Задачи по "Гражданскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:00, задача

Описание работы

В рекламное агентство обратился заказчик с просьбой создать для него рекламный плакат, что и было вскоре сделано. Никаких договоров при этом не оформлялось, поскольку стороны сочли это лишней формальностью. Через некоторое время заказчик получил от рекламистов предложение о выплате им авторского вознаграждения за использование их ИС.
Каковы перспективы юридического решения вопроса.
Правомерно ли требование рекламистов?

Файлы: 1 файл

Практика 8.doc

— 58.00 Кб (Скачать файл)


Выполнили: Державина Юлия, Колотырина Кристина, Курочкина Марина и Чалова Татьяна.

 

Ситуация 1.

В рекламное агентство обратился заказчик с просьбой создать для него рекламный плакат, что и было вскоре сделано. Никаких договоров при этом не оформлялось, поскольку стороны сочли это лишней формальностью. Через некоторое время заказчик получил от рекламистов предложение о выплате им авторского вознаграждения за использование их ИС.


Каковы перспективы юридического решения вопроса.
Правомерно ли требование рекламистов?

 

Решение:

 

На наш взгляд, в данном случае должен был быть составлен смешанный договор. Здесь присутствуют элементы подрядного договора и так же элементы лицензионного договора.

Так как рекламному агентству был дан заказ на создание рекламного плаката, мы предполагаем, что были выполнены работы по созданию самого каркаса  плаката и растяжки, так и оформления, самой творческой идеи, которая будет изображена на рекламном плакате.

 

Само творческое решение рекламного плаката будет являться интеллектуальной собственностью рекламного агентства. В соответствии со ст. 1226 ГК РФ, на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие). Так же согласно ст. 1227 ГК РФ, интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.

 

Следовательно,  рекламное агентство имеет право требовать вознаграждения за использование их ИС. Но к сожалению, в данной ситуации, договор не был составлен в письменной форме (п.2 ст. 1235 ГК РФ) и доказать в суде свои интеллектуальные права,  на  созданный рекламный плакат,  будет не реально, так как ссылаться на свидетельские показания в гражданском судопроизводстве в данном случае нельзя.

 

Ситуация 2.

Один из современных курьезов произошел в свое время с президентом России Б.Н. Ельциным. Случилось это в апреле 1989-го года. В те дни в Москву прибыла команда фотографов из американского журнала “Тайм” с целью подготовить материал для спецвыпуска “Новая Россия”. Был среди прилетевших и молодой, без всяких комплексов, фотограф Тэд Тай. Во время подготовки к съемке Борис Николаевич увлекся разговором о перестройке и не заметил, как Тэд Тай подскочил к нему и схватил будущего президента за обе щеки! Этот момент и засек на пленку Александр Исаченко. А “Тайм” потом дал к снимку подпись: “Фотограф “Тайм” Тэд Тай учит Бориса Ельцина искусству улыбаться”. А фотография Исаченко, появившись однажды в “Тайм”, пошла гулять по изданиям. За каждую перепечатку А. Исаченко платили по 50% гонорара. Он смог оставить журналистику и посвятить себя любимому делу — подводной съемке...

 

Нарушил ли закон Александр Исаченко?

 

Решение:

 

Объектами авторского права согласно закону РФ «Об авторском праве  и смежных правах» являются произведения науки, литературы и искусства. Фотография, безусловно, является одним из объектов авторского права, а именно произведением искусства. Из этого вытекает, что у автора (фотографа) с момента создания объекта авторского права (фотографии) возникают авторские права: личные неимущественные и имущественные права.

 

Так как данный случай произошел в 1989 году, а ГК РФ, действующий ныне, был принят с 1 января 1994 г., то следует применять  нормы ГК РСФСР 1964 года.

