Взыскание задолженности РФ за счет государственной казны
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 10:45, реферат
Описание работы
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в условиях мирового экономического кризиса возрастает актуальность не только экономного использования государственных ресурсов, но и оптимизации деятельности государства по их наращиванию, в том числе для достижения стратегической цели - обеспечение безусловного перехода от ресурсной экономики к инновационной экономике. Система управления общественными финансами достаточно сложна.
Содержание работы
Введение 1. Понятие государственной казны 1.1. История Российского бюджета 1.2. Функции государственной казны, и её место в системе финансов РФ 1.3. Экономическое содержание понятия «государственная казна» 2. Гражданско-правовые способы пополнения государственной казны 2.1 Приватизация как один из способов пополнения Казны 2.2 Доходы от предпринимательской деятельности предприятий 2.3 Доходы от облигаций, находящихся в государственной собственности 2.4 Доходы от государственного имущества, сдаваемого в аренду и передаваемого в доверительное управление 3. Взыскание задолженности РФ за счет государственной казны 3.1 Обращение взыскания на имущество Казны 3.2 Порядок обращения взыскания на имущество Казны 4. Заключение Список литературы
Каждая облигация имеет четыре купона.
Купонный период составляет три календарных
месяца и определяется с даты начала выпуска.
Процентный доход по купону определяется
Министерством финансов РФ на каждый купонный
период и равняется последней официально
объявленной купонной ставке по облигациям
федеральных займов с переменным купонным
доходом. Процентный доход объявляется
за неделю до начала купонного периода.
Выплата процентного дохода по купонам
осуществляется ежеквартально. При погашении
облигаций их держателям должна быть выплачена
номинальная стоимость облигации и процентный
доход по последнему купону.
Размещение облигаций государственного
сберегательного займа РФ осуществляется
через уполномоченные банки и финансовые
организации, купившие облигации у Министерства
финансов РФ, на условиях подписки.
В соответствии с условиями проведения
подписки на облигации первой серии для
участия в подписке необходимо наличие
у организации лицензии, дающей право
работы со средствами населения (коммерческие
банки либо финансовые организации).
В условиях проведения подписки на облигации
первой серии определена минимальная
цена покупки облигаций, минимальный и
максимальный объем покупки. В них также
отмечено, что право на первоочередное
удовлетворение заявки на приобретение
облигаций получает банк либо финансовая
организация, предложившие более высокую
цену по сравнению с другими заявками.
Участник подписки, заявка которого удовлетворена,
заключает с Министерством финансов РФ
договор купли-продажи облигаций.
Примерный договор купли-продажи облигаций
первой серии, в частности, предусматривает,
что эмитент (Министерство финансов РФ)
продает, а дилер (уполномоченные банки
и финансовые организации) покупает с
целью дальнейшего размещения среди физических
и юридических лиц облигации первой серии.
При этом следует иметь в виду, что, заключая
договор купли-продажи облигаций, Министерство
финансов РФ действует не от своего собственного
имени как государственного учреждения,
наделенного правами юридического лица,
а от имени Российской Федерации как самостоятельного
субъекта гражданского оборота, участвующего
в нем в соответствии со ст.124 ГК на равных
началах с гражданами и юридическими лицами.
Размещенная облигация государственного
сберегательного займа РФ удостоверяет
наличие обязательственных правоотношений
- договора государственного займа.
В отличие от договора займа, который
заключается путем передачи в собственность
заемщика денег или других вещей, договор
государственного займа в соответствии
с п.3 ст.817 ГК заключается путем приобретения
займодавцем выпущенных государственных
облигаций или иных государственных ценных
бумаг.
Очевидно, что договор государственного
займа следует считать заключенным, а
облигации государственного сберегательного
займа РФ размещенными в момент получения
дилером облигаций от Министерства финансов
РФ по акту приема-передачи.
Это обусловлено тем, что с момента вручения
ему облигаций дилер становится их собственником
и выступает по отношению к Российской
Федерации как самостоятельному субъекту
гражданского оборота не только в качестве
покупателя облигаций, но и в качестве
их держателя, займодавца.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение
дилером обязательств, предусмотренных
договором купли-продажи облигаций, может
являться лишь основанием для привлечения
его к имущественной ответственности.
Если иное не предусмотрено в договоре
купли-продажи облигаций, истребовать
назад облигации, переданные дилеру по
акту приема-передачи, Министерство финансов
РФ не вправе.
Выпустив облигации государственного
сберегательного займа, Российская Федерация,
будучи самостоятельным субъектом гражданского
оборота, принимает на себя обязательства
ежеквартально производить выплату купонного
дохода, а также произвести погашение
облигаций по наступлении сроков, предусмотренных
условиями выпуска облигаций15 .
