Защита права на доступ к информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 09:46, реферат

Описание работы

Проблемы права на информацию - в поле зрения и международного права. Содержание и защита права на информацию человека и гражданина, проблемы обмена информацией, защиты и обмена культурных ценностей, включая документы; защита персональных данных и многие другие вопросы информационного характера являются предметом внимания международного публичного права. В ряду актов по защите персональных данных в информационных системах возможно упомянуть о Директивах (рекомендациях) Комитета Министров ЕС для государств-членов по защите информации в Интернете, принятых 23 февраля 1999 г. Этот акт подчёркивает, что настало время обратить внимание на важность контроля, разработку кодексов поведения, определить обязанности поставщиков услуг, учёт рисков для защиты личной тайны; учесть, что Интернет не безопасен (шифрование, электронные следы от сделок могут использоваться без ведома субъекта). Необходимо придать должное внимание юридической ответственности за нарушение прав других субъектов, требовать от поставщика услуг точных данных о нем, учитывать разницу в законодательстве стран.

Файлы: 1 файл

ПОИД.docx

— 39.40 Кб (Скачать файл)

     «Информационное право»Защита информации по всем 3 направлениям регулируется Конституцией РФ:

I. Защита от опасной информации:

Статья 29

5.Гарантируется  свобода массовой информации. Цензура  запрещается.

Статья 41

3.Сокрытие  должностными лицами фактов и  обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей,влечёт за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Статья 29

Не  допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Ответственность за распространение недоброкачественной  информации, за нарушение порядка  распространения информации предусматривается  нормами УК РФ. Это клевета, оскорбление, заведомо ложная реклама, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, возбуждение  национальной, расовой или религиозной  вражды.

II. Защита информации ограниченного доступа.

Статья 29

Перечень  сведений, составляющих государственную  тайну, определяется федеральным законом.

Конституция РФ охраняет личную тайну, информацию о личности или персональные данные от вмешательства посторонних лиц.

Статья 23

1.Каждый  имеет право на неприкосновенность  частной жизни, личную и семейную  тайну, защиту своей чести и  доброго имени.

2.Каждый  имеет право на тайну переписки,  телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. При этом прямо запрещается кому бы то ни было собирать информацию о любом гражданине без его на то согласия.

Статья 24

1.Сбор, хранение, использование и распространение  информации о частной жизни  лица без его согласия не  допускаются.

Конституцией  РФ запрещается также получать иную информацию от любого гражданина без  его добровольного на то согласия или убеждать его отказаться от предоставленной  ранее информации.

Основной  системообразующий набор норм, обеспечивающий защиту информации, информационных ресурсов, информационных систем от неправомерного вмешательства третьих лиц, развивающих содержание конституционных норм, содержится в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации».

Статья 21.Защита информации

1.Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб её собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу.

Режим защиты информации устанавливается:

o в отношении сведений, отнесённых к государственной тайне, --уполномоченными органами на основании Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

o в отношении конфиденциальной документированной информации - собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании настоящего Федерального закона;

o в отношении персональных данных - федеральным законом.

К конфиденциальной информации относятся:

· сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

· сведения, составляющие тайну следствия  и судопроизводства;

· служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна);

· сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);

· сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым  ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (коммерческая тайна);

· сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца  до официальной публикации информации о них.

2.Органы государственной власти и организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов, подлежащих защите, а также органы и организации, разрабатывающие и применяющие информационные системы и информационные технологии для формирования и использования информационных ресурсов с ограниченным доступом, руководствуются в своей деятельности законодательством РФ.

3. Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплуатацией специальных программно-технических средств защиты, а также обеспечение организационных мер защиты информационных систем, обрабатывающих информации с ограниченным доступом в негосударственных структурах, осуществляются органами государственной власти. Контроль осуществляется в порядке, осуществляемом Правительством РФ.

4.Организации,  обрабатывающие информацию с  ограниченным доступом, которая  является собственностью государства,  создают специальные службы, обеспечивающие  защиту информации.

5.Собственник  информационных ресурсов или  уполномоченные им лица имеют  право осуществлять контроль за выполнение требований по защите информации и запрещать или приостанавливать обработку информации в случае невыполнения этих требований.

6.Собственник  или владелец документированной  информации вправе обращаться  в органы государственной власти  для оценки правильности выполнения  норм и требований по защите  его информации в информационных  системах. Соответствующие органы  определяет Правительство РФ. Эти органы соблюдают условия конфиденциальности самой информации и результатов проверки.

Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» устанавливаются  права и обязанности субъектов  в области защиты информации.

Статья 22.Права и обязанности субъектов в области защиты информации

1.Собственник  документов, массива документов, информационных  систем или уполномоченные им  лица… устанавливают порядок  предоставления пользователю информации  с указанием места, времени,  ответственных должностных лиц,  а также необходимых процедур  и обеспечивают условия доступа  пользователей к информации.

2.Владелец  документов, массива документов, информационных  систем обеспечивает уровень  защиты информации в соответствии  с законодательством Российской  Федерации.

3.Риск, связанный с использованием несертифицированных информационных систем и средств их обеспечения, лежит на собственнике (владельце) этих систем и средств.

