Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 15:13, курсовая работа
Цель курсовой работы – теоретически исследовать систему защиты прав граждан в области социального обеспечения.
Цель работы обусловило постановку и решение следующих задач:
- изучить научную литературу по теме курсовой работы;
- определить понятие социального обеспечения, его функции и современное состояние;
- охарактеризовать и систематизировать инструменты защиты прав граждан в области социального обеспечения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ЕГО ФУНКЦИИ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ 5
1.1. Понятия социального обеспечения, социального страхования и социальной защиты населения. Функции социального обеспечения 5
1.2. Право человека на социальное обеспечение и роль государства в его реализации 11
1.3. Инструменты защиты прав граждан в области социального обеспечения 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Комсомольский районный суд ЧР, разрешая гражданское дело по иску П., установил, что П., осуществлявший педагогическую деятельность с 15.08.1982 года, был призван в ряды Вооруженных Сил СССР и в период с 16.11.1982 года по 18.05.1984 года проходил срочную военную службу, а после демобилизации с 15.08.1984 года вновь продолжил осуществлять педагогическую деятельность.
Поскольку в спорный период действовало Постановление 1959 года, а подп. «г» п.1 Положения предусматривал возможность включения в стаж работы по специальности периодов службы в составе Вооруженных Сил СССР, решением суда от 06 ноября 2007 года период прохождения срочной военной службы был включен в стаж педагогической работы.
Аналогичная правовая позиция по вопросу включения в стаж периода службы в рядах Вооруженных сил изложена в определении Верховного Суда РФ от 25 июля 2008 года № 2-В08-7.
При применении Перечня и Положения следует также руководствоваться Разъяснением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 17 мая 1960 года № 19 «О порядке применения Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (Приложение к Постановлению СМ СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства), а также Инструктивным письмом Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения». В указанных документах раскрываются многие понятия, содержащиеся в Перечне и Положении, позволяющие принять правильное решение по многим спорным вопросам, в частности по праву на включение в стаж периодов работы в должности руководителя кружка во внешкольных учреждениях.
Так, согласно п.2 Положения, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась работа по специальности во внешкольных детских учреждениях. В силу п.3.2 Инструктивного письма к работе по специальности во внешкольных детских учреждениях относилась работа в качестве руководителя кружка. К внешкольных учреждениям относились: Дворцы и Дома пионеров, станции юных техников, юных туристов; детско-юношеские клубы моряков с флотилиями и пароходствами; детско-юношеские спортивные школы; детские стадионы, детские парки, пионерские лагеря; детские дома культуры и комнаты школьника и др.
Решением Калининского районного суда г.Чебоксары в педагогический стаж Г. были включены периоды работы с 13.10.1980 года по 02.10.1981 года, с 23.03.1982 года по 26.08.1984 года включительно в должности старшей пионервожатой в средней общеобразовательной школе №1 г.Чебоксары, с 31.12.1987 года по 29.05.1990 года в должности методиста (с выполнением педагогической нагрузки руководителя кружка) станции юных техников Ленинского района г.Чебоксары;
Кассационная инстанция, отказывая в удовлетворении жалобы Управления Пенсионного фонда указала, что исходя из того, что действовавшее в период работы истицы в должности старшей пионервожатой в средней школе, методиста станции юных техников, руководителя кружка станции юных техников законодательство гарантировало включение указанных периодов в специальный стаж при наработке, в том числе и последующей, всего необходимого стажа и это условие истицей выполнено, решение суда в части включения в стаж указанных периодов является правильным. То обстоятельство, что на момент решения вопроса о праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, ставит истицу в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше. Указанное обстоятельство не должно нарушать ее законно возникшее право.
Решением Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 01 июля 2008 года в стаж работы В. включен период работы с 25.09.1984 года по 03.03.1986 года воспитателем общежития в Цивильском совхозе-техникуме со ссылкой на п. 3.2 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», в соответствие с которым к работе по специальности, подлежащей включению в стаж работы учителей и других работников просвещения в соответствии с п.2 Положения1959 года, относится работа в средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях в качестве воспитателя общежития.
Кассационная жалоба УПФ на указанное решение была оставлена без удовлетворения по тем мотивам, что В. работала в должности и учреждении, работа в которых в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период, давала право на назначение пенсии за выслугу лет (досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности).
Юридическая наука не дает однозначного определения и соотношения между собой форм, способов и мер защиты как правовых категорий.
Следует согласиться с выделением двух видов форм защиты прав и законных интересов – юрисдикционной формы, когда речь идет о деятельности предусмотренных законом органов по защите прав, и формы неюрисдикционной, когда граждане и объединения граждан осуществляют самостоятельные действия, без обращения за помощью в компетентные органы
На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы, что социальное обеспечение — это один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса.
Практический опыт, накопленный человечеством в организации экономического и социального устройства жизни общества, привел к осознанию международным сообществом следующей истины, приобретшей общечеловеческую ценность: основой свободы, справедливости, всеобщего мира, достоинства и ценности человеческой личности являются права человека. Именно это содействует социальному прогрессу и улучшению условий жизни. При этом права человека должны охраняться властью закона. Перед законом все люди равны и имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации.
В ходе изучения темы можно сделать вывод, что роль государства в реализации конституционного права на социальное обеспечение чрезвычайно велика. Самым убедительным аргументом действенности социальной политики в сфере социального обеспечения является создание реальных, а не декларируемых условий для достойной жизни каждого. Только в этом случае Россия вправе будет называться социальным государством. На данном этапе экономического состояния страны такая перспектива представляется весьма отдаленной, что, по существу, дискредитирует Конституцию страны, нормы которой являются нормами прямого действия.
Создание надлежащего механизма защиты прав и основных свобод – актуальная проблема правовой науки, важным аспектом которой выступает вопрос о формах, способах и мерах защиты как об определенном наборе инструментов, призванных обеспечивать конституционные права граждан.
Сформулированные тезисы в равной мере применимы к характеристике инструментария защиты в праве социального обеспечения. В этой отрасли права можно выделить такие формы, способы и меры защиты, которые являются традиционными и существование которых обусловлено конституционными основами российской государственности.
Нормативно-правовые акты
Научная и учебная литература
Электронные ресурсы
31. Доклад уполномоченного по
правам человека в Российской Федерации
за 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: http://ombudsma№.gov.ru/doc/
Информация о работе Защита прав граждан в области социального обеспечения