 

Согласно ст. 514 старого Гражданского кодекса РСФСР «Опубликование, воспроизведение и распространение произведения изобразительного искусства, в котором изображено другое лицо, допускается лишь с согласия изображенного, а после его смерти с согласия его детей и пережившего супруга. Такого согласия не требуется, если это делается в государственных или общественных интересах, либо изображенное лицо позировало автору за плату». В юридической науке указанное право именуется правом лица на собственное изображение или, что тоже самое, правом на неприкосновенность внешнего облика. Данное право относится к одному из личных неимущественных прав граждан. Оно не входит в институт авторского права, но оказывает значительное влияние на осуществление авторских правомочий. Данное право сопряжено с известным ограничением прав автора по использованию своего произведения. Более того, само обнародование произведения, т. е. его доведение до неопределенного круга лиц, возможно лишь с согласия изображенного, которое должно быть получено до совершения этих действий. Следует иметь в виду, что право на собственное изображение сохраняется и после истечения срока действия авторского права, распространяя свое действие на собственника произведения и иных лиц, им владеющих.

 

Что касается данного вопроса в наше время, то существует несколько подхода к нему.

 

Первый подход основан на законе РФ «Об авторском праве и смежных правах». Специальных норм, посвященных правам изображенных лиц, ЗоАП не содержит, но предусматривает так называемые «смежные права», среди которых «права исполнителей». Именно к этой группе относят моделей. Такой взгляд распространен в рекламной фотографии, где практикуется заключение договоров с лицами, участвующими в съемках, о приобретении у них смежных имущественных прав, позволяющих использовать фотографии в дальнейшем на условиях, определенных договором. Таким образом, в отношении фотоснимков с участием людей возникает две группы прав: авторские — у фотографа, и смежные — у модели. Но отнесение моделей к категории исполнителей спорно, поскольку, по определению ЗоАП, исполнителем является актер, певец, музыкант, танцор и иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом исполняет произведение литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер спектакля и дирижер.

 

Иной подход заключается в том, что фотографам и моделям для урегулирования отношений следует обратиться к другому закону — Гражданскому кодексу РСФСР 1964 г. Статья 514 этого документа гласит, что опубликование, воспроизведение и распространение произведения изобразительного искусства, в котором изображено другое лицо, допускается лишь с согласия изображенного, а после его смерти — с согласия его детей и пережившего супруга. Исключение составляют два случая: когда совершение указанных действий осуществляется в государственных или общественных интересах, либо когда изображенное лицо позировало автору за плату.

 

Таким образом, при буквальном толковании норм закона получается, что снимать без согласия можно — публиковать нельзя. Применение норм ГК РСФСР к современным правоотношениям также спорно: основные статьи документа утратили силу с 1 января 1994 г. в связи с принятием действующего сегодня ГК РФ, и нормы ГК РСФСР должны применяться в части, не противоречащей ГК РФ и федеральным законам, в частности ЗоАП, которым вопросы авторского и смежного права урегулированы подробно. Но основная проблема применения данного подхода заключается в том, что указанная статья говорит о произведениях изобразительного искусства, а действующий ЗоАП перечисляет фотографию среди объектов авторского права отдельно от произведений изобразительного искусства, не относя ее к данной категории.

 

Наконец, сторонники третьего взгляда на права изображенных лиц утверждают, что действующее законодательство содержит пробел на эту тему, и решение вопроса лежит только в практической плоскости. При этом, несмотря на отсутствие запретов, следует учитывать, что Конституцией РФ и другими нормативными актами предусмотрено право граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, а сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. ГК РФ также устанавливает, что жизнь и здоровье, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни и иные нематериальные блага принадлежат гражданину от рождения или в силу закона, являются неотчуждаемыми и непередаваемыми. В случае причинения гражданину морального вреда (физических и нравственных страданий) нарушитель обязан возместить вред по решению суда.

