Зашита прав потребителей в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить и понять смысл Закона РФ « О защите прав потребителей » Рассмотрение правового регулирования зашиты прав потребителей.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………………………………….….. 2
Глава 1.Права потребителей в случае приобретения товара с недостатками…..4
1.1 Сроки предъявления потребителем требований в отношении
недостатков товара……………………………………………………………………………………………..10
1.2 Устранение недостатков товара……………………………………………………..……..…….12
1.3 Замена товара ненадлежащего качества…………………………………………….………13
Глава 2. Ответственность за просрочку выполнения требований
потребителя…………………………………………………………………………………………………………14
2.1 Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара с
недостатками или расторжение договора…………………………………………………………15
2. 2 Порядок обмена товара ненадлежащего качества……………………..……………..17
Глава 3. Процессуальные аспекты защиты прав потребителей
3.1 Досудебный порядок урегулирование споров между потребителем
и продавцом……………………………………………………………………………………………………….…20
3.2 Судебная защита прав потребителей…………………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………………………………………………46

Файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 381.26 Кб (Скачать файл)

В случае, если срок гарантии установлен, но составляет менее двух лет, то потребителю предоставляется право предъявить претензии в отношении недостатков, обнаруженных в двухлетний период. Различие состоит лишь в бремени доказывания причины возникновения недостатка. Так, при обнаружении недостатка в период гарантийного срока обязанность доказать причину возникновения дефекта, лежит на продавце (изготовителе), если же недостаток обнаружен по истечении срока гарантии, но в пределах двух лет с момента покупки, бремя доказывания возлагается на потребителя.

Потребитель вправе предъявить изготовителю требования о безвозмездном устранении недостатков товара в отношении существенных недостатков, если эти недостатки обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, но в течение срока службы, а если срок службы не установлен, - в течение 10 лет со дня передачи. Если требования потребителя не удовлетворяются в течение 20 дней с момента их предъявления или недостаток является неустранимым, то потребитель имеет право предъявить требования, установленные п. 3 ст.18 Закона, или вернуть товар изготовителю и потребовать возврата уплаченной суммы. При этом потребитель обязан доказать, что недостаток возник до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

На комплектующие изделия и составные части технически сложного товара тоже могут быть установлены гарантийные сроки. Гарантийный срок на комплектующие изделия исчисляются в том же порядке, что и на основной товар, он считается равным сроку гарантии на основной товар, если иное не предусмотрено договором. Если установленный изготовителем срок гарантии меньше срока на основное изделие, потребитель сможет предъявить претензии в связи с недостатками, если они обнаружены в пределах срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором. В то же время, изготовитель вправе установить на комплектующие изделия срок большей продолжительности, чем на основное изделие. В этом случае потребитель сможет предъявить претензии при обнаружении недостатка в течение срока, установленного изготовителем, независимо от истечения срока гарантии на основной товар.

 

1.2  Устранение недостатков товара.

Недостатки, выявленные в товаре, устраняются изготовителем (продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца), незамедлительно, если иной срок устранения недостатков товара не определен соглашением сторон в письменной форме.

Согласно п.2 ст. 20 и п.1 ст. 21 Закона на период ремонта или замены товаров длительного пользования по требованию потребителя ему должны предоставить аналогичный товар в безвозмездное пользование с бесплатной доставкой. При предъявлении этого требования потребителем изготовитель (продавец) обязаны в трехдневный срок предоставить потребителю аналогичный товар на период ремонта. Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998 установлен перечень товаров длительного пользования, на которые это требование не распространяется. К такой группе товаров относятся: автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства; мебель; электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла); электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели и другие товары); гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия.

В случае устранения недостатков в товаре гарантийный срок продлевается на время, когда товар не эксплуатировался. При устранения недостатков посредством замены комплектующего изделия или составной части товара гарантийный срок на новое комплектующее изделие и составную часть устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененные комплектующее изделие или составную часть основного изделия, если иное не предусмотрено договором, и гарантийный срок исчисляются со дня получения потребителем товара из ремонта ( п. 4 ст. 20 Закона)2.

1.3 Замена товара ненадлежащего качества.

Требования о замене товара (ст. 21 Закона) удовлетворяются продавцом (изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя), на основании договора с ними в течении 7 дней с момента предъявления такого требования. Если возникает необходимость дополнительно проверить качество товара, то срок увеличивается до 20 дней.

Если в день обращения потребителя аналогичный для замены товар отсутствует, он тогда заменяется в течение 1 месяца со дня предъявления указанного требования.

В районах Крайнего Севера и других районах сезонного завоза, если в момент заявления потребителя об обмене товар отсутствует, это требование подлежит удовлетворению в срок, необходимый для очередной доставки товара. Это происходит только в том случае, если необходимый для замены товар отсутствует в день обращения потребителя.

Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть такой, который не был в употреблении.

При замене товара гарантийный срок на новый товар исчисляется заново - со дня передачи его потребителю.

Глава 2. Ответственность за просрочку выполнения требований потребителя.

 

За каждый день просрочки выполнения требований потребителя об устранении недостатков товара, о возмещении расходов на исправление недостатков, о соразмерном уменьшении покупной цены, о замене товара с недостатками, о возмещении убытков в связи с расторжением договора купли-продажи (возвратом товара изготовителю), о предоставлении товара в пользование на время ремонта или замены, продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним обязаны уплатить потребителю неустойку в размере 1 % от цены товара.

