Защита трудовых прав работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:07, реферат

Описание работы

Во многих коммерческих организациях трудовые отношения не оформляются в законном порядке. В основном это связано с общим изменением социально-экономических условий, несоответствием действующих норм трудового права новым экономическим отношениям, неподготовленностью действующей системы правоприменительных органов к рассмотрению резко возросшего числа обращений за защитой трудовых прав. Целью индивидуального задания является анализ теоретических и практических проблем права на защиту трудовых прав работника.

Содержание работы

Введение 4
1. Понятие и способы защиты трудовых прав и законных интересов работников 5
2. Основная характеристика профессиональных союзов 8
3. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами
Заключение 15
Литература 16

Файлы: 1 файл

индивидуальное тп.docx

— 44.79 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение                                                                                                           4                                                                                                

    1. Понятие и способы защиты трудовых прав и законных интересов работников                                                                                                                   5

    2. Основная характеристика профессиональных союзов                        8                     

    3. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами                                                                                  11

Заключение                                                                                                    15                                                    

Литература                                                                                                     16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В последние годы значительно  увеличилось число нарушений  трудовых и иных социальных прав граждан. Участились случаи незаконных увольнений, приняли массовый характер несвоевременная  выплата заработной платы и направление  работников в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Во многих коммерческих организациях трудовые отношения не оформляются  в законном порядке.

В основном это связано  с общим изменением социально-экономических  условий, несоответствием действующих  норм трудового права новым экономическим  отношениям, неподготовленностью действующей  системы правоприменительных органов  к рассмотрению резко возросшего числа обращений за защитой трудовых прав.

Целью индивидуального задания является анализ теоретических и практических проблем права на защиту трудовых прав работника.

Актуальность исследования обозначенной проблемы обусловлена объективными причинами: потребностью в более совершенном процедурно-процессуальном правовом механизме реализации материальных и нематериальных норм трудового права; снижением государственного уровня регламентации труда и переносом центра тяжести правового регулирования на региональный и локальный уровень; отсутствием правового механизма разрешения противоречий, возникающих в связи с принятием законов субъектами Российской Федерации и локальных нормативных актов в различных организациях; трудностями работников перед незаконными  
действиями работодателей; препятствием работодателей участию профсоюзов в их деятельности по защите трудовых прав работников.

 

1 ПОНЯТИЕ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РАБОТНИКОВ

 

Понятие защиты трудовых прав работников надо различать в широком  и узком ее смыслах.

Защита трудовых прав работников в узком смысле слова – это  обеспечение соблюдения трудовых прав, защита их от нарушений, в том числе  и профилактика, восстановление  незаконно нарушенных прав и установление трудовым законодательством и действиями соответствующих органов, реальной эффективной ответственности работодателей и их представителей (администрации) за нарушение трудового законодательства, его неисполнение, те. За нарушение трудовых прав работников. В этом узком смысле такая защита регулируется разделом 13 ТК РФ.

В широком смысле под защитой  трудовых прав следует понимать реализацию защитной функции трудового права, которая в свою очередь отражает защитную функцию государства. Поэтому  защита трудовых прав работников в  широком смысле включает и защиту в узком смысле, и следующие  важнейшие способы защиты этих прав:

1) установление на федеральном  уровне Трудовым кодексом и  другим трудовым законодательством  высокого уровня условий труда,  гарантии основных трудовых прав, которые дополняются, повышаются, развиваются региональным трудовым  законодательством и в локальном  порядке коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами;

2) развитие производственной  демократии как непосредственной, так и представительской (через  профсоюзы и других представителей  работников), когда работники сами  участвуют и в определении  правил внутреннего трудового  распорядка, и в установлении  обязательности заключения в  организации коллективных договоров,  не отдавая все это на решение  только законодателя;

3) широкая пропаганда  трудового законодательства всеми  способами (через СМИ, лекции  и т.д.) среди трудящихся, а также  обучение основам его работодателей  и их представителей с использованием  практики показа эффективных  способов защиты от трудовых  правонарушений, обучение трудящихся  культурно бороться за свои  трудовые права.

