Взыскание задолженности РФ за счет государственной казны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 10:45, реферат

Описание работы

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в условиях мирового экономического кризиса возрастает актуальность не только экономного использования государственных ресурсов, но и оптимизации деятельности государства по их наращиванию, в том числе для достижения стратегической цели - обеспечение безусловного перехода от ресурсной экономики к инновационной экономике.
Система управления общественными финансами достаточно сложна.

Содержание работы

Введение
1. Понятие государственной казны
1.1. История Российского бюджета
1.2. Функции государственной казны, и её место в системе финансов РФ
1.3. Экономическое содержание понятия «государственная казна»
2. Гражданско-правовые способы пополнения государственной казны
2.1 Приватизация как один из способов пополнения Казны
2.2 Доходы от предпринимательской деятельности предприятий
2.3 Доходы от облигаций, находящихся в государственной собственности
2.4 Доходы от государственного имущества, сдаваемого в аренду и передаваемого в доверительное управление
3. Взыскание задолженности РФ за счет государственной казны
3.1 Обращение взыскания на имущество Казны
3.2 Порядок обращения взыскания на имущество Казны
4. Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 64.94 Кб (Скачать файл)

Каждая облигация имеет четыре купона. Купонный период составляет три календарных месяца и определяется с даты начала выпуска. Процентный доход по купону определяется Министерством финансов РФ на каждый купонный период и равняется последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федеральных займов с переменным купонным доходом. Процентный доход объявляется за неделю до начала купонного периода.

Выплата процентного дохода по купонам осуществляется ежеквартально. При погашении облигаций их держателям должна быть выплачена номинальная стоимость облигации и процентный доход по последнему купону.

Размещение облигаций государственного сберегательного займа РФ осуществляется через уполномоченные банки и финансовые организации, купившие облигации у Министерства финансов РФ, на условиях подписки.

В соответствии с условиями проведения подписки на облигации первой серии для участия в подписке необходимо наличие у организации лицензии, дающей право работы со средствами населения (коммерческие банки либо финансовые организации).

В условиях проведения подписки на облигации первой серии определена минимальная цена покупки облигаций, минимальный и максимальный объем покупки. В них также отмечено, что право на первоочередное удовлетворение заявки на приобретение облигаций получает банк либо финансовая организация, предложившие более высокую цену по сравнению с другими заявками.

Участник подписки, заявка которого удовлетворена, заключает с Министерством финансов РФ договор купли-продажи облигаций.

Примерный договор купли-продажи облигаций первой серии, в частности, предусматривает, что эмитент (Министерство финансов РФ) продает, а дилер (уполномоченные банки и финансовые организации) покупает с целью дальнейшего размещения среди физических и юридических лиц облигации первой серии.

При этом следует иметь в виду, что, заключая договор купли-продажи облигаций, Министерство финансов РФ действует не от своего собственного имени как государственного учреждения, наделенного правами юридического лица, а от имени Российской Федерации как самостоятельного субъекта гражданского оборота, участвующего в нем в соответствии со ст.124 ГК на равных началах с гражданами и юридическими лицами.

Размещенная облигация государственного сберегательного займа РФ удостоверяет наличие обязательственных правоотношений - договора государственного займа.

В отличие от договора займа, который заключается путем передачи в собственность заемщика денег или других вещей, договор государственного займа в соответствии с п.3 ст.817 ГК заключается путем приобретения займодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг.

Очевидно, что договор государственного займа следует считать заключенным, а облигации государственного сберегательного займа РФ размещенными в момент получения дилером облигаций от Министерства финансов РФ по акту приема-передачи.

Это обусловлено тем, что с момента вручения ему облигаций дилер становится их собственником и выступает по отношению к Российской Федерации как самостоятельному субъекту гражданского оборота не только в качестве покупателя облигаций, но и в качестве их держателя, займодавца.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение дилером обязательств, предусмотренных договором купли-продажи облигаций, может являться лишь основанием для привлечения его к имущественной ответственности. Если иное не предусмотрено в договоре купли-продажи облигаций, истребовать назад облигации, переданные дилеру по акту приема-передачи, Министерство финансов РФ не вправе.