Срок удовлетворения требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, а также о возмещении убытков, причиненных потребителю расторжением договора купли - продажи (возвратом товара ненадлежащего качества изготовителю) установлены ст. 22 Закона и составляет десять дней.1

Если требование потребителя, за просрочку удовлетворения которого предусмотрена неустойка, удовлетворено добровольно, но с просрочкой, то неустойка за эту просрочку исчисляется исходя из цены товара в день удовлетворения требования, существовавшей в том месте, где требование было удовлетворено.

Если требование потребителя добровольно удовлетворено не было, то неустойка исчисляется исходя из существующей в той местности, где требование должно было быть удовлетворено, цены товара на момент вынесения решения суда.

Независимо от взыскания неустойки, потребитель, в случае нарушения упомянутых сроков, вправе предъявить любое другое требование, предусмотренное ст. 18 Закона. В этом случае неустойка взыскивается до предъявления нового требования.

Согласно разъяснению ГАК от 20 мая 1998 года, в случае нарушения обязанным лицом одновременно сроков и обязательств, упомянутых в ст. 23, неустойка взыскивается за каждое допущенное нарушение.

Суд в соответствии со ст. 333 ГК РФ вправе уменьшить размер неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств. При этом судом должны быть приняты во внимание степень выполнения обязательства должником, имущественное положение истца, а также не только имущественный, но и всякий иной, заслуживающий уважения, интерес ответчика.

Согласно п.5 ст.13 Закона требования потребителя об уплате неустойки подлежат удовлетворению в добровольном порядке. Но если потребитель не предъявил требование об уплате неустойки в досудебном порядке, он не лишается возможности обратиться в суд с требованием о взыскании неустойки.

2.1 Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара с недостатком или расторжение договора.

Ст. 24 Закона определяет порядок перерасчета цены товара, приобретенного потребителем. Порядок расчетов зависит от требования, с которым потребитель обратился к продавцу (изготовителю) при обнаружении недостатка в товаре.

При замене товара с недостатком на товар той же марки (модели, артикула) перерасчет цены не производится.

Если производится замена товара на такой же товар другой марки (модели, артикула) на стороны возлагается обязанность установить разницу между ценой товара, подлежащего замене и ценой передаваемого потребителю нового товара. Разница в ценах устанавливается на момент замены при добровольном удовлетворении требований потребителя или на момент вынесения судебного решения, если потребителю пришлось обратиться в суд. Если стоимость товара подлежащего замене ниже стоимости товара, предоставляемого взамен, то доплату производит потребитель, если эта стоимость выше, то продавец возмещает потребителю разницу.

В случае предъявления потребителем требования о соразмерном уменьшении покупной цены, при расчете стороны исходят из цены товара на момент предъявления потребителем требования об уценке (при добровольной выплате денежных средств) и из стоимости на момент рассмотрения иска, при разрешении конфликта через суд.

Если потребитель предъявил требование о расторжении договора, он вправе требовать возмещения ему разницы в стоимости товара на день удовлетворения требования (или на момент вынесения судебного решения). Как известно, при расторжении договора, потребитель по требованию продавца возвращает недоброкачественный товар, а продавец обязан возвратить потребителю уплаченную сумму. Установленная п. 4 норма направлена на то, чтобы потребитель мог реально приобрести аналогичный товар при повышении цены на него. Обязанность возместить разницу в стоимости товара возникает у продавца (изготовителя) только в случае предъявления потребителем такого требования. Если же потребитель это требование не предъявил, то продавец может выплатить ему только стоимость товара и это не будет нарушением прав потребителей и не повлечет ответственность за просрочку удовлетворения требований потребителя.

Продавец не вправе требовать уменьшения возвращаемой суммы, если цена на товар понизилась.

 

2.2 Порядок обмена товара ненадлежащего качаства.

Часто встречаются случаи, когда товар, купленный потребителем, - качественный, но по определенным причинам потребитель не имеет возможности использовать его по назначению. Ст. 25 Закона устанавливает право потребителя на обмен непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар, в случае: если товар не подошел ему по форме, габаритам, расцветке, размеру, фасону либо комплектации. В отличие от прежней редакции Закона, предусматривающей широкий перечень оснований для обмена, перечень оснований в нынешней редакции закрытый. Т.е. обратиться с требование об обмене товара надлежащего качества можно только по тем основаниям, которые перечислены в законе.

Потребитель имеет право обменять товар в течение 14 дней (не считая дня его покупки). Продавец должен обменять товар, если товар не был в употреблении, сохранен его товарный вид, потребительские свойства, сохранены пломбы, фабричные ярлыки, у потребителя есть товарный или кассовый чек на товар.

Требования об обмене товара предъявляются только продавцу, у которого был приобретен данный товар.

Если в день обращения потребителя к продавцу необходимого для замены товара нет, то потребитель имеет право расторгнуть договор купли-продажи, с возвратом уплаченной сумы, или ожидать поступления необходимого товара в продажу. На продавца возлагается обязанность сообщить потребителю о поступлении в продажу аналогичного товара.

Однако не все виды непродовольственного товара надлежащего качества подлежат обмену. Перечень этих товаров утверждён Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998. в него входят: товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты; предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары); парфюмерно-косметические товары; текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей - ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж; швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные); изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов); товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты; мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты); изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни; автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения; технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства); гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему; животные и растения; непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации).

         Глава 3. Процессуальные аспекты защиты прав потребителей.

3.1 Досудебный порядок урегулирования споров между потребителем и продавцом (изготовителем, исполнителем). Порядок предъявления претензии и удовлетворения претензионных требований

Информация о работе Зашита прав потребителей в России