В статье 352 Трудового кодекса РФ указаны основные три способа защиты трудовых прав работников и их законных интересов:

  1. государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства - федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Государственный надзор и контроль занимает особое место среди способов защиты трудовых прав работников, так как при его осуществлении используются сила государственного воздействия на работодателей, их представителей, принуждающая их к обязательному выполнению предписаний полномочных органов по устранению обнаруженных нарушений, и, кроме того, меры государственного принуждения - привлечение виновных в нарушении трудового законодательства к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствующих случаях. Государственный надзор и контроль - это деятельность полномочных государственных органов, направленная на проверку соответствия трудовому законодательству действий работодателей по управлению трудом (установлению условий труда и применению норм трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, коллективных договоров, соглашений), предотвращение и выявление нарушений, привлечение к ответственности виновных в нарушениях работодателей и их представителей;
  2. защита трудовых прав работников профессиональными союзами;
  3. самозащита работниками трудовых прав (под самозащитой в ст. 379 ТК подразумевается лишь отказ работника от продолжения работы, непосредственно угрожающей его жизни и здоровью). При этом следовало бы отнести к самозащите и такую форму, как инициатива работников по обращению в юрисдикционные органы за разрешением индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Защита трудовых прав - это различные действия государственных и профсоюзных органов по профилактике трудовых правонарушений, а при их появлении - оказание помощи этими органами работникам в ликвидации таких правонарушений (индивидуальных или коллективных), восстановлении нарушенных трудовых прав и привлечении к ответственности нарушителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ                       

 

Профессиональные союзы  — исторически сложившаяся организационная форма объединения трудящихся. Как общественное явление они представляют собой многообразную и сложную систему отношений и связей внутреннего и внешнего характера. Это самая массовая общественная организация. Профессиональные союзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами.

Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их главных  функций — представительства  интересов и защиты прав работников в сфере труда и связанных  с трудом отношений. Именно с этой целью профсоюзы возникли, для  этого в них объединялись и объединяются трудящиеся.

Как общественная организация, профсоюзы создаются на основе совместной деятельности для защиты общих интересов  и достижения уставных целей. Право  каждого гражданина на объединение  в профсоюзы, их создание для защиты своих интересов закреплено в  ст.30 Конституции РФ. Потребность  защиты прав и интересов трудящихся особенно актуальна в современный  период, когда эти нормы ущемляются работодателями, которые прикрываются кризисом.

Осуществлять защитные функции  профсоюзов помогает социальное регулирование  общественных отношений, в которые  они вступают в процессе своей  деятельности. Отношения с участием профсоюзов регулируются различными видами социальных норм - морали, этики, права, традиций и др. Одни из них сложились  в практике взаимодействия профсоюзов с государственными, хозяйственными органами, работниками и формально  не закреплены. Другие - предусмотрены  актами профсоюзных органов. Третьи содержатся в нормативных правовых актах.

Деятельность профсоюзов регулируется, в основном, ими самими как самостоятельными общественными  организациями с помощью внутренних норм, принимаемых руководящими профсоюзом органами. Эти нормы не носят правового характера, хотя многие из них имеют правовые последствия, и содержатся в уставах профсоюзов и их объединений, других профсоюзных актах. Из отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно возможно, экономически, социально и политически необходимо.

Объем и содержание прав профсоюзов определяются, прежде всего, целью их создания, стоящими перед  ними задачами, выполняемыми функциями, положением в политической системе. Поэтому правовой статус профсоюзов в сфере труда определяется государством при участии профсоюзов. Они помогают сформировать законодательные нормы по вопросам деятельности профсоюзов. Правовой статус профсоюзов тесно связан с их уставными полномочиями, предусмотренными самими профсоюзами. При создании законодательства о профсоюзах принимаются во внимание объем и содержание их уставных (общественных) полномочий. Государство может закрепить за профсоюзами права только по тем вопросам, которыми они занимаются в соответствии с уставами в силу их общественного характера. После принятия законодательства о профсоюзах они должны соблюдать это законодательство.

