Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 06:17, курсовая работа
Защита прав – важная черта любого правового государства. Тем более защита прав важна для современной России.
В настоящее время, гражданско-правовая защита прав, регулируется, прежде всего, Гражданским кодексом Российской Федерации, который в 1994 году сменил прежний гражданский кодекс 1964 года. И новым гражданским законодательством были введены дополнительные способы гражданско-правовой защиты.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Формы защиты гражданских прав
1.1. Судебная защита гражданских прав…………………………………6
1.2. Защита гражданских прав в административном порядке…………..9
Глава 2. Общая характеристика способов защиты прав собственности
2.1. Соотношение понятий охраны и защиты прав собственности…..11
2.2. Способы защиты гражданских прав………………………..……....11
2.3. Защита прав собственности и других вещественных прав……….25
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………33
Необходимость обращаться к ст. 15 возникает при самых различных нарушениях гражданских прав. Чаще всего речь идет об убытках, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением должником обязательств, вытекающих из заключенного договора, либо причинением так называемого недоговорного вреда (например, вреда жизни или здоровью потерпевшего во время уличной аварии).
В указанных ситуациях
Возмещение убытков, причиненных
государственными органами и
органами местного
Конституция РФ, в которой провозглашает, что "каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц" 10[10].
Вслед за Конституцией 11[11] ст. 16 ГК закрепляет общий принцип имущественной ответственности за причиненный в сфере управления вред. Но если ст. 53 Конституции предполагает возмещение вреда, причиненного только гражданину и только органами государственной власти, то Гражданский кодекс, в качестве потерпевших, которые имеют право на возмещение вреда, называет как граждан, так и юридических лиц, а в качестве причинителей - не только органы государственной власти и их должностных лиц, но и любые государственные органы, органы местного самоуправления и их должностных лиц.
В статье 16 ГК, как и в ст.
53 Конституции РФ, указано, что вред
возмещается государством. При ее
применении необходимо
При прямой ответственности потерпевший адресует свои требования самому государству, от имени которого выступают уполномоченные им органы, а источником возмещения служат средства соответствующих бюджетов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. В указанной форме ответственность государства наступает в случаях, предусмотренных законом.
Примером может служить п.
2 ст. 127 Основ, установивший, что "вред,
причиненный гражданину в
При дополнительной (субсидиарной) ответственности государства соответствующие требования адресуются конкретным государственным органам и органам местного самоуправления, которые возмещают вред за счет средств, находящихся в их распоряжении. В силу ст. 120 ГК дополнительную ответственность несет государство как собственник, финансирующий государственные органы. В отличие от прямой дополнительная ответственность не требует специальных указаний в законе, она наступает всегда, если в нем не предусмотрена прямая ответственность.
Объем имущественной
Так, в ст. 26 Закона о конкуренции12[12], посвященной взысканию убытков, причиненных хозяйствующим субъектам неправомерными действиями (бездействием) органов власти и управления, предусмотрено: "В случае, если принятым в нарушение настоящего Закона актом органа власти или управления, в том числе антимонопольного органа, либо неисполнением или ненадлежащим исполнением указанными органами своих обязанностей причинены убытки хозяйствующему субъекту, он вправе обратиться в суд или арбитраж с иском к органу власти или управления о возмещении этих убытков".
В статье 60 Закона РФ "О залоге" 13[13] предусмотрено, что "убытки, причиненные залогодержателю в результате издания акта, указанного в пункте 1 настоящей статьи (речь идет об издании органом государственного управления или органом местного самоуправления не соответствующего законодательству акта.), подлежат возмещению в полном объеме соответствующим органом государственного управления или органом местного самоуправления".
Аналогичным образом решается вопрос в ст. 38 Закона о товарных биржах и биржевой торговле 14[14]: "Высшие и местные органы государственной власти и управления, а также их должностные лица, деяния которых повлекли за собой неисполнение биржевых сделок и (или) нанесение ущерба сторонам сделки, несут полную ответственность и возмещают нанесенный ущерб в полном объеме, включая упущенную выгоду. Ущерб возмещается из соответствующих бюджетов". И здесь есть основания полагать, что адресатом заявленного требования выступают сами органы, должностными лицами которых причинен вред.
В ряде актов по вопросам ответственности содержится лишь общая отсылка к гражданскому законодательству.
В статье 40 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 года "О милиции"15[15] указано, что "вред, причиненный гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям сотрудником милиции, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством".
Отсылка к общему
Применительно ко всем рассматриваемым случаям речь идет о возмещении убытков, которые причинены в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе изданием актов, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Признание акта "не соответствующим закону или иному правовому акту" производится в соответствии со ст. 13 ГК.
"Незаконными" в гражданском праве признаются действия, нарушающие не только закон, но и иные нормативные акты любого уровня.
"Бездействие" предполагает невыполнение
государственными органами, органами
местного самоуправления, а также
их должностными лицами
Сами должностные лица, незаконными действиями (бездействием) которых причинен ущерб, непосредственной ответственности перед потерпевшим не несут и к ним не должны предъявляться требования о возмещении ущерба. На самих должностных лиц может быть возложена материальная ответственность лишь в порядке регресса. Имеется в виду, что орган, возместивший ущерб потерпевшему (либо государство), впоследствии имеет право взыскать уплаченную сумму с виновного должностного лица. Споры о возмещении убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) государственных органов и органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, разрешаются в суде, если требования предъявлены гражданином, либо в арбитражном суде, если требования предъявлены организацией или гражданином-предпринимателем.
2.3. Защита права собственности и других вещных прав.
Защита права собственности
представляет собой
В главе 20 Гражданского кодекса
закреплены особые, вещно-правовые
способы защиты права
Глава 20 ГК РФ закрепляет два традиционных вещно-правовых иска, служащих защите права собственности и иных вещных прав: виндикационный (ст. 301 ГК РФ) и негаторный (ст. 304 ГК РФ). В обоих случаях речь идет о таких способах защиты, которые призваны защитить право собственности на сохраняющийся в натуре имущественный объект. В случае его утраты или невозможности возвращения собственнику речь может идти только о компенсации причиненных убытков, то есть об обязательственных, а не вещных правоотношениях.
Из этого правила имеются исключения. С одной стороны, Гражданский кодекс сам включает компенсацию в число способов защиты права собственности на случай изъятия имущества в соответствии с федеральным законом, то есть его национализации (ст. 306 ГК РФ). В этой ситуации собственник обязан подчиниться закону и не вправе требовать возврата своего имущества, но может добиваться полной компенсации - взыскания убытков (п. 2 ст. 15 ГК РФ), включающих и неполученные им доходы, и стоимость утраченного им имущества. Это право, однако, принадлежит только собственнику, но не субъекту иного (ограниченного) вещного права, например права хозяйственного ведения или оперативного управления.
С другой стороны, иск к государству, органы которого наложили незаконный арест на имущество лица, об освобождении этого имущества из-под ареста (исключении имущества из описи) не включен законом в число вещных исков (способов). Этот иск, по сути, сводится к иску о признании права собственности на незаконно включенное в опись и арестованное имущество, а не к защите уже имеющегося и неоспариваемого права собственности.
Виндикационный иск - требование
собственника о возврате
Субъектом права на
Объектом виндикации во всех
без исключения случаях
Информация о работе Защита прав собственности и других вещественных прав