Защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 02:21, реферат

Описание работы

Потребитель пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и иными правовыми актами, а также настоящими Правилами независимо от того, заключает ли он договоры с жилищной и/или коммунальной организациями непосредственно или поручая их заключение управляющей организации.

Содержание работы

Введение. 3
1. Права и обязанности потребителей 4
1.1 Потребитель имеет право: 4
1.2 Потребитель обязан: 6
1.3 Потребителю запрещается: 8
1.4 Права и обязанности собственника жилища в многоквартирном доме 9
1.5 Собственник жилища в многоквартирном доме обязан: 10
2. Защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства. 11
2.1 Основные нормативно-правовые акты в сфере ЖКХ 12
2.2 Куда можно пожаловаться на действия(бездействия) служб ЖКХ 14
2.3 Действия при оказании ЖКХ услуг ненадлежащим образом 15
Заключение 18
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 41.97 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

Введение. 3

1. Права и обязанности потребителей 4

1.1 Потребитель  имеет право: 4

1.2 Потребитель  обязан: 6

1.3 Потребителю  запрещается: 8

1.4 Права и  обязанности собственника жилища  в многоквартирном доме 9

1.5 Собственник  жилища в многоквартирном доме  обязан: 10

2. Защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства. 11

2.1 Основные  нормативно-правовые акты в сфере  ЖКХ 12

2.2 Куда можно  пожаловаться на действия(бездействия)  служб ЖКХ 14

2.3 Действия  при оказании ЖКХ услуг ненадлежащим  образом 15

Заключение 18

Список литературы 19

 

 

Введение

      Потребитель пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и иными правовыми актами, а также настоящими Правилами независимо от того, заключает ли он договоры с жилищной и/или коммунальной организациями непосредственно или поручая их заключение управляющей организации.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Права и обязанности потребителей

1.1 Потребитель имеет право:

  • на обеспечение качества условий проживания в соответствии с установленными стандартами, на повышение благоустройства жилища до уровня, сложившегося в населенном пункте;
  • на своевременное и качественное обслуживание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и придомовой территории, а также обслуживание и ремонт своего жилища (квартиры, индивидуального дома), обеспечивающих сохранность жилища и комфортность проживания в нем в соответствии с требованиями стандартов;
  • на беспрепятственное и бесперебойное получение коммунальных услуг в необходимом ему объеме, не причиняющих вреда его жизни, здоровью и имуществу;
  • на участие в решениях об использовании общего имущества и повышении благоустройства придомовой территории многоквартирного дома;
  • на контроль (установку приборов учета в заявительном режиме) и оплату фактических объемов потребленных коммунальных услуг;
  • на снижение платы за жилищные и коммунальные услуги в случае их некачественного, неполного или несвоевременного предоставления, на прекращение оплаты коммунальных услуг за время перерывов, превышающих установленные сроки;
  • на предоставление временного или альтернативного жилища при проведении планового капитального ремонта муниципального жилого дома или в результате аварии или повреждения, повлекших существенное снижение потребительских качеств жилища, делающих невозможным дальнейшее проживание в нем без ущерба для здоровья и имущества (в установленных органом местного самоуправления — муниципальным заказчиком случаях);
  • на возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу потребителя, а также на компенсацию морального вреда, на уплату исполнителем неустоек (штрафов) при нарушении регламента работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда и параметров качества коммунальных услуг;
  • на выверку у исполнителя расчетов по жилищно-коммунальным платежам (лично или через своего представителя);
  • на защиту, в том числе досудебную, его прав через территориальные подразделения государственной жилищной инспекции или муниципального заказчика;
  • на полное или частичное освобождение от обязанностей по оплате отдельных видов жилищно-коммунальных услуг за весь период временного отсутствия по месту постоянного жительства (регистрации), но в пределах трехлетнего срока;
  • на информацию о своих правах по получению жилищно-коммунальных услуг и процедуре их защиты;
  • другие права, предусмотренные законом, иными правовыми актами и договором.