Выпустив облигации государственного сберегательного займа, Российская Федерация, будучи самостоятельным субъектом гражданского оборота, принимает на себя обязательства ежеквартально производить выплату купонного дохода, а также произвести погашение облигаций по наступлении сроков, предусмотренных условиями выпуска облигаций15 .

Следует заметить, что в настоящее время функции платежного агента осуществляет Сбербанк РФ, так как именно с ним Министерство финансов РФ заключило соответствующий договор об осуществлении функций платежного агента.

Таким образом, уполномоченный Министерством финансов РФ банк-платежный агент - Сбербанк РФ не только производит выплату купонного дохода по облигациям государственного сберегательного займа РФ, но и осуществляет погашение облигаций.

В том случае, когда держателю облигаций государственного сберегательного займа РФ необоснованно отказано в выплате ежеквартального купонного дохода или номинальной стоимости облигаций при их погашении или допущена просрочка в осуществлении соответствующих выплат, ему необходимо иметь в виду следующее.

2.4 Доходы от  государственного имущества, сдаваемого  в аренду и передаваемого в  доверительное управление

При передаче имущества в хозяйственное ведение и оперативное управление публично-правовые образования вступают в гражданские правоотношения в опосредованной форме, поскольку полномочия по владению, пользованию и распоряжению переданным имуществом переходят к носителю соответствующих вещных прав. В дальнейшем собственник лишь принимает участие в реализации указанных правомочий путем определения целевого назначения переданного имущества, осуществления контроля его сохранности, согласования сделок, совершаемых с отдельными категориями имущества, и т.п.

Необходимо принимать во внимание, что наделение юридических лиц вещными правами на публичную собственность всегда влечет за собой риск возникновения неблагоприятных экономических последствий для собственника переданного имущества. Несмотря на то, что в соответствии с п.8 ст.114 ГК РФ собственник унитарного предприятия не несет ответственности по обязательствам предприятия, передача имущества в хозяйственное ведение унитарного предприятия может повлечь его утрату вследствие обращения взыскания на него кредиторами юридического лица. Данное обстоятельство наряду с отсутствием детальной правовой регламентации правового статуса унитарных предприятий и механизма участия публичных субъектов в управлении ими (Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не принят до сегодняшнего дня) ставит под сомнение экономическую целесообразность участия государства и муниципальных образований в деятельности унитарных предприятий.

Учреждение публично-правовыми образованиями организаций, основанных на праве оперативного управления, влечет возложение на собственника имущества субсидиарной ответственности по обязательствам созданного юридического лица, что также связано с возникновением риска неблагоприятных экономических последствий.

«Принимая во внимание, что имущество казны складывается из двух основных составляющих – денежных средств соответствующего бюджета и иного имущества – управление имуществом казны можно условно разделить на два внутренне взаимосвязанных, но внешне изолированных процесса: управление средствами государственных и муниципальных бюджетов и управление иным имуществом казны»16 .

Порядок управления денежными средствами государственных и муниципальных бюджетов детально урегулирован нормами соответствующих отраслей законодательства и не является предметом настоящего исследования. Напротив, порядок управления иным имуществом казны (далее для удобства изложения мы будем называть его "казенным имуществом") до сих пор не нашел системного регулирования в отечественном законодательстве. Это порождает необходимость изучения правовых и экономических аспектов управления государственным и муниципальным казенным имуществом.

Управление казенным имуществом представляет собой форму прямого участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях. В процессе управления казенным имуществом публично-правовые образования самостоятельно, в лице управомоченных органов управления, осуществляют правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом. Это обстоятельство устраняет зависимость экономических интересов собственника от рисков хозяйственной деятельности учрежденных им организаций.

Кроме того, казенное имущество является единственным источником прямого дохода публично-правовых образований от вовлечения принадлежащего им имущества в гражданский оборот, поскольку передача имущества в оперативное управление не связана с преследованием цели получения дополнительного дохода. «Закрепление имущества в хозяйственном ведении унитарных предприятий влечет за собой лишь возникновение права собственника на получение части прибыли учрежденной им коммерческой организации»17 .

