Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 23:30, контрольная работа
Цель данной работы - изучить и проанализировать российское законодательство в области защиты прав потребителей.
Исходя из указанной цели, в данной работе поставлены задачи:
Рассмотреть состав системы органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей;
Изучить установленный законодательством уровень ответственности за нарушение прав граждан в сфере оказания услуг;
Раскрыть содержание отдельных способов и форм защиты прав потребителей.
Введение 3
1. Защита прав потребителей и государственный контроль торговли 5
1.1 Общая характеристика формы и способов защиты прав потребителей 5
1.2 Правовое регулирование способов защиты прав потребителей 6
1.3. Пробелы в законодательстве о защите прав потребителей 11
Заключение 14
Список литературы 15
Ст.46 ФЗ "О
защите прав потребителей" содержит
новую для российского
МАП России проводит проверки хозяйствующих субъектов с выдачей предписаний об устранении нарушений. Проверки проводятся в порядке рассмотрения письменных заявлений потребителей, по заданиям МАП России. Анализ заявлений потребителей, связанных с деятельностью хозяйствующих субъектов на территории РФ, в 2003 года показал рост их количества. Причиной роста численности письменных и устных заявлений потребителей послужило ухудшение ситуации на потребительском рынке в целом в связи с сокращением объема контроля государственными органами после принятия ФЗ "О защите юридических лиц при проведении госконтроля…" [7].
Большинство письменных и устных обращений граждан связаны с нарушенными правами в сфере торговли, коммунальных услуг, услуг связи, строительства, прочих услуг, к которым отнесены информационные услуг, услуги автостоянок, услуги станций технического обслуживания по ремонту и обслуживанию автомототранспортных средств.
В сфере торговли основное количество жалоб на нарушение прав потребителей возникло в связи с активизацией в последнее время продажи биологически активных добавок и непродовольственных товаров по телевизионной рекламе с доставкой на дом курьерским способом. Неэффективность способов защиты прав потребителей и недостатки законодательства в данной сфере заключаются в основном в отсутствии законодательной базы, регулирующей дистанционные, сетевые и другие подобные формы торговли. С целью пресечения деятельности недобросовестных предпринимателей в этой сфере Управлению необходимо активно сотрудничать с Прокуратурой и правоохранительными органами.
Строительство жилья все чаще сопровождается претензиями граждан. Все заявления граждан, касающиеся строительно-монтажных работ, носят требования разъяснительного характера о толковании договоров о долевом участии в строительстве жилья в многоквартирных домах. Поступившие только в 2003 году заявления граждан свидетельствуют о том, что ситуация на первичном рынке жилья не улучшается: невыполнение сдачи объектов в срок стало правилом (от 2-х и более лет); от устранения недостатков хозяйствующие субъекты уклоняются любыми способами и приемами; имеют место случаи двойных продаж одной и той же квартиры.
Для эффективности
способов защиты прав потребителей и
ограничения нарушений продавца
В заключение стоит отметить происходящие перемены в антимонопольной области. В соответствии с Указом Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Указанной службе были переданы в полном объеме функции государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ в сфере защиты прав потребителей. Теперь данная служба находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Проблема заключается в том, что данная реструктуризация носит противоречивый характер, и не ясно как изменение функций органа отразиться на контролирующей деятельности службы [19].
Заключение
Эффективность применения законодательства о защите прав потребителей и контроль за его соблюдением требуют не только наличия хорошей законодательной базы, но и поступательного формирования потребительской политики, вбирающей в себя правовое, организационное, информационное, просветительское и ряд других направлений.
В ходе данной дипломной работы четко прослеживается тот факт, что на сегодня ФЗ “О защите прав потребителей” остается наиболее нарушаемым из всех действующих законов. Практика показала, что более слабой в правовом плане стороной в потребительских отношениях является гражданин-потребитель. Всеобщая правовая безграмотность, как предпринимателей, так и потребителей, порождает массу проблем в правоприменительной практике и доказывает, что без участия государственных органов, наделенных властными полномочиями, защита прав потребителей и в особенности профилактика правонарушений в этой области крайне неэффективна.
Принятие новой редакции ФЗ "О защите прав потребителей" обусловило дальнейшую активизацию проводимой антимонопольными органами масштабной и доступной для широких масс населения просветительской работы с привлечением средств массовой информации с акцентом на потребительское образование.
Анализ защиты прав потребителей в сфере оказания услуг позволил изучить уровень ответственности за нарушения потребительских прав.
Необходимо отметить, что законодательство об ответственности в области защиты прав потребителей предусматривает довольно жесткие меры за их нарушение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция РФ (принята всенародным голосование 12.12.1993);
2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 30.04.2010);
3. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009, с изменениями от 08.05.2010);
4. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 30.04.2010);
5. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.04.2010);
6. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.05.2010);
7. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
8. Федеральный закон от 02.10 2007 N 229-ФЗ (ред. от 27.09.2009 с изменениями от 17.12.2009)"Об исполнительном производстве";
9. Федеральный закон от 21.05.2005 N 94-ФЗ (ред. от 05.05.2010)"О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
10. Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ";
11. Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 05.04.2010)"О связи";
12. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"
13. Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 25.11.2009)"О судебных приставах";
14. Федеральный Закон от 26.01.1996 N 15-ФЗ (ред. от 26.11.2001)"О введении в действие части второй Гражданского кодекса РФ";
15. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008)"Об общественных объединениях";
16. Закон РФ от 10.06.1993 N 5154-1 (ред. от 10.01.2003)"О стандартизации";
17. Федеральный закон от 07.02.1992 N 2300-ФЗ (ред. от 23.11 2009)"О защите прав потребителей" (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2010);
18. Закон РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 (с изменениями от 10.07.2001)"Об охране окружающей природной среды";
19. Указ Президента РФ от 9.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти";
Научная и учебная литература:
20. Аргунов В.Н., // Особенности рассмотрения судами дел о защите прав потребителей // Вестник МГУ, серия "Право", 2010. N 4.,210 стр.;
21. Богдан В.В., // Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей в сфере торговли и услуг // "Юрист", 2010г., 115 стр.;
22. Витрянский В.И., // Комментарий к части второй Гражданского Кодекса РФ для предпринимателей //, - М.: Фонд "Правовая культура". - 2001 г.,287 стр.;
23. Гарабцов В. Б, // Местное самоуправление и защита прав потребителей // “Конкуренция и рынок", СПб 2010г., 190 стр.;
24. Практическое пособие для граждан: защита прав потребителей. Теория - Советы - Судебная практика. // под ред. Филлиповой Е.С., "Юридический центр Пресс"., 2009г., 98 стр.;
25. Справочник потребителя. // Распонин А.Н., Смолянинов В.П., "Издательство ЮКЭА", Новосибирск., 2009 г., 180 стр.;
26. Шерстобитов А.Е., // Гражданско-правовые вопросы охраны прав потребителей // Хозяйство и право. 2009.,237 стр.;
27. Эрделевский А.М. // Моральный вред и компенсация за страдания // Научно-практическое пособие. М.: "Издательство БЕК", 2008г., 214 стр.
Информация о работе Защита прав потребителей и государственный контроль торговли