Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 20:50, курсовая работа
Изготовителями, продавцами, исполнителями могут быть организации (коммерческие и некоммерческие) независимо от формы собственности, а также индивидуальные предприниматели. Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать только из возмездных гражданско-правовых договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, в частности, из договоров купли-продажи, в том числе розничной купли-продажи, продажи недвижимости, энергоснабжения, найма жилого помещения, подряда, проката, перевозки граждан, их багажа и грузов, комиссии, хранения, из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд потребителя-гражданина, договоров возмездного оказания услуг (связи, медицинских, ветеринарных, по туристскому обслуживанию и т.д.) и других договоров, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд граждан, не связанных с извлечением прибыли.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1.Основные правовые акты, согласно которым осуществляется регулирование защиты прав потребителей………………………………………………………….4
2. Розничная купля-продажа………………………………………………………...7
3. Качество товара и защита прав потребителей в случае покупки товара ненадлежащего качества…………………………………………………………...12
4.Защита прав потребителей при оказании услуг…………………….………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..........23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………
4. Защита прав потребителей при оказании услуг
В связи с установлением в ГК РФ РФ специального договора возмездного оказания услуг, содержание которого состоит в совершении определенных действий или осуществлении определенной деятельности, возникает вопрос о возможности и характере применения к этим отношениям таких понятий и норм как ненадлежащее качество услуги, срок службы, гарантийный срок, срок годности, явные и скрытые недостатки, существенные недостатки, о сроках их обнаружения и устранения, о сроках исковой давности по спорам, вытекающим из этих договоров и т.п.
Качество услуги по договору о возмездном оказании услуг ГК РФ РФ специально не регулируется, также как и качество работы, выполняемой по договору бытового подряда. Качество услуги, оказываемой потребителю, должно регулироваться качество работы14, Законом «О защите прав потребителей» и иными правовыми актами, принятыми в соответствии с ним.
Исходя из соображений, высказанных при анализе требований к качеству работы, можно сформулировать критерии качества услуг, оказываемых гражданам, следующим образом: условия договора, обязательные требования государственных стандартов, обычно предъявляемые требования к соответствующим услугам с учетом предмета договора возмездного оказания услуг. Вместе с тем качество некоторых услуг определяется еще и такими понятиями, как "категория", "класс", "разряд" и т.п., отражающими уровень обслуживания. Соответствующие им требования могут быть зафиксированы в нормативных и иных документах или определяться обычаем.
Учитывая большое разнообразие услуг, регулируемых упомянутым договором, основные потребительские требования к качеству этих услуг должны предусматриваться в договоре и в правилах оказания отдельных видов услуг, утверждаемых Правительством РФ.
При этом следует иметь в виду, что действующая в России Государственная система стандартизации предусматривает возможность (которая реализуется на практике) установления требований к качеству услуг в государственных стандартах. Однако эти требования имеют различную юридическую силу. Определенные требования, главным образом по безопасности услуг, являются обязательными для всех исполнителей. Оказываемые услуги должны пройти обязательную сертификацию на соответствие требованиям по безопасности, без чего они не могут быть реализованы под страхом ответственности, предусмотренной Законом. Другие характеристики и нормы качества услуг, содержащие в основном потребительские показатели, носят рекомендательный характер и не имеют обязательной юридической силы.
Соответственно требованиям к качеству услуг, определенных по указанным критериям качества, должны определяться их недостатки (ненадлежащее качество).
Определение существенного недостатка, данное в Законе, может применяться к услугам с учетом предмета договора возмездного оказания услуг и других договоров об оказании услуг.
В принципе к услугам применимы все указанные в Законе «О защите прав потребителей» характеристики существенного недостатка. В зависимости от предмета договора к некоторым услугам применимы понятия явных и скрытых недостатков, например, при оказании некоторых медицинских услуг. При регулировании вопросов установления сроков службы, годности, гарантийных сроков Закон «О защите прав потребителей» предусматривает возможность их установления лишь на товары и работы (результат работы). Неприменимость этих понятий к услугам соответствует характеру предмета договора об оказании услуг, которые, как правило, оказываются либо непрерывно в течение длительного периода времени (например, услуги связи, услуги по обучению), либо, наоборот, в течение ограниченного времени, после чего их предоставление заканчивается (например, услуги аудиторские, туристические).