Следует заметить, что в настоящее время
функции платежного агента осуществляет
Сбербанк РФ, так как именно с ним Министерство
финансов РФ заключило соответствующий
договор об осуществлении функций платежного
агента.
Таким образом, уполномоченный Министерством
финансов РФ банк-платежный агент - Сбербанк
РФ не только производит выплату купонного
дохода по облигациям государственного
сберегательного займа РФ, но и осуществляет
погашение облигаций.
В том случае, когда держателю облигаций
государственного сберегательного займа
РФ необоснованно отказано в выплате ежеквартального
купонного дохода или номинальной стоимости
облигаций при их погашении или допущена
просрочка в осуществлении соответствующих
выплат, ему необходимо иметь в виду следующее.
2.4 Доходы от
государственного имущества, сдаваемого
в аренду и передаваемого в
доверительное управление
При передаче имущества в хозяйственное
ведение и оперативное управление публично-правовые
образования вступают в гражданские правоотношения
в опосредованной форме, поскольку полномочия
по владению, пользованию и распоряжению
переданным имуществом переходят к носителю
соответствующих вещных прав. В дальнейшем
собственник лишь принимает участие в
реализации указанных правомочий путем
определения целевого назначения переданного
имущества, осуществления контроля его
сохранности, согласования сделок, совершаемых
с отдельными категориями имущества, и
т.п.
Необходимо принимать во внимание, что
наделение юридических лиц вещными правами
на публичную собственность всегда влечет
за собой риск возникновения неблагоприятных
экономических последствий для собственника
переданного имущества. Несмотря на то,
что в соответствии с п.8 ст.114 ГК РФ собственник
унитарного предприятия не несет ответственности
по обязательствам предприятия, передача
имущества в хозяйственное ведение унитарного
предприятия может повлечь его утрату
вследствие обращения взыскания на него
кредиторами юридического лица. Данное
обстоятельство наряду с отсутствием
детальной правовой регламентации правового
статуса унитарных предприятий и механизма
участия публичных субъектов в управлении
ими (Федеральный закон "О государственных
и муниципальных унитарных предприятиях"
не принят до сегодняшнего дня) ставит
под сомнение экономическую целесообразность
участия государства и муниципальных
образований в деятельности унитарных
предприятий.
Учреждение публично-правовыми образованиями
организаций, основанных на праве оперативного
управления, влечет возложение на собственника
имущества субсидиарной ответственности
по обязательствам созданного юридического
лица, что также связано с возникновением
риска неблагоприятных экономических
последствий.
«Принимая во внимание, что имущество
казны складывается из двух основных составляющих
– денежных средств соответствующего
бюджета и иного имущества – управление
имуществом казны можно условно разделить
на два внутренне взаимосвязанных, но
внешне изолированных процесса: управление
средствами государственных и муниципальных
бюджетов и управление иным имуществом
казны»16 .
Порядок управления денежными средствами
государственных и муниципальных бюджетов
детально урегулирован нормами соответствующих
отраслей законодательства и не является
предметом настоящего исследования. Напротив,
порядок управления иным имуществом казны
(далее для удобства изложения мы будем
называть его "казенным имуществом")
до сих пор не нашел системного регулирования
в отечественном законодательстве. Это
порождает необходимость изучения правовых
и экономических аспектов управления
государственным и муниципальным казенным
имуществом.
Управление казенным имуществом представляет
собой форму прямого участия публично-правовых
образований в гражданских правоотношениях.
В процессе управления казенным имуществом
публично-правовые образования самостоятельно,
в лице управомоченных органов управления,
осуществляют правомочия владения, пользования
и распоряжения имуществом. Это обстоятельство
устраняет зависимость экономических
интересов собственника от рисков хозяйственной
деятельности учрежденных им организаций.
Кроме того, казенное имущество является
единственным источником прямого дохода
публично-правовых образований от вовлечения
принадлежащего им имущества в гражданский
оборот, поскольку передача имущества
в оперативное управление не связана с
преследованием цели получения дополнительного
дохода. «Закрепление имущества в хозяйственном
ведении унитарных предприятий влечет
за собой лишь возникновение права собственника
на получение части прибыли учрежденной
им коммерческой организации»17 .