Профсоюзы независимы в своей  деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и неподконтрольны.

Независимость профсоюзов —  первый из основополагающих принципов положения и деятельности профсоюзов— обеспечивается также:

  1. прямым запретом всякого вмешательства в деятельность профсоюзов органов государственной власти и их должностных лиц, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности;
  2. имущественной самостоятельностью;
  3. правом самостоятельно разрабатывать и утверждать свои уставы, определять структуру, избирать руководящие органы, организовывать свою деятельность;
  4. запретом контроля за деятельностью профсоюзов со стороны органов юстиции, регистрирующих профсоюзы в качестве юридического лица.

Второй принцип — самоуправление — предусмотрен Федеральным законом «Об общественных объединениях» и в равной мере относится ко всем общественным объединениям. Применительно к профсоюзам он выражен в упоминавшемся выше их праве самостоятельно принимать свои уставы и регулировать всю внутреннюю деятельность.

Третий принцип — добровольность объединения в профсоюзы —  закреплен как законодательством  о профсоюзах, так и Федеральным законом «Об общественных объединениях».

Четвертый принцип, также  прямо закрепленный законом,— равноправие  профсоюзов, равенство всех профсоюзов перед законом. Он означает, что все профсоюзы и их органы одного уровня имеют одинаковые права независимо от численности, каких-либо иных признаков. Тем самым в законодательстве нашел отражение и профсоюзный плюрализм — наличие не одного, а нескольких разных профсоюзов.

Пятый принцип — законность создания и деятельности — вытекает из законодательства о профсоюзах и прямо закреплен Федеральным законом «Об общественных объединениях».

Законодательство о профсоюзах состоит из норм Конституции РФ, Трудового Кодекса РФ, Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», норм ряда других федеральных законов (законов РФ, РСФСР) и указов Президента РФ. Также, в некоторых республиках  приняты свои законы о профсоюзах.

 

 

 

 

3  ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РАБОТНИКОВ  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ    

 

 

                                                                         

Профессиональный союз (профсоюз)  — добровольное общественное объединение людей, связанных общими интересами по роду их деятельности, на производстве, в сфере обслуживания, культуре и т. д. Объединения создаются с целью представительства и защиты прав работников в трудовых отношениях, а также социально-экономических интересов членов организации, с возможностью более широкого представительства наемных работников.

Защитная функция профсоюзов России выражается в их праве и  деятельности по защите трудовых прав и законных интересов своих членов, а вместе с ними прав всех трудящихся организации от нарушения работодателем, должностными лицами ее администрации. Эта защитная функция проявляется профсоюзами на всех стадиях правового регулирования труда:

а) при принятии новых  актов трудового законодательства, как в централизованном порядке, так и в локальном. Здесь профсоюзы  должны 
четко высказывать свое мнение по каждому проекту нового акта трудового 
законодательства. Ст. 372 ТК РФ устанавливает порядок запроса и 
учета мнения профсоюзного органа организации при принятии работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;

б) при принятии решений  работодателем по применению отдельных  норм трудового права с учетом мнения профсоюзного органа (ст. 371 ТК и  др.), в том числе при расторжении  трудового договора но инициативе работодателя (ст. 373 ТК);

в) при осуществлении установленных для профсоюзов и их активистов (выборных профсоюзных работников) гарантий их деятельности (ст. 374-377 ТК);

г) при оказании помощи, защите при самозащите работниками своих трудовых прав и законных трудовых интересов, в том числе при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров и восстановлении нарушенных трудовых прав;

д)  при защите трудовых прав работников на последней стадии правового регулирования труда - на стадии привлечения к ответственности нарушителей трудовых прав работников и профсоюзов (ст. 362, 278 и 416 ТК).

Информация о работе Защита трудовых прав работника