Законы 12 таблиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 13:03, реферат

Описание работы

Римляне считали законы 12 таблиц основой всего цивилизованного права. Р. Давид считал что "римский гений создал юридическую систему, не имеющую прецедентов в мире". На протяжении многих веков законы 12 табл. использовались у римских юристов. Стоит учитывать, что законы эти создавались в архаических период, на базе норм и обычаем доклассового и раннеклассового общества, по этому наряду с нормами и принципами основного римского права сохранялось большое число архаичных норм примитивного родового общества. Оригинальный текст законов не сохранился. Он частично воссоздан усилиями западных юристов 16-19вв. из трудов разных античных авторов цитировавших законы 12 табл. В науке посей день ведутся споры о том, что содержал оригинальный текст 12 таблиц, какова была его структура.

Файлы: 1 файл

Законы 12 таблиц.docx

— 29.58 Кб (Скачать файл)

1-История создания и общая характеристика

Римляне считали законы 12 таблиц основой  всего цивилизованного права. Р. Давид считал что "римский гений  создал юридическую систему, не имеющую  прецедентов в мире". На протяжении многих веков законы 12 табл. Использовались у римских юристов. Стоит учитывать, что законы эти создавались в архаических период, на базе норм и обычаем доклассового и раннеклассового общества, по этому наряду с нормами и принципами основного римского права сохранялось большое число архаичных норм примитивного родового общества. Оригинальный текст законов не сохранился. Он частично воссоздан усилиями западных юристов 16-19вв. из трудов разных античных авторов цитировавших законы 12 табл. В науке посей день ведутся споры о том, что содержал оригинальный текст 12 таблиц, какова была его структура.

История создания и общая характеристика.

Римский плебес почти полвека боролся с патрициями, узурпировавшими исполнительную и судебную власть, а так же распоряжение общественной собственностью. Плебеи добивались прав политического, экономического. Прежде всего равноправия всех граждан перед законом.

Юрист 2в до н.э. Помпоний отмечал, что в течении 20 лет до издания законов 12 таблиц с 471 по 451гг.до н.э. не было никакого права. Это связанно с тем, что плебеи в 471г. до н.э. перенесли выборы плебейских трибунов и принятие законов из куриатных собраний народа(где господствовали патриции), в трибутные, где плебеи имели преимущество перед патрициями в силу своего большинства. Патриции отказались подчиняться решению плебеев, и опираясь на сенат и патрицианских консулов, в течении почти 20 лет игнорировали попытки плебеев создать новое законодательство и тем самым установить равные права для патрициев и плебеев. Именно поэтому плебеи стремились создать такие законы, которые бы ограничили исполнительную и судебную власть консулов. Главным средством решения этой задачи плебеи выбрали - создание свода законов, публично изданных и доступных для всех. Плебеи добились создания посольства в Афины для изучения законов Салона. Многие законы были переписаны и включены в текст законов 12 таблиц. Среди источников законов 12 табл. Дионисий Галикарнасский называет обычаи ранее принятые законы римлянами наработанную веками судебную практику. В 451г. до н.э. - созданная законодательная коллегия децемвиров, которая в конце года выставила на римском форуме первые 10 таблиц, а через год ещё две. Утверждается принцип "закон- -это то, что приказал и установил народ".

В законы 12 табл. вошли как публичные  законы так и частное право римлян. В них расписаны все нормы о госучреждениях, так же в этих законах присутствует упорядоченная система изложения и логичность их формулировок. Согласно Авсонию законы разделены на 3 части: сакральное, публичное и частное право. По частному праву остался такой памятник как Дигесты Юстиниана, и отдельные труды римских юристов.

2-Правовое положение  основных групп  населения в Древнем Риме

  Древнейшее  поселение  Рима жило родами, которыми управляли  старейшины. Род первоначально   представлял собой сплоченный  коллектив, связанный общим происхождением, общей собственностью на землю,  а  также почитанием предков.  Со временем на территории, принадлежащей  родам, появились люди, не входящие  ни в один из них. Это были  освобожденные рабы или их  потомки, чужеземцы, ремесленники  и торговцы, люди, изгнанные за  нарушение родовых обычаев, насильственно  переселенные из покоренных городов.  Этих пришельцев в Риме называли  плебеями. Исконное же население,  жившее родами, называлось патрициями. Возвращаясь к вопросу о происхождении  римских сословий, можно взять  за основу его «комплексную  теорию»: - патриции действительно  были коренным гражданством. Они представляли собой полноправный «римский народ»; - в непосредственной связи с ними были клиенты (от лат. Clients - послушный), которые получали от них землю, скот, пользовались их защитой на суде и пр. За это они должны были служить в военных отрядах своих покровителей, оказывать им помощь деньгами, выполнять различные работы; - плебеи стояли вне родовой организации патрициев, т.е. не принадлежали к «римскому народу», не имели доступа к общинной земле и были лишены политических прав. Происхождение плебеев неясно и спорно. Несомненно, что они стояли вне племенной организации и поэтому не могли принимать участия в управлении общиной. Зато они беспрепятственно занимались земледелием, ремеслами, торговлей.