 

 

 

 

1.2 Потребитель обязан:  

  • соблюдать правила пользования жилищем, общим имуществом многоквартирного дома и придомовой территорией, не нарушая прав и законных интересов других потребителей, проживающих в соседних квартирах и домах;
  • своевременно и полностью оплачивать предоставляемые ему жилищно-коммунальные услуги;
  • поддерживать состояние занимаемого жилища, в том числе индивидуального жилого дома, в исправном техническом состоянии, производить за свой счет текущий ремонт занимаемого жилища, включая его инженерное оборудование и индивидуальные приборы учета в сроки, установленные жилищным законодательством. Непосредственная реализация указанных функций может выполняться на договорных началах исполнителем, имеющим в установленных законом случаях соответствующую лицензию;
  • обеспечивать возможность своевременного осмотра, обслуживания и ремонта внутридомовых и внутриквартирных систем инженерного оборудования, конструктивных элементов дома, приборов учета, допуская для этого в занимаемое жилище имеющих соответствующие полномочия должностных лиц: исполнителя и контролирующих организаций;
  • немедленно сообщать в аварийную службу исполнителя об обнаружении неисправности сетей, оборудования, приборов учета, снижении параметров коммунальных услуг, ведущих к нарушению качества условий проживания, создающих угрозу жизни и безопасности граждан, а также к другим негативным последствиям;
  • уведомлять исполнителя в 10-дневный срок об изменении условий или режима использования жилища (изменении количества проживающих, возникновении или прекращении права на льготы и др.) и необходимости соответствующего пересчета платежей за обслуживание жилья и коммунальные услуги;
  • другие обязанности, предусмотренные законом, иными правовыми актами и договором.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Потребителю запрещается:

 

  • производить без разрешения собственника жилищного фонда, без уведомления исполнителя и без соблюдения установленного порядка изменение и перенос конструктивных элементов жилища вентиляционного, отопительного и другого инженерного оборудования, внутренних инженерных сетей или подключения к ним, не соответствующие проектным характеристикам здания;
  • использовать электробытовые приборы и машины мощностью, превышающей допустимую нагрузку внутридомовой электрической сети, устанавливать дополнительные секции приборов отопления, регулирующую и запорную арматуру, а также другое оборудование, не соответствующее проектным характеристикам, требованиям безопасности и эксплуатации, а также ресурсосбережения;
  • допускать совершение действий, приводящих к порче жилища, общего имущества многоквартирного дома или конструкций здания, нарушению внешнего облика здания и и придомовой территории, принятых архитектурно-планировочных и градостроительных решений;
  • нарушать и изменять согласованные в установленном порядке схемы учета потребления коммунальных услуг;
  • использовать теплоноситель системы закрытого центрального отопления для целей горячего водоснабжения.

 

 

1.4 Права и обязанности собственника жилища в многоквартирном доме

Собственник жилища, находящегося в многоквартирном доме, наряду с  основными правами потребителя  имеет право:

  • на участие в решениях об использовании, реконструкции или другом изменении режима эксплуатации общего имущества и всего многоквартирного дома, в котором он проживает (в том числе придомовой территории и встроенно-пристроенных помещений), о выборе исполнителя по каждому виду услуг, о внедрении новых видов обслуживания;
  • самостоятельно участвовать в выработке условий договоров с исполнителем, контролировать выполнение им своих обязательств, осуществлять иные действия, необходимые для обеспечения своих прав и интересов и/или поручать их выполнение управляющей организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Собственник жилища в многоквартирном доме обязан:

 

  • принимать долевое участие в оплате общих расходов по управлению, содержанию, текущему и капитальному ремонту жилого дома;
  • сообщать исполнителю о сдаче жилища внаем или в аренду, предоставлять ему данные, позволяющие идентифицировать нового потребителя или владельца;
  • обеспечивать предоставление потребителю жилищно-коммунальных услуг. В необходимых случаях обращаться к исполнителю для внесения изменений и дополнений в договор о предоставлении жилищно-коммунальных услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального  хозяйства  является одной из важнейших  проблем. Основу претензий потребителей в области ЖКХ, как правило, составляют:

  • вопросы нарушения определенных договором сроков строительства жилья;
  • несоблюдение соответствующими организациями и предприятиями - исполнителями жилищно-коммунальных услуг требований действующего законодательства по оформлению договорных отношений;
  • навязывание условий предоставления жилищно-коммунальных услуг, ущемляющих права потребителей;
  • несоблюдение установленного порядка начисления и оплаты жилищно-коммунальных услуг;
  • нарушение требований к качеству жилищно-коммунальных услуг и односторонний отказ от исполнения соответствующих обязательств, связанных с тепло-, водо- и электроснабжением жилых помещений (квартир) граждан;
  • невыполнение жилищно-эксплуатационными организациями обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества жилых многоквартирных домов (в том числе подвалов, чердаков, лестничных клеток, подъездов и крыш), техническому обслуживанию лифтов и соответствующих приборов учета, вывозу бытовых отходов и содержанию придомовой территории и т.д.