Существующая практика управления казенным
имуществом субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований по-разному
решает проблему обеспечения учета казенного
имущества, в том числе учета изменения
его стоимости. При этом можно выделить
следующие способы решения указанной
проблемы в нормах регионального и местного
законодательства: 1) учет изменения стоимости
казенного имущества производится по
результатам сделок, заключаемых с объектом,
либо в процессе периодически проводимой
инвентаризации казенного имущества;
при этом учет казенного имущества осуществляется
в рамках ведения реестра имущества публичного
субъекта (город Москва, Свердловская
область, Красноярский край, город Новосибирск);
2) учет изменения стоимости казенного
имущества производится на забалансовых
счетах специализированных организаций,
обеспечивающих сохранность и обслуживание
объектов казенного имущества, в соответствии
с правилами бухгалтерского учета (город
Санкт-Петербург); 3) учет казенного имущества
осуществляется в рамках ведения реестра
имущества публичного субъекта, учет изменения
стоимости объектов производится реестродержателем
в соответствии с правилами бухгалтерского
учета (город Челябинск); 4) казенное имущество
отражается на забалансовом счете уполномоченного
органа государственного управления (местного
самоуправления) и на отдельном балансе
лица, с которым заключается договор поручения
на управление казенным имуществом публичного
субъекта (город Чебоксары); 5) учет казенного
имущества осуществляется на отдельном
балансе специализированной организации,
учрежденной собственником для обеспечения
сохранности, содержания и обслуживания
казенного имущества (Костромская область,
город Томск)18 .
Наиболее корректным с точки зрения действующего
законодательства представляется осуществление
учета казенного имущества, в том числе
изменения его стоимости, в рамках ведения
реестра имущества публичного субъекта.
Отражение казенного имущества в бухгалтерской
отчетности специализированных организаций,
создаваемых собственником для обеспечения
содержания казенного имущества, на наш
взгляд, не в полной мере соответствует
требованиям законодательства о бухгалтерском
учете. Учитывая отсутствие нормативных
правовых документов, регламентирующих
порядок учета изменения стоимости казенного
имущества, полагаем возможным применение
для этих целей законодательства о бухгалтерском
учете - по аналогии, до принятия специальных
нормативных правовых актов, регламентирующих
порядок учета имущества публичных субъектов.
Структура системы учета имущества казны,
на наш взгляд, должна отталкиваться от
особенностей отдельных категорий казенного
имущества. В этой связи особенное значение
приобретает классификация объектов казенного
имущества.
Объектами, составляющими казну публично-правового
образования, являются: 1) средства государственного
(муниципального) бюджета, внебюджетных
и валютных фондов; 2) недвижимость, находящаяся
в собственности публично-правовых образований
и не закрепленная за государственными
(муниципальными) унитарными предприятиями
и учреждениями: отдельно стоящие жилые
и нежилые здания; помещения, встроенно-пристроенные
к жилым домам, но не являющиеся объектами
жилого фонда согласно действующим правовым
актам (нежилые помещения); жилые помещения
и отдельные комнаты в них; муниципальная
доля в нежилых помещениях единого комплекса
недвижимого имущества, находящегося
в общей долевой собственности собственников
помещений (кондоминиума); земельные участки,
иные природные ресурсы; предприятия (имущественные
комплексы); строения, сооружения (объекты
инженерной инфраструктуры, иные хозяйственные
сооружения); иные недвижимые вещи; 3) движимое
имущество, находящееся в собственности
публично-правовых образований и не закрепленное
за государственными (муниципальными)
унитарными предприятиями и учреждениями:
машины, станки, оборудование, товарные
запасы, запасы сырья и материалов; ценные
бумаги; обязательственные права публично-правовых
образований в отношении хозяйственных
обществ, приобретенные им в связи с участием
в образовании имущества данных юридических
лиц; иные имущественные права публично-правовых
образований; объекты интеллектуальной
собственности публично-правовых образований,
в том числе исключительные права на них;
архивные фонды и архивные документы;
программные продукты и информационные
базы данных; иные движимые вещи.
На основании вышеизложенного, в целях
обеспечения единообразного учета имущества
публично-правовых образований, в том
числе казенного имущества, полагаем необходимым
принятие следующих мер: а) пересмотр действующих
нормативных правовых документов, регламентирующих
порядок ведения реестра имущества публичных
субъектов, с точки зрения разделения
его на два самостоятельных раздела: реестра
имущества, переданного в хозяйственное
ведение и оперативное управление учрежденных
публично-правовыми образованиями организаций,
и реестра казенного имущества публичного
собственника; б) разработка нормативных
правовых документов, регламентирующих
порядок учета изменения стоимости объектов
казенного имущества, оценку их доходности,
учета обязательств, возникающих у публичного
собственника в связи с вовлечением казенного
имущества в гражданский оборот, с целью
формирования достоверной информации
об имущественном положении публично-правового
образования.