При регулировании вопросов безопасности Закон «О защите прав потребителей» исходит, естественно, из того, что безопасность услуги должна быть безусловно обеспечена, так же как безопасность товара и работы. Однако, в отличие от двух последних объектов, срок обеспечения безопасности услуг не устанавливается. Аналогичный подход (умолчание) применяется и при регулировании сроков имущественной ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков услуги: срок причинения вреда не указан. Представляется, что безопасность услуги должна обеспечиваться исполнителем в течение всего периода (процесса) ее оказания, а ответственность за вред должна наступать независимо от времени его возникновения. На требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, исковая давность не распространяется15.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать следующие выводы. Все отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РФ "О защите прав потребителей" и принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации.
Сам Закон РФ "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах).
Защиту прав потребителей осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления, суды и общественные объединения. Федеральным органом, осуществляющим государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также дающим официальные разъяснения по вопросам применения указанных актов, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Однако федеральные органы власти не могут решить всех проблем, возникающих в области защиты прав потребителей. Поэтому Закон часть функций в этой области возлагает на городские, районные, областные администрации. Местные органы власти, в отличие от федеральных, не наделены контрольными функциями. Практически единственная мера, которую они могут применить, - приостановление продажи товаров с просроченными сроками годности. Потребитель вправе обратиться в суд по поводу нарушения любого его права, установленного в Законе и подлежащего судебному рассмотрению.
В сфере защиты прав потребителей Закон предоставляет потребительским организациям право проводить экспертизу качества и безопасности товаров, проверять соблюдение прав потребителей и правил бытового и иных видов обслуживания, участвовать по поручению потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения их прав. Организации потребителей вправе предъявлять в интересах потребителей иски в суд.
За нарушение прав потребителей наступает ответственность по гражданскому, административному и уголовному законодательству.
В соответствии с КОАП РФ административная ответственность наступает за нарушение правил торговли, за не соответствие продукции установленным требованиям, за продажу товаров без необходимых документов, за обман потребителя относительно потребительских свойств и качества товара. В соответствии с УК РФ уголовная ответственность наступает за нарушение прав потребителей, связанных с качеством товара и его безопасностью, Основным непосредственным объектом преступления, является здоровье населения. Проанализировав Закон можно сделать вывод, что наряду с положительными моментами, в Законе присутствуют определенные недостатки, которые проявляются при ближайшем рассмотрении. В первую очередь следует обратить внимание на статьи, содержащие нормы об ответственности за нарушение прав потребителей (ст. ст. 12, 13, 23 и др. Закона). Например, при продаже товаров с недостатками потребитель, в соответствии с п. 2 ст. 18 Закона, предъявить требования к продавцу или организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним. На практике такие иски никогда не предъявляются к владельцам магазинов. Поэтому они не несут никакой ответственности. Это представляется не совсем правильным, поскольку зачастую продавец вынужден продавать товар ненадлежащего качества, так как на него оказывает давление администрация магазина. Тем не менее, не предлагается исключить ответственность продавца; в дополнение к ней следует ввести и ответственность владельца магазина.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Белов, В.А. Гражданское право. Общая и Особенная части: Учебник / В.А. Белов. М.: ЮрИнфоР, 2003. – 960 с
2.Бунич, Г.А., Гончаров, А.А., Потапов, Ю.Г. Гражданское право / Г.А. Бунич, А.А. Гончаров, Ю.Г. Потапов. М.: Издательско – торговая корпорация "Дашков и Ко", 2002. – 432 с.
