Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 09:46, реферат
Проблемы права на информацию - в поле зрения и международного права. Содержание и защита права на информацию человека и гражданина, проблемы обмена информацией, защиты и обмена культурных ценностей, включая документы; защита персональных данных и многие другие вопросы информационного характера являются предметом внимания международного публичного права. В ряду актов по защите персональных данных в информационных системах возможно упомянуть о Директивах (рекомендациях) Комитета Министров ЕС для государств-членов по защите информации в Интернете, принятых 23 февраля 1999 г. Этот акт подчёркивает, что настало время обратить внимание на важность контроля, разработку кодексов поведения, определить обязанности поставщиков услуг, учёт рисков для защиты личной тайны; учесть, что Интернет не безопасен (шифрование, электронные следы от сделок могут использоваться без ведома субъекта). Необходимо придать должное внимание юридической ответственности за нарушение прав других субъектов, требовать от поставщика услуг точных данных о нем, учитывать разницу в законодательстве стран.
«Информационное право»Защита информации по всем 3 направлениям регулируется Конституцией РФ:
I. Защита от опасной информации:
Статья 29
5.Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Статья 41
3.Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей,влечёт за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Статья 29
Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Ответственность
за распространение
II. Защита информации ограниченного доступа.
Статья 29
Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Конституция РФ охраняет личную тайну, информацию о личности или персональные данные от вмешательства посторонних лиц.
Статья 23
1.Каждый
имеет право на
2.Каждый
имеет право на тайну
Статья 24
1.Сбор,
хранение, использование и
Конституцией РФ запрещается также получать иную информацию от любого гражданина без его добровольного на то согласия или убеждать его отказаться от предоставленной ранее информации.
Основной системообразующий набор норм, обеспечивающий защиту информации, информационных ресурсов, информационных систем от неправомерного вмешательства третьих лиц, развивающих содержание конституционных норм, содержится в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации».
Статья 21.Защита информации
1.Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб её собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу.
Режим защиты информации устанавливается:
o в отношении сведений, отнесённых к государственной тайне, --уполномоченными органами на основании Закона Российской Федерации «О государственной тайне».
o в отношении конфиденциальной документированной информации - собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании настоящего Федерального закона;
o в отношении персональных данных - федеральным законом.
К конфиденциальной информации относятся:
· сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;
· сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;
· служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна);
· сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);
· сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (коммерческая тайна);
· сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.
2.Органы государственной власти и организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов, подлежащих защите, а также органы и организации, разрабатывающие и применяющие информационные системы и информационные технологии для формирования и использования информационных ресурсов с ограниченным доступом, руководствуются в своей деятельности законодательством РФ.
3. Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплуатацией специальных программно-технических средств защиты, а также обеспечение организационных мер защиты информационных систем, обрабатывающих информации с ограниченным доступом в негосударственных структурах, осуществляются органами государственной власти. Контроль осуществляется в порядке, осуществляемом Правительством РФ.
4.Организации,
обрабатывающие информацию с
ограниченным доступом, которая
является собственностью
5.Собственник информационных ресурсов или уполномоченные им лица имеют право осуществлять контроль за выполнение требований по защите информации и запрещать или приостанавливать обработку информации в случае невыполнения этих требований.
6.Собственник
или владелец
Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» устанавливаются права и обязанности субъектов в области защиты информации.
Статья 22.Права и обязанности субъектов в области защиты информации
1.Собственник
документов, массива документов, информационных
систем или уполномоченные им
лица… устанавливают порядок
предоставления пользователю
2.Владелец
документов, массива документов, информационных
систем обеспечивает уровень
защиты информации в
3.Риск,
связанный с использованием
Риск, связанный с использованием информации, полученной из несертифицированной системы, лежит на потребителе информации.
4.Собственник
документов, массива документов, информационных
систем может обращаться в
организации, осуществляющие
5.
Владелец документов, массива документов,
информационных систем обязан
оповещать собственника
Законом предусматривается защита прав субъектов в сфере информационных процессов и информатизации.
Статья 23. Защита прав субъектов в сфере информационных процессов и информатизации.
1.Защита
прав субъектов в сфере
2.
Защита прав субъектов в
3.За правонарушения при работе с документированной информацией органы государственной власти, организации и их должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ и субъектов Российской Федерации.
Для рассмотрения конфликтных ситуаций и защиты прав участников в сфере формирования и использования информационных ресурсов, создания и использования информационных систем, технологий и средств их обеспечения могут создаваться временные и постоянные третейские суды.
Третейский суд рассматривает конфликты и споры сторон в порядке, установленном законодательством о третейских судах.
4.Ответственность
за нарушения международных
Ответственность за правонарушения по этому направлению информационной безопасности регулируются нормами статей УК РФ: нарушение неприкосновенности частной жизни (ст.137), нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст.138), незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст.189), неправомерный доступ к компьютерной информации (ст.272), создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст.273), нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст.274).
Примером нормы об ответственности в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях является ст.4014«Умышленное уничтожение, повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму».
В
вопросы этого направления
Защита
открытой информации осуществляется нормами
института документированной
Защита информации ограниченного доступа регулируется нормами: института государственной тайны, института коммерческой тайны, института персональных данных, а также нормами защиты других видов тайн.
III. Защита прав и свобод в информационной сфере в условиях информатизации.
По третьему направлению Конституция РФ защищает от угроз информационной безопасности следующие информационные права и свободы.
Статья 29
4.Каждый
имеет право свободно искать,
получать, передавать, переводить и
распространять информацию
Статья 33
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Статья 29
1.Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
Статья 44
1.Каждому
гарантируется свобода
2.Каждый
имеет право на участие в
культурной жизни и
Статья 29
Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
Отдельные
положения конституционных норм
развиваются нормами
Статья 12.Реализация права на доступ к информации из информационных ресурсов.
1.Пользователи
- граждане, органы государственной
власти, органы местного
2.Владельцы
информационных ресурсов
Статья 24.Защита права на доступ к информации.
1.Отказ
в доступе к открытой
Невыполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору доставки, купли-продаже, по другим формам обмена информационными ресурсами между организациями рассматриваются арбитражным судом.
Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесённого ими ущерба.
2.Суд
рассматривает споры о
3.Руководители,
другие служащие органов
Защита
информационных прав и свобод обеспечивается
нормами института