 

 

2.1 Основные нормативно-правовые акты в сфере ЖКХ

 

1. Жилищный кодекс РФ  от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 31.12.2005);

2. Закон РФ от 30.12.2004 №  210-ФЗ «Об основах регулирования

тарифов организаций коммунального  комплекса»;

3. Закон РФ от 07.02.1992г.  № 2300-1 «О защите прав потребителей»; 

4. Правила предоставления  коммунальных услуг гражданам, 

утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №

307;

5. Правила содержания  общего имущества в многоквартирном  доме,

утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г.

№491;

6. Правила установления  и определения нормативов потребления

коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства

РФ от 23.05.2006г. № 306;

7. Правила предоставления  услуг по вывозу твердых и  жидких

бытовых отходов, утвержденные Постановлением Правительства РФ

от 10.02.1997г. № 155;

8. Правила пользования  жилыми помещениями, утвержденные

Постановлением Правительства  РФ от 21.01.2006г. № 25;

9. Правила и нормы технической  эксплуатации жилищного фонда, 

утвержденные Постановление Государственного комитета Российской

Федерации по строительству  и жилищно-коммунальному комплексу

от 27.09.2003г. № 170;

10. Санитарно-эпидемиологические  требования к жилым зданиям  и

помещениям. СанПиН 2.1.2.1002-00.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Куда можно пожаловаться на действия(бездействия) служб ЖКХ

 

• Прокуратура (надзор за соблюдением законодательства);

• Государственная жилищная инспекция (контроль за техническим состоянием жилищного фонда и его инженерного оборудования, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, мест общего пользования – состояние крыши, лестничных клеток, чердаков, подвалов, фундамента, несущих стен и др.; контроль за соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение, канализация)

• Управление Роспотребнадзора (контроль за соблюдением Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, за соблюдением права потребителей на получение полной и достоверной информации об исполнителе и оказываемых услугах);

• Региональная служба по тарифам (контроль за порядком ценообразования и применения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, организация проведения экспертизы обоснованности расчета тарифов организаций коммунального комплекса с привлечением соответствующих организаций);

• Управление социальной защиты населения (вопросы предоставления льгот по оплате ЖКУ);

• Органы местного самоуправления (ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, согласование переустройства и перепланировки жилых помещений).

2.3 Действия при  оказании ЖКХ услуг ненадлежащим  образом

 

Итак, если Вы обнаружили, что  жилищно-коммунальные услуги оказываются ненадлежащим образом (к примеру: Вы чувствуете температурный дискомфорт в своем жилом помещений или более 4-х часов единовременно отсутствует холодная или горячая вода,  а лифт не работает более суток), у Вас есть все основания для предъявления претензий исполнителю услуг.

 Однако в первую очередь жильцам необходимо осознавать, что обоснованность предъявления требований возникает не в момент нарушения их прав, а только при наличии соответствующего документального подтверждения не предоставления услуг потребителю либо предоставления жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества.

 Акт о не предоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (Акт проверки качества жилищно-коммунальных услуг) является основанием для перерасчета платы, а время, указанное в нем – для расчета размера снижения платежей.

Первое, с чего следует  начать в случае не предоставления жилищно-коммунальных услуг или предоставления их ненадлежащего качества, – это уведомить об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее – аварийно-диспетчерская служба).

 Сообщение может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (для надежности и более эффективного контроля исполнения лучше сообщение сделать в письменной форме). При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид не предоставляемой услуги или предоставляемой услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно- диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя, отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема.

 В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины не предоставления жилищно-коммунальных услуг или предоставления услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта не предоставления услуг или предоставления их ненадлежащего качества.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины оказания жилищно-коммунальных услуг ненадлежащим образом он обязан согласовать с потребителем точное время и дату проверки качества услуг. По результатам проверки составляется акт. Акт должен быть составлен в 2-х экземплярах и подписан потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). При подписании акта потребителю следует обратить внимание на полноту и достоверность сведений, указанных в нем. В акте обязательно указываются нарушения параметров качества услуг, а также время и дата предоставления некачественных ЖКУ.

Информация о работе Защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства