Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 09:46, реферат
Проблемы права на информацию - в поле зрения и международного права. Содержание и защита права на информацию человека и гражданина, проблемы обмена информацией, защиты и обмена культурных ценностей, включая документы; защита персональных данных и многие другие вопросы информационного характера являются предметом внимания международного публичного права. В ряду актов по защите персональных данных в информационных системах возможно упомянуть о Директивах (рекомендациях) Комитета Министров ЕС для государств-членов по защите информации в Интернете, принятых 23 февраля 1999 г. Этот акт подчёркивает, что настало время обратить внимание на важность контроля, разработку кодексов поведения, определить обязанности поставщиков услуг, учёт рисков для защиты личной тайны; учесть, что Интернет не безопасен (шифрование, электронные следы от сделок могут использоваться без ведома субъекта). Необходимо придать должное внимание юридической ответственности за нарушение прав других субъектов, требовать от поставщика услуг точных данных о нем, учитывать разницу в законодательстве стран.
Примеры норм УК РФ: клевета (ст.129), оскорбление (ст.130), нарушение неприкосновенности частной жизни (ст.137), нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст.138), отказ в предоставлении гражданину информации (ст.140), нарушение авторских и смежных прав (ст.146), нарушение изобретательских и патентных прав (ст.147), воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий (ст.148), разглашение тайны усыновления (удочерения) (ст.155).
Примеры норм КоАП РСФСР: воспрепятствование осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав либо работе избирательной комиссии (ст.401); распространение ложных сведений о кандидате (ст.403); нарушение прав члена избирательной комиссии (комиссии по проведению референдума), наблюдателя или иностранного (международного) наблюдателя (ст.404); нарушение прав граждан на ознакомление со списком избирателей (ст.405); нарушение условий проведения предвыборной агитации через средства массовой информации (ст.408), изготовление или распространение анонимных агитационных материалов (ст.409).
Примеры норм ГК РФ: компенсация морального вреда (ст.151), защита чести, достоинства и деловой репутации (ст.152).
«Информационное право»Информационную безопасность можно рассматривать как аспект или ракурс изучения и формирования системы информационного права, подготовки и совершенствования норм и нормативных актов этой отрасли. Используя материалы исследования в области информационной безопасности, законодатель и исследователь отрасли информационного права получают дополнительные возможности совершенствования средств и механизмов правовой защиты информационной безопасности в информационной сфере. Тем самым существенно повышаются качество и эффективность правового регулирования отношений в информационной сфере.
В
этой связи структура правового
регулирования отношений в
Единственным собственником информации, составляющей государственную тайну, является государство.
Содержание и объём сведений, составляющих служебную тайну, порядок их защиты определяется государственными и муниципальными органами управления.
Информация, составляющая коммерческую тайну, определяется субъектом предпринимательской деятельности и представляет для него действительную или юридическую коммерческую ценность; доступ к такой информационных ограничивается и принимаются меры по охране её конфиденциальности.
Правовое регулирование информационной безопасности формируется на базе информационных правоотношений, охватывающих все направления деятельности субъектов информационной сферы. Они охватывают все области информационной сферы, всех субъектов и объектов правоотношений.
Степень информированности повышается
с уровнем образования, даже начало учебы
в высшем учебном заведении повышает информированность
в области права на доступ к информации.
Поэтому наибольшую информированность
демонстрируют респонденты, которые в
настоящее время учатся – являются студентами
или аспирантами, совмещая это занятие
с работой, либо не совмещая. Именно эта
группа выделяется на фоне тех, кто занят
только работой или находится на пенсии.
Информированность об этом праве может
повышаться в связи с осуществлением определенных
видов профессиональной деятельности
и приобретением сопутствующих профессиональных
знаний. Люди, не связанные в силу профессиональных
обязанностей с практикой использования
этого права, также обладают сопоставимым
с остальной частью опрошенных уровнем
информированности.
Очевидно, что информация
о деятельности органов власти регулярно
используется гражданами в повседневной
жизни. Но есть также граждане, чья профессиональная
деятельность так или иначе связана с
использованием информации о деятельности
органов власти, согласно нашему исследованию
они составляют 34% от общего числа опрошенных.
Это означает, что около трети взрослого
населения Российской Федерации с той
или иной степенью регулярности специально
обращаются к информации о деятельности
органов власти и могут быть отнесены
к категории «профессиональных пользователей
права на доступ к информации». Чем выше
уровень образования, тем более вероятно
вхождение индивидуума в эту группу.
Проблемы правового регулирования, обеспечения и защиты интересов личности, общества и государства в информационной сфере характеризуются значительной актуальностью. Российское государство находится в начальной стадии формирования высокоорганизованной и жизнеспособной среды, которая включает в себя и совокупность материальных благ, предназначенных для удовлетворения информационных потребностей личности, общества и государства, и связанных с их созданием, использований и защитой общественных отношений.
Таким образом, информационное право - это достаточно молодая отрасль права, возникшая в условиях информатизации общества. Оно всё ещё нуждается в доработке и усовершенствовании, согласовании различных законов и актов между собой, а также согласования систем информационного права различных стран между собой.
В Российской
Федерации существует конституционная
основа, обеспечивающая право любых заинтересованных
лиц на доступ к информации. Отдельные
нормы, позволяющие обеспечивать право
граждан на доступ к такой информации,
содержатся также в федеральных законах,
в частности, Федеральном законе «Об информации,
информационных технологиях и о защите
информации».
В то же время указанные
нормы имеют лишь декларативный характер.
В условиях отсутствия в законодательстве
четких правовых механизмов, обеспечивающих
реализацию права на доступ к информации,
эти нормы не всегда однозначно толкуются
правоприменителями.
Список использованной
литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята
всенародным голосованием 12 декабря 1993
г.) .
2. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г.
№ 24-ФЗ «Об информации, информатизации
и защите информации»
3. Уголовный кодекс Российской Федерации
от 13 июля 1996 г. № 63-ФЗ
4. Морозов И.Л. Информационная безопасность
политической системы //Политические Исследования,
2007 №4
5. Мельников В.П. Информационная безопасность
и защита информации. – М.: "Академия",
2007. – 485с.
6. Правовое обеспечение информационной
безопасности: учеб. пособие для студентов
высш.учеб. заведений/под ред. С.Я. Казанцева.
– 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский
центр «Академия», 2007. – 240 с.
7. Вестник Московского университета «Право», №4 2000 г.; журнал «Государство и право», №2 2001 г.; ОБЖ №5 2002 г.; Копылов В.А. «Информационное право».