3. Гражданское право России: Курс лекций. Ч.1. / Под ред. О.Н. Садикова. М.: Аспект, 2001. – 336 с.
4. Гражданское право. Учебник, часть 1. / Под ред. А.П. Сергеева, В.К. Толстого. М.: "Проспект", 2001. – 600 с.
5. Гражданский кодекс РФ от21.10.94г. Отдельное издание. Изд. «Проспект», М.; 2001.
6. Еналеева, И. Правила торговли. Защита прав потребителя. Защита прав продавца: Справочное пособие: Комментарии / И. Еналеева. М.: Феникс, 2005. – 195с.
7. Замков, И.В. Закон "О защите прав потребителей". Практический комментарий / И.В. Замков. М.: Информационно-издательский фонд "СПРОС" КонфОП, 2000 . – 252 с.
8. Корнилов, Э. Практика применения законодательства о правах потребителей/ Э. Корнилов // Российская юстиция. – 2003. – № 8 . – С. 27-32.
9.Киселев Ю.В. Защита прав потребителей
и ответственность за их
10 . Конституция РФ от 12.12.93г. Официальное издание М.; 1993.
11.Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть вторая (под ред. проф. Т.Е.Абовой и А.Ю.Кабалкина) - Юрайт-Издат; Право и закон, 2003.
12. Парция, Я.Е. Постатейный комментарий к Закону РФ "О защите прав потребителей" [Текст] / Я.Е. Парция. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2001. – 193с.
13.Постатейный научно-практический комментарий части третьей Гражданского Кодекса РФ/ под ред. Эрделевского А.М. М.; 2001.-
14. Сутягин, А. Все о защите прав потребителей [Текст] / А. Сутягин. М.: Гросс-Медиа, 2007. – 241с.
15. Уксусова Е. "Дела о защите прав неопределенного круга лиц" // "Российская юстиция", 1997, N 11)
16. ФЗ «О защите прав потребителей» от 07.02.92 г.
17. Федеральный закон. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 г.
г. _____________
ООО «________» в лице ___________, действующего на основании _________ (Устава, доверенности), именуемое в дальнейшем «Продавец», с одной стороны, и
_____________, паспорт серия ___________ № ______________, выдан _____________ (кем, когда), проживающий по адресу: _____________________, __________, дом № _____, квартира № ____, именуемый(ая) в дальнейшем «Покупатель», с другой стороны, вместе именуемые «Стороны»,
заключили настоящий договор о нижеследующем:
1. Предмет договора
1.1. Продавец обязуется передать
товар (товары) и относящиеся к
нему документы в
1.2. Сведения о товаре: _____________(наименование, производитель, изготовитель, год выпуска, модель, ГОСТ, ТУ, серийный номер, количество, комплектность, стоимость).
1.3. Гарантийный срок на товар составляет ______________.
2. Права и обязанности сторон
2.1. Продавец обязуется:
2.1.1. передать товар и относящиеся к нему документы Покупателю на условиях, установленных настоящим договором;
2.1.2. обеспечить перевозку товара своими силами и за свой счет;
2.1.3. передать товар свободным от любых прав и притязаний третьих лиц, о которых в момент заключения договора Продавец знал или не мог не знать.
2.2. Покупатель обязуется:
2.2.1. осмотреть и принять товар в ___ - дневный срок;
2.2.2. уплатить за товар его
цену в соответствии с
3. Цена товара и порядок расчетов
3.1. Цена товара составляет ______________
(цифрами и прописью) рублей. Цена
товара включает (не включает) стоимость
его доставки в пределах
3.2. Расчеты по договору
3.3. Покупатель оплачивает товар в следующие сроки: __________________.
3.4. Форма оплаты: _____________________ (по безналичному расчету, наличными деньгами).
4. Порядок исполнения договора
4.1. Передача товара в
4.2. Переход риска утраты или
повреждения товара
4.3. Перевозка товара до места передачи осуществляется ______________ (Продавцом, Покупателем) за счет _____________ (Продавца, Покупателя)