Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 13:03, реферат
Римляне считали законы 12 таблиц основой всего цивилизованного права. Р. Давид считал что "римский гений создал юридическую систему, не имеющую прецедентов в мире". На протяжении многих веков законы 12 табл. использовались у римских юристов. Стоит учитывать, что законы эти создавались в архаических период, на базе норм и обычаем доклассового и раннеклассового общества, по этому наряду с нормами и принципами основного римского права сохранялось большое число архаичных норм примитивного родового общества. Оригинальный текст законов не сохранился. Он частично воссоздан усилиями западных юристов 16-19вв. из трудов разных античных авторов цитировавших законы 12 табл. В науке посей день ведутся споры о том, что содержал оригинальный текст 12 таблиц, какова была его структура.
Процесс против несостоятельного должника, III;
Положения об отцовской власти, IV;
Опека, наследование, собственность, V-VI;
Обязательства из договоров и деликтов (правонарушения причинением вреда), VII-VIII;
Публичное и сакральное право, уголовное право, IX-X;
Различные дополнения к первым 10 статьям (о запрете браков между плебеями и патрициями, о том, что решения народного собрания имеют силу закона) XI-XII.
Наиболее характерными чертами Законов XII таблиц стали следующие:
на место произвола магистратов ставился закон;
строгий формализм правовых процедур и общения;
процесс привлечения к
ответственности нарушителей
казуистичность построения правил и норм (по принципу: "если — то — иначе");
обязательства возникают не только из заключенных договоренностей, но и вследствие причинения ущерба личности, здоровью, имуществу;
суровыми карами наказывались колдовство, убийство, воровство и измена.
Основными институтами вещного права были:
право владения;
право собственности;
неполное право на чужую вещь.
Владение и собственность сильно обособлялись друг от друга. Владелец вещи не был ее собственником.
Для того чтобы стать собственником, нужно было обладать правом распоряжения, т.е. правом распоряжаться судьбой вещи по своему усмотрению — передать в залог, подарить, завещать, продать и т.д. Право собственности означало наиболее полное, наиболее абсолютное правовое господство над вещью — право пользоваться и распоряжаться ею лишь с теми ограничениями, которые собственник устанавливает в своих добровольных договоренностях (по договору) или которые возникают из обычая или иного правового установления. Собственность означала господство прямое и исключительное (с исключением всех других от господства над ней).
Основанные на обычае ограничения в землепользовании были введены Законами XII таблиц в таком виде: запрещалось сажать деревья ближе 5-9 футов от соседнего участка.
Основные способы приобретения вещных прав:
манципация;
традиция;
уступка права;
сервитуты.
Некоторые вещи были изъяты из имущественного (торгового) оборота: воздух, море, а также земля особого назначения, т.е. входящая в общественный фонд сакральных учреждений (последние были пользователями вещей по божественному, а не человеческому праву) и др.
Римское частное право давало подробную классификацию вещей. Оно определило, какие предметы могут быть объектом сделок, а какие изъяты из гражданского оборота (море, воздух и др.). Вещи делились:
движимые и недвижимые;
простые и сложные;
делимые и неделимые;
манципированные и неманципированные.
В группу манципированных вещей входили земельные участки, здания, рабы, скот. Отчуждение таких объектов могло происходить лишь с соблюдением специального обряда "манципации" (от латинского слова "манус" рука). Сделка заключалась в присутствии пяти свидетелей, весодержателя и сопровождалась ударом куском меди о весы, произнесением установленной словесной формулы, наложением руки на приобретаемую вещь и т.д. Таким образом, торжественность и строгость передачи собственности на вещи первого разряда были связаны с тем, что этот разряд имел, по всей очевидности, наиболее высокую ценность для домохозяйства и потому подлежал наиболее строгому учету и распределению. Обряд манципации должен был затруднить доступ к квиритской собственности неримским гражданам.
Традиция - неманципируемые вещи приобретались в собственность путем простой передачи за деньги.
Уступка права состояла в передаче права собственности на манципируемые и неманципируемые вещи путем мнимого судебного спора тоже в обрядовой манере, суть которой была в уступке права. Мнимый судебный спор разыгрывался перед претором: покупатель делал вид, что вещь, подлежащая отчуждению, принадлежит ему, о чем он торжественно объявлял вслух. Отчуждатель на это ничего не возражал, после чего претор присуждал вещь приобретателю на правах собственности.
Римское право различало понятие собственности, владения и держания. В первом случае собственник вещи являлся ее полным юридическим обладателем, во втором имелось в виду фактическое господство лица над вещью, соединенное с желанием считать ее собственностью. Законы XII таблиц установили право на чужие вещи (сервитуты), которые делились на сельские (право проезда и прогона скота по чужой территории) и городские (запрещение загораживать свет, возводить высокое строение и др.).
Сервитуты подразумевали строго ограниченные права на пользование чужими вещами, фиксируемые в обычаях или в законах и оформляемые в силу их большой важности обрядом манципации. Сервитуты возникали в процессе частного пользования землей и оформлялись собственниками соседних земельных участков с фиксированием права прохода через участок, прогона скота, проезда с гружеными повозками (право прохода, прогона и провоза). Регулировался таким же образом порядок отвода воды с участка соседа (из водоема, из падающего потока). Многие сервитуты были распространены на основе обычного права, такие, как право прохода через земельный участок за водой, пожизненное проживание кормилицы в доме благодарного хозяина и др. В дальнейшем сервитуты обусловливали абсолютные и отрицательные обязанности собственника или третьих лиц, пользующихся обремененным ("служащим") участком, терпеть что-либо или не делать чего-либо. Сервитуты были неотчуждаемыми и переходили к новому владельцу вместе с участком. В классический период были только земельные сервитуты, в период Дигест — узуфрукты и родственные им права. Различали также земельные и личные, цивильные и преторские, положительные и отрицательные, прерывные и непрерывные сервитуты.
Сервитуты классического и постклассического периода — это прежде всего вещные права на чужую вещь, обеспечивающие полное или частичное пользование вещью и неразрывно связанные с определенным земельным участком или лицом. Модификацией таких сервитутов стала своеобразная древняя долгосрочная аренда в виде эмфитевзиса и суперфиция.
Эмфитевзис представлял собой неполное право на чужую вещь с широкими полномочиями и долгосрочным действием и включал право пользования земельным участком, право изменять характер этого участка, не изменяя его свойств, право собирать плоды и право закладывать участок, отчуждать (с компенсационной выплатой собственнику) и передавать по наследству.
Суперфиций означал право возведения строений на чужом городском земельном участке с последующим правом на его отчуждение либо правом пользования и передачи по наследству.
Из знакомства с перечисленными формами вещных прав можно сделать вывод о значительном своеобразии права собственности в римском праве. Его можно определить как разновидность вещных прав, как право лица на прямое, полное и исключительное господство над вещью в виде владения (если вещь не утрачена, не потеряна) и распоряжения ею (право отчуждать). Это право подкреплялось законной возможностью истребовать свою вещь при помощи содействия судебной власти.
Имущественная правоспособность наступала для римского гражданина позже политической не ранее смерти отца. Единственная возможность для освобождения сына при жизни отца через троекратную продажу в рабство. По отношению к своей семье он становился когнатом, не имеющим права на наследство, как и его дети и внуки.
Если не было завещания, все сыновья, состоящие под властью отца, получали после его смерти равную долю имущества.
Законы XII таблиц составили первоначальную основу римского права. Римляне высоко ценили свои законы. Тит Ливий называл их "источником всего права".