Существующая практика управления казенным имуществом субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по-разному решает проблему обеспечения учета казенного имущества, в том числе учета изменения его стоимости. При этом можно выделить следующие способы решения указанной проблемы в нормах регионального и местного законодательства: 1) учет изменения стоимости казенного имущества производится по результатам сделок, заключаемых с объектом, либо в процессе периодически проводимой инвентаризации казенного имущества; при этом учет казенного имущества осуществляется в рамках ведения реестра имущества публичного субъекта (город Москва, Свердловская область, Красноярский край, город Новосибирск); 2) учет изменения стоимости казенного имущества производится на забалансовых счетах специализированных организаций, обеспечивающих сохранность и обслуживание объектов казенного имущества, в соответствии с правилами бухгалтерского учета (город Санкт-Петербург); 3) учет казенного имущества осуществляется в рамках ведения реестра имущества публичного субъекта, учет изменения стоимости объектов производится реестродержателем в соответствии с правилами бухгалтерского учета (город Челябинск); 4) казенное имущество отражается на забалансовом счете уполномоченного органа государственного управления (местного самоуправления) и на отдельном балансе лица, с которым заключается договор поручения на управление казенным имуществом публичного субъекта (город Чебоксары); 5) учет казенного имущества осуществляется на отдельном балансе специализированной организации, учрежденной собственником для обеспечения сохранности, содержания и обслуживания казенного имущества (Костромская область, город Томск)18 .

Наиболее корректным с точки зрения действующего законодательства представляется осуществление учета казенного имущества, в том числе изменения его стоимости, в рамках ведения реестра имущества публичного субъекта. Отражение казенного имущества в бухгалтерской отчетности специализированных организаций, создаваемых собственником для обеспечения содержания казенного имущества, на наш взгляд, не в полной мере соответствует требованиям законодательства о бухгалтерском учете. Учитывая отсутствие нормативных правовых документов, регламентирующих порядок учета изменения стоимости казенного имущества, полагаем возможным применение для этих целей законодательства о бухгалтерском учете - по аналогии, до принятия специальных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок учета имущества публичных субъектов.

Структура системы учета имущества казны, на наш взгляд, должна отталкиваться от особенностей отдельных категорий казенного имущества. В этой связи особенное значение приобретает классификация объектов казенного имущества.

Объектами, составляющими казну публично-правового образования, являются: 1) средства государственного (муниципального) бюджета, внебюджетных и валютных фондов; 2) недвижимость, находящаяся в собственности публично-правовых образований и не закрепленная за государственными (муниципальными) унитарными предприятиями и учреждениями: отдельно стоящие жилые и нежилые здания; помещения, встроенно-пристроенные к жилым домам, но не являющиеся объектами жилого фонда согласно действующим правовым актам (нежилые помещения); жилые помещения и отдельные комнаты в них; муниципальная доля в нежилых помещениях единого комплекса недвижимого имущества, находящегося в общей долевой собственности собственников помещений (кондоминиума); земельные участки, иные природные ресурсы; предприятия (имущественные комплексы); строения, сооружения (объекты инженерной инфраструктуры, иные хозяйственные сооружения); иные недвижимые вещи; 3) движимое имущество, находящееся в собственности публично-правовых образований и не закрепленное за государственными (муниципальными) унитарными предприятиями и учреждениями: машины, станки, оборудование, товарные запасы, запасы сырья и материалов; ценные бумаги; обязательственные права публично-правовых образований в отношении хозяйственных обществ, приобретенные им в связи с участием в образовании имущества данных юридических лиц; иные имущественные права публично-правовых образований; объекты интеллектуальной собственности публично-правовых образований, в том числе исключительные права на них; архивные фонды и архивные документы; программные продукты и информационные базы данных; иные движимые вещи.

На основании вышеизложенного, в целях обеспечения единообразного учета имущества публично-правовых образований, в том числе казенного имущества, полагаем необходимым принятие следующих мер: а) пересмотр действующих нормативных правовых документов, регламентирующих порядок ведения реестра имущества публичных субъектов, с точки зрения разделения его на два самостоятельных раздела: реестра имущества, переданного в хозяйственное ведение и оперативное управление учрежденных публично-правовыми образованиями организаций, и реестра казенного имущества публичного собственника; б) разработка нормативных правовых документов, регламентирующих порядок учета изменения стоимости объектов казенного имущества, оценку их доходности, учета обязательств, возникающих у публичного собственника в связи с вовлечением казенного имущества в гражданский оборот, с целью формирования достоверной информации об имущественном положении публично-правового образования.

Информация о работе Взыскание задолженности РФ за счет государственной казны