Риск, связанный с использованием информации, полученной из несертифицированной системы, лежит на потребителе информации.

4.Собственник  документов, массива документов, информационных  систем может обращаться в  организации, осуществляющие сертификацию  средств защиты информационных  систем и информационных ресурсов, для проведения анализа достаточности мер защиты его ресурсов и систем и получения консультаций.

5. Владелец документов, массива документов, информационных систем обязан  оповещать собственника информационных  ресурсов и (или) информационных  систем обо всех фактах нарушения режима защиты информации.

Законом предусматривается защита прав субъектов  в сфере информационных процессов  и информатизации.

Статья 23. Защита прав субъектов в сфере информационных процессов и информатизации.

1.Защита  прав субъектов в сфере формирования  информационных ресурсов, пользования  информационными ресурсами, разработки, производства и применения информационных  систем, технологий и средств  их обеспечения осуществляется в целях предупреждения правонарушений, пресечения неправомерных действий, восстановления нарушенных прав и возмещения причинённого ущерба.

2. Защита прав субъектов в указанной  сфере осуществляется судом, арбитражным  судом, третейским судом с учётом специфики правонарушений и нанесённого ущерба.

3.За правонарушения при работе с документированной информацией органы государственной власти, организации и их должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ и субъектов Российской Федерации.

Для рассмотрения конфликтных ситуаций и защиты прав участников в сфере формирования и использования информационных ресурсов, создания и использования информационных систем, технологий и средств их обеспечения могут создаваться временные и постоянные третейские суды.

Третейский  суд рассматривает конфликты  и споры сторон в порядке, установленном  законодательством о третейских судах.

4.Ответственность  за нарушения международных норм  и правил в области формирования  и использования информационных  ресурсов, технологий и средств  их обеспечения возлагается на  органы государственной власти, организации и граждан в соответствии  с договорами, заключёнными ими  с зарубежными фирмами и другими  партнёрами с учётом международных  договоров, ратифицированных Российской  Федерацией.

Ответственность за правонарушения по этому направлению  информационной безопасности регулируются нормами статей УК РФ: нарушение неприкосновенности частной жизни (ст.137), нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст.138), незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст.189), неправомерный доступ к компьютерной информации (ст.272), создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст.273), нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст.274).

Примером  нормы об ответственности в Кодексе  РСФСР об административных правонарушениях  является ст.4014«Умышленное уничтожение, повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму».

В вопросы этого направления правового  обеспечения информационной безопасности условно разделяются на защиту открытой информации и защиту информации ограниченного  доступа.

Защита  открытой информации осуществляется нормами  института документированной информации.

Защита  информации ограниченного доступа  регулируется нормами: института государственной  тайны, института коммерческой тайны, института персональных данных, а  также нормами защиты других видов  тайн.

III. Защита прав и свобод в информационной сфере в условиях информатизации.

По  третьему направлению Конституция  РФ защищает от угроз информационной безопасности следующие информационные права и свободы.

Статья 29

4.Каждый  имеет право свободно искать, получать, передавать, переводить и  распространять информацию любым  законным способом.

Статья 33

Граждане  Российской Федерации имеют право  обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения  в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статья 29

1.Каждому  гарантируется свобода мысли  и слова.

Статья 44

1.Каждому  гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2.Каждый  имеет право на участие в  культурной жизни и пользование  учреждениями культуры, на доступ  к культурным ценностям.

Статья 29

Никто не может быть принуждён к выражению  своих мнений и убеждений или  отказу от них.

Отдельные положения конституционных норм развиваются нормами Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации».

Статья 12.Реализация права на доступ к информации из информационных ресурсов.

1.Пользователи - граждане, органы государственной  власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения  - обладают равными правами на  доступ к государственным информационных  ресурсам и не обязаны обосновывать  перед владельцем этих ресурсов  необходимость получения запрашиваемой  ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом…

2.Владельцы  информационных ресурсов обеспечивают  пользователей (потребителей) информацией  из информационных ресурсов на  основе законодательства, уставов  указанных органов и организаций,  положений о них, а также договоров на услуги по информационному обеспечению…

Статья 24.Защита права на доступ к информации.

1.Отказ  в доступе к открытой информации  или предоставление пользователям  заведомо недостоверной информации  могут быть обжалованы в судебном  порядке.

Невыполнение  или ненадлежащее исполнение обязательств по договору доставки, купли-продаже, по другим формам обмена информационными ресурсами между организациями рассматриваются арбитражным судом.

Во  всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесённого  ими ущерба.

2.Суд  рассматривает споры о необоснованном  отнесении информации к категории  информации с ограниченным доступом, иски о возмещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении информации пользователям или в результате других нарушений прав пользователей.

3.Руководители, другие служащие органов государственной  власти, организаций, виновные в  незаконном ограничении доступа  к информации и нарушении режима  защита информации, несут ответственность  в соответствии с уголовным,  гражданским законодательством  и законодательством об административных  правонарушениях.

Защита  информационных прав и свобод обеспечивается нормами института интеллектуальной собственности,института документированной информации, УК РФ, КоАП РСФСР, ГК РФ.

Информация о работе Защита права на доступ к информации