      Плебеи  были лично свободны, несли военную   службу наравне с патрициями. Торговое и промышленное богатство  было сосредоточено главным образом  в их руках: гордый своим  происхождением патриций считал унизительным любое занятие, кроме земледелия, политической деятельности, военной службы. [3, c.67]

      Патриции  были полноправными гражданами. Они распадались на три племени.  Каждое племя состояло из 100 родов.  Каждые 10 родов образовывали курию.  Курии образовывали общее народное  собрание римской общины (куриатные комиции). Оно принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну, совместно с сенатом выбирало царя, занималось важнейшими судебными делами и пр.

      Римская  патрицианская община представляла  собою примитивный город- государство с типичными чертами «военной демократии». Вторым органом демократии был совет старейшин, сенат. Его члены назывались «отцами» - patres. В компетенцию сената входили дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира Он состоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался (от senex - старый, старейшина).

      Старейшины  эти составляли потомственную  аристократию римской общины, поскольку  укоренился обычай, согласно которому  их избирали из одной и той  же семьи каждого рода. Согласно  легенде, Ромул назначил первых 100 сенаторов. Тулл Гостилий прибавил еще 100, а Тарквиний довел их количество до 300. В период между смертью старого царя и выбором нового общиной управляли поочередно сенаторы. Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий «царю», которого называли рексом (rex). Исторические предания называют первым рексом римской общины Ромула, а всего насчитывают семь рексов. Несмотря на представительность народного собрания, сенат и рекс пользовались правом отменить решения народного собрания. При этом рекс мог издавать общеобязательные постановления. Шестым царем Рима был Сервий Туллий, к периоду царствования которого относятся важнейшие государственные и правовые преобразования, которые развиваясь, способствовали превращению Рима в наиболее значительную общественную формацию античного периода.

      Мощный  удар родовой организации патрициев   был нанесен в середине VI века  до н.э. реформой Сервия Туллия, шестого рекса по римской исторической традиции. Она проводилась как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримского государства.

      Первоначально  римское войско было преимущественно   патрицианским. Плебеи, находившиеся  на вне патрициальной общины, также не входили в военную организацию. Вследствие этого возникло резкое несоответствие между населением Рима и количеством выставляемых им воинов. А захватническая политика требовала увеличения войск и расходов на ведение войн. Необходимость привлечения к военной службе плебеев стала очевидной. Поэтому все свободное население Рима патриции и плебеи - было разделено по имущественному признаку (цензу) на 5 разрядов, каждый из которых был обязан выставить определенное количество воинских подразделений - центурий. Помимо этих центурий, были еще 18 центурий всадников из самых богатых римлян, а цензом свыше 100.000 ассов (из них шесть исключительно патрицианских); а также пять невооруженных центурий: две - ремесленников, две - музыкантов и один из неимущих, которых называли пролетариями. Таким образом, всего было 193 центурии.

      Центурии  каждого из пяти разрядов делились  на две части: одна из них,  старшая, куда входили римляне  от 45 до 60 лет, предназначалась для  гарнизонной службы; другая - войны  от 17 до 45 лет - младшая, предназначалась  для боевых походов. Для оценки  имущества граждан, вся территория  Рима была разделена на трибы,  которые, однако, не имели ничего  общего, кроме названия, с прежними  тремя племенными трибами. Новых,  территориальных триб вначале  было создано, видимо, 21: четыре  городских и семнадцать сельских. По трибам производился набор  войска и взимался налог на  военные нужды - Tributum. Со временем состоящее из центурий войско стало принимать участие в решении вопросов, связанных не только с войной и военным делом. Постепенно к центуриатным собраниям переходило решение дел, которыми ранее ведали собрание римских патрициев по куриям. По традиции, центурии собирались за городской чертой, на Марсовом поле, а куриатные собрания проводились в городе. Там возник новый вид народных собраний, в которых были представлены и патриции, и плебеи - центуриатные собрания. Каждая из 193 центурий обладала при голосовании одним голосом. Самые богатые римляне, преимущественно патриции: всадники и центуриаты 1 разряда, обладали 98 голосами, что обеспечивало им перевес в решении любых вопросов. Однако патриции преобладали в центуриатных собраниях не как таковые, в силу своих родовых привилегий, а как наиболее состоятельные землевладельцы. Поэтому и плебеи могли попасть и уже попадали в эти центурии. Следовательно, плебеи вышли из своего изолированного положения по отношению к римской общине. [3, c.70]

      Таким образом,  важное социальное значение реформы   Сервия Туллия состояло в том, что она заложила основы новой организации римского общества не только по родовому, а по имущественному и территориальному признаку. Тем не менее, родовой строй еще не был сокрушен окончательно. Организация власти, основанная на родовом строе, продолжала существовать рядом с организацией, основанной на территориальным и имущественном признаках, причем только постепенно, в течение 200 лет она вытеснила родовую организацию. Это происходило в ожесточенной борьбе плебеев с патрициями, которая особенно обострилась после свержения последнего рекса. Военная демократия как форма организации власти в период разложении родового строя изжила себя бесповоротно.

