либеральной по сути идеи. Такая казна
потеряет управляемость, никто не будет
знать, что и кому принадлежит, и в результате
эффективное использование, а во многих
случаях и сохранность государственной
собственности окажутся под еще большим
вопросом, чем сейчас.
Классификация субъектов гражданского
права в нынешнем ГК предстает как трехчленная,
где помимо граждан (физических лиц) и
лиц юридических выделяются также государство,
государственные и муниципальные образования.
Последнюю категорию субъектов обычно
именуют собирательным термином «государство».
И в этой работе автор поступает так же.
Тем самым признается особый характер
гражданско-правовой личности государства.
В чем же он состоит?
Государство, как и юридическое лицо,
относится к числу организаций, т.е. таких
субъектов, в деятельности которых участвует
или потенциально способно участвовать
несколько физических лиц. В то же время
организация как особый субъект права
отличается от физических лиц, участвующих
в ее деятельности. Эти лица приходят и
уходят, а организация остается. И хотя
организация не зависит от лиц, участвующих
в ее деятельности, так или иначе они эту
организацию индивидуализируют, выступая
ее людским субстратом. Круг лиц, образующих
людской субстрат, зависит от вида организации
и тех целей, которые она преследует.
Любая организация служит определенному
кругу лиц, именуемых дестинаторами. Этот
круг зависит от тех целей, которые ставит
перед собой та или иная организация. Если
организация предназначена для служения
самой себе, ее людской субстрат и дестинаторы
совпадают. Таково типичное юридическое
лицо частного права. Некоторые юридические
лица могут быть созданы с целью служить
широкому кругу лиц, многие из которых
даже не догадываются о том, что им кто-то
служит. Например, общество инвалидов
призвано служить поддержкой для этой
категории людей.
Названных особенностей достаточно для
того, чтобы понять, что государство не
совпадает с юридическим лицом. Поэтому
оно и не признано таковым в ГК. Однако
для него как для особого субъекта права
при этом не создано и специальных норм
организации и деятельности. Вместо этого
закреплено правило о субсидиарном применении
к государству норм о юридическом лице.
Какие же нормы о юридических лицах применимы
к государству?
Может быть, нормы, закрепляющие признаки
юридического лица? В отношении государства
они, однако, приобретают совсем иное звучание.
Например, имущественная обособленность
государства, в отличие от иных субъектов
гражданского права, предполагает разделение
имущества между различными государственными
юридическими лицами. И хотя это имущество
считается принадлежащим государству,
в гражданском обороте им оперируют разные
субъекты. Организационное единство государства
вытекает из единства его публичной власти
и признания за ней суверенитета, что позволяет
сводить воедино всю сложную систему государственных
органов и должностных лиц. Самостоятельная
имущественная ответственность распространяется
не на все виды государственного имущества,
поскольку некоторые из них забронированы
от взысканий кредиторов. От имени государства
в гражданских правоотношениях выступает
множество различных субъектов. Эти примеры
можно приводить до бесконечности.
Тогда правила о создании, реорганизации
и ликвидации? Вовсе нет. Государство нигде
не регистрируется и не заносится в реестр.
Все изменения, которые происходят с ним
на протяжении всего времени существования,
обычно не связаны с имуществом, с гражданскими
правами и обязанностями. Правила, по которым
живет государство, содержатся в публичном
праве, причем они созданы им самим и для
себя. Публичная власть носит идеальный
характер. В ней нет ни грана материальной
субстанции. Достаточно вспомнить о различиях
между землей и территорией, суверенитетом
и правом собственности и т.д. Связь государства
с его вещественными придатками обеспечивает
гражданское право4 .
Остаются только нормы о волеобразовании
и волеизъявлении юридических лиц, да
и то с известными оговорками. Воля таких
субъектов частного права как физические
и юридические лица всегда формируется
внутри них и выражается вовне всецело
по их желанию. Никто не вправе определять
поведение данных лиц извне, иначе их воля
окажется порочной и не приведет к ожидаемым
результатам. Напротив, в рамках государства
формировать волю могут одни субъекты
гражданского права, выражать вовне –
другие, а контролировать – третьи. И все
они выступают как самостоятельные лица
гражданского права наряду с государством.
Случаи, когда результаты действий государства
бывают совершенно иными по сравнению
с первоначальным замыслом, встречаются
очень часто. И это в значительной мере
результат дифференциации процесса волеобразования.