 

Также возмещению подлежит вред, причиненный распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию человека (в отношении деловой репутации — также и юридического лица), если такие сведения не соответствуют действительности. Помимо возмещения убытков и морального вреда, пострадавший имеет право требовать опровержения порочащих сведений. Следовательно, во избежание проблем с законом фотографам следует воздержаться от изготовления определенных снимков, например, фотоколлажей с изображением лица в тех местах, посещение которых может быть рассмотрено как порочащее его честь и достоинство, при условии, что речь идет именно о коллаже, о монтаже, а не о реальной репортажной фотографии.

 

Отдельно законодательством урегулирован вопрос фотосъемки, производимой корреспондентами. Профессиональную деятельность журналистов регулирует специальный закон — «О средствах массовой информации». Ст. 47 («Права журналиста») предоставляет журналистам право производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом (например, законом РФ «О государственной тайне»). Данную норму дополняет обязанность журналиста при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки. В данном случае, Б.Н. Ельцин и Тэд Тай не были предупреждены о производстве фотосъемки.

 

Таким образом, мы делаем вывод о том, что Александр Исаченко нарушил нормы российского законодательства и пренебрег правами запечатленных лиц.


Ситуация 3.

В телевизионной передаче “Вкусная еда” ведущий Соцков, демонстрируя приготовление блюд, целенаправленно обращал внимание телезрителей на несколько продуктов, представляемых по сюжету передачи. При этом он постоянно упоминал пищевой концентрат “Том” — одно из вкуснейших современных добавок.

 

Просмотр этой передачи вызвал у фирмы “Турист” живой интерес к продукту “Том”, который она закупила для продовольственного снабжения туристической компании. Однако после употребления пищевого продукта клиентами и его анализа независимыми экспертами было отмечено, что рекламируемые по телевидению вкусовые качества “Тома” явно не соответствуют тем характеристикам, о которых говорил ведущий Соцков в передаче. Некоторые клиенты фирмы, получая продукт “Том” в качестве приправы, получили аллергические расстройства и эти неприятные факты были зафиксированы врачами.

 

В результате руководство фирмы “Турист” охарактеризовало действия Соцкова как скрытую и недостоверную рекламу и обратилось с иском в суд к телевизионной компании, потребовав от нее компенсацию морального ущерба и возмещения вреда, причиненного здоровью своих клиентов.

 

Как необходимо квалифицировать действия Соцкова и правомерны ли требования фирмы “Турист”?

 

Решение:

 

На наш взгляд, в сложившейся ситуации, присутствует нарушение запретов предусмотренных ФЗ «О рекламе». В ст. 3 упомянутого Закона сказано, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

 

Согласно ч.1 ст. 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. В соответствии с п.2 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара. Так как в данном случае, в последствии было, выявлено, что после употребления пищевого продукта клиентами фирмы «Турист» и его анализа независимыми экспертами,  рекламируемые по телевидению вкусовые качества “Тома” явно не соответствуют тем характеристикам, о которых говорил ведущий Соцков в передаче. Следовательно, на лицо наличие  недостоверной рекламы.

 

Согласно ч. 9 ст. 5 ФЗ «О рекламе», не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.

 

Таким образом, действия Соцкова следует охарактеризовать как распространение скрытой и недостоверной рекламы.

 

В соответствии с ч. 4 ст. 38 ФЗ «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Следовательно, согласно ч. 6 ст. 38 данного ФЗ, Рекламодатель (фирма -производитель пищевой добавки «Том») несет ответственность за нарушение требования, установленного ч. 3 ст. 5  (недостоверную рекламу). Так же согласно ч. 7 вышеупомянутой статьи, рекламораспространитель (телекомпания) несет ответственность за нарушение требования, установленного ч. 9 ст.5 (скрытая реклама).

 

Следовательно, фирма-производитель пищевой добавки «Том» и телевизионная компания должны нести ответственность, которая предусмотрена ст. 14.3 КоАП РФ за нарушение законодательства о рекламе. Рассмотрение данного дела подведомственно антимонопольному органу (ст. 23.48 КоАП РФ).

 

Согласно ст. 38 ФЗ «О рекламе», нарушение физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

Информация о работе Задачи по "Гражданскому праву"