      Развитие  ремесел и торговли, которыми  все больше и больше занимались  плебеи, привело к расслоению  римского плебса. Из среды плебеев  выделилась богатая торгово-ремесленная знать. С другой стороны, возросло количество неимущих плебеев. Плебеи, находясь вне патрицианской родовой организации, владели на праве частной собственности очень небольшими участками земли. Войны, неурожаи, переселение в Рим части жителей завоеванных областей, естественный прирост населения в условиях римского малоземелья увеличили число безземельных плебеев. Многие из них передавали землю в качестве залога ростовщикам, часто принадлежащим к родовой аристократии. Неплатежеспособный должник терял право собственности на землю, и если по воле кредитора и оставался на прежнем участке земли, то лишь в качестве арендатора, под залог своей личной свободы. Это расслоение плебеев привело к обострению отношений между социальными группами.

      Римский  плебс в V-IV вв. до н.э. стремился получить доступ к разделам земли общественного поля (ager publicus), которое принадлежало всей римской общине. Чтобы получить право оккупации завоеванных земель, которым пользовались патриции, плебеи должны были добиться равенства с патрициями в политических правах.

      К первой  половине V в. до н.э. относятся первые попытки плебеев добиться решения аграрного вопроса. В 486 г. до н.э. консул Спурий Кассий хотел разделить захваченные во время войны земли между плебеями. Патриции обвинили консула в стремлении к тирании. Однако в 456 г. до н.э. народный трибун Ицилий провел закон о разделе между бедняками земель на Авентине.

      Другое, что  требовало реформы, касалось отмены  долгового рабства, неизбежного   при несвоевременной уплате долга.  И это, как и дележ завоеванных   земель, более других задевало  интересы плебеев. Но чтобы  добиться того и  другого  плебеи нуждались в политических  правах. Дело доходило до острых  столкновений, но, в конце концов, в течение двух последующих  столетий плебеи добились удовлетворения  всех своих требований. В том  числе: 1.Учреждения особой плебейской  магистратуры - народного тирибуната, призванного защищать плебеев от произвола патрициев; 2. Доступа к общественной земле наравне с патрициями; 3. Защиты от произвола патрицианских судей; 4. Разрешения браков между патрициями и плебеями 5. Права занимать сначала некоторые, а затем и все главные государственные должности, включая военные. [6, c.62]

      Изгнание  царей и учреждение Республики  было результатом обострения  социально-политической борьбы в  Риме в конце VI в. до н.э. В античной историографии этот переворот изображался всенародным делом. Но фактически республиканское правление, как это видно из ранее сказанного, было победой патрициев, которые установили порядки, закрепившие их господство. С этой целью они сохраняли элементы родовой организации. Однако римское общество достаточно далеко ушло в своем развитии. Плебс организационно окреп и усилил борьбу за свои права.

      Важным  этапом этой борьбы являлось  опубликование  Законов XII таблиц. Этот древнейший из сохранившихся  сборников римских  законов.  Восстановлен по цитатам и пересказам более поздних античных авторов. Согласно традиции, законодательство XII таблиц датируется 451-450 гг. до н.э. Архаичность языка и характер отраженных в памятнике социальных отношений подтверждает эту датировку.

      Таким образом,  Законы XII таблиц рисуют сложный  состав римской общины начала  Республики, разные формы собственности,  которые в ней существовали.

3-Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи. Согласно римской исторической традиции, другим источником права являлось законодательство римских царей. Поскольку эти источники права, тесно связанные с традицией и религией римского народа (квиритов), выступали первоначально как патрицианские, в литературе высказывалось предположение о существовании особой системы правовых обычаев у плебеев. Движение плебеев за равноправие отразилось и в правовой сфере, поскольку патрицианские магистры и жрецы (понтифики) произвольно толковали неписаные обычаи, игнорируя интересы плебеев. С борьбой плебеев и патрициев связывается принятие (около 450 года до н.э.) первых писаных римских законов - Законов XII таблиц (текст).

Принятие Законов XII таблиц означало ослабление былых позиций  понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать  неписаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом. Хотя в Законах XII таблиц предусматривалось использование  клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело  светский характер.

Законы XII таблиц были выполнены  на 12 медных досках, выставленных для  всеобщего обозрения на форуме - центре политической жизни республиканского Рима. Знание этих Законов было обязательным, а следовательно, с их принятия стало необходимым светское правовое воспитание (образование) римских граждан.

Содержание XII таблиц можно  сокращенно представить следующем виде:

Положения о гражданском  судопроизводстве (процессе), табл. I-II;

Информация о работе Законы 12 таблиц