Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 13:54, контрольная работа
Актуальность вопроса «злоупотребление должностными полномочиями» обусловлена тем, что на данном этапе развития наше государство приобрело огромный чиновничий аппарат. Огромное количество лиц занимающих высокое должностное положение используют свои полномочия в личных целях. Все это ведет к тому, что государственный аппарат не может нормально функционировать.
В данной работе рассмотрим вопрос о злоупотреблении должностными полномочиями, как одной из статей главы 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» на примере ст.285 УК РФ с подробным рассмотрением квалифицирующих признаков преступления.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие «Злоупотребление должностными полномочиями»………………….4
2. Злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК РФ)…………......6
Заключение………………………………………………………………………….11
Список использованной литературы……
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное
бюджетное образовательное учре
«ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)
Кафедра уголовного права и уголовного процесса
Контрольная работа
по дисциплине: «Преступления против государственной власти»
на тему: «Злоупотребление должностными полномочиями»
Цырендоржиев Б.Ц.
Чита 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие «Злоупотребление должностными полномочиями»………………….4
2. Злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК РФ)…………......6
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………...
Введение
Государственная власть осуществляется в разных сферах общественной жизни, в разных формах и разными методами. Все это обусловливает создание особого механизма государства, под которым понимают всю совокупность органов, призванных осуществлять управление обществом и реализовывать основные направления государственной деятельности. С некоторых пор у тех, кто пытается усвоить понятия о праве и государстве, кто хочет сориентироваться, как вести себя, не вступая в конфликт с государственными органами и не нарушая права, начинает возникать вопрос о том, что главнее: государство или право? Следовать праву или подчиняться решению должностного лица, вынесшего противоправный акт? Должностное положение лица определяет не только его юридические возможности, связанные с кругом прав и обязанностей по занимаемой должности, но и фактические возможности, вытекающие из авторитета занимаемой должности. Должностное положение лица зависит от занимаемой должности в государственном органе, органе местного самоуправления, государственном или муниципальном учреждении, Вооруженных Силах, иных войсках и воинских формированиях, а также из служебных связей должностного лица.
Актуальность вопроса «злоупотребление должностными полномочиями» обусловлена тем, что на данном этапе развития наше государство приобрело огромный чиновничий аппарат. Огромное количество лиц занимающих высокое должностное положение используют свои полномочия в личных целях. Все это ведет к тому, что государственный аппарат не может нормально функционировать.
В данной работе рассмотрим вопрос о злоупотреблении должностными полномочиями, как одной из статей главы 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» на примере ст.285 УК РФ с подробным рассмотрением квалифицирующих признаков преступления.
1. Понятие «злоупотребление должностными полномочиями».
В настоящее время, в России, в период построения цивилизованной экономики и становления демократического правового государства важная роль принадлежит органам государственной власти и исполнения, а также органам местного самоуправления. В связи с чем особенно опасны и нетерпимы преступные проявления среди самих работников органов власти и управления. Поэтому в новом Уголовном Кодексе преступные деяния, совершённые должностными лицами отнесены к главе № 30 и названы «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».1
Эту группу преступлений можно определить как общественно опасные деяния (действия или бездействие), которые совершаются представителями власти и должностными лицами, благодаря занимаемому ими служебному положению и вопреки интересам службы, и причиняют существенный вред нормальной деятельности органов государственной власти, интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления либо содержат реальную угрозу причинения такого вреда. Эти преступления отличаются от других преступных посягательств, специальными признаками:
- они совершаются специальными субъектами (должностными лицами или лицами, занимающими государственные должности);2
- их совершение возможно
лишь благодаря занимаемому
- нарушают нормальную деятельность органов власти и управления.
К этой группе преступлений относятся:
- злоупотребление должностными полномочиями (ст.285);
- превышение должностных полномочий (ст.286);
- отказ в предоставлении
информации Федеральному
- присвоение полномочий должностного лица (ст. 288);
- незаконное участие
в предпринимательской
- получение взятки (ст.290);
- дача взятки (ст.291);
- служебный подлог (ст.292);
- халатность (ст.293).
К обязательным признакам любого состава преступления относятся – объект, объективная сторона, субъективная сторона и субъект преступления. Далее в этой главе мы непосредственно рассмотрим все эти элементы преступления более подробным образом.3
2. Злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК РФ).
Статья 285 гласит: «Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, именуется злоупотреблением должностных полномочий».4
Также согласно УК РФ – это деяние наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.5
Деяния, предусмотренные частями первой или второй статьи 285 УК РФ, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Должностными
лицами признаются лица, постоянно, временно
или по специальному полномочию осуществляющие
функции представителя власти либо выполняющие
организационно-
Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.7
Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.
Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) относится к числу преступлений средней тяжести. В теории и практике утвердилось понимание, что данное преступление может быть совершено как путем действия, активного использования должностным лицом своих полномочий, так и путем бездействия, когда должностное лицо сознательно не исполняет своих обязанностей (например, попустительствует преступлению). Хотя при неисполнении должностным лицом обязанностей по службе трудно говорить об использовании полномочий; скорее, это будет неиспользование полномочий. Закон говорит об использовании должностными лицами своих полномочий, а не служебного положения. Следовательно, не будет состава данного преступления, когда должностное лицо, добиваясь нужного ему решения, использует не свои полномочия, а служебные связи, авторитет занимаемой им должности и иные. Деяние, совершенное вопреки интересам службы – это деяние, не вызываемое служебной необходимостью.
При этом интересы службы, вопреки которым должностное лицо использует в данном случае свои служебные полномочия, определяются не только потребностями функционирования конкретного государственного органа или органа местного самоуправления, государственного или муниципального учреждения, воинского формирования, но и интересами деятельности публичного аппарата управления в целом.
Злоупотреблением должностными полномочиями следует считать такие действия должностного лица, которые совершены с целью получить имущественную выгоду без незаконного безвозмездного обращения чуждого имущества в свою собственность или собственность других лиц. Иная личная заинтересованность как мотив злоупотребления должностными полномочиями может выражаться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера.
Обусловлено это такими побуждениями, как: карьеризм, протекционизм, месть, зависть, семейственность, желание приукрасить действительность, скрыть свою некомпетентность, уйти от ответственности за допущенные ошибки и недостатки, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса.8
При предъявлении обвинения должен быть конкретно указан соответствующий мотив личного характера, которым руководствовалось должностное лицо, совершая злоупотребление. Ссылка на то, что должностное лицо в своем решении руководствовалось узковедомственными или ложно понимаемыми государственными или общественными интересами, не может считаться достаточной для обвинения в должностном злоупотреблении.
Управленческая деятельность нередко связана с оформлением и выдачей различного рода письменных актов, порождающих определенные юридические последствия. Такого рода письменные акты, называемые официальными документами, являются предметом служебного подлога.
Официальные документы – письменные акты, выдаваемые (исходящие) государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, органами управления и должностными лицами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ для удостоверения фактов или событий, имеющих юридическое значение. В связи с этим официальные документы порождают для использующих их лиц определенные юридические последствия. Официальные документы должны содержать необходимые реквизиты в зависимости от характера документа (штамп и печать организации, номер, дата изготовления) и быть подписаны соответствующим должностным лицом. Сами по себе документы, исходящие от частных лиц, различных коммерческих и некоммерческих организаций, не относящихся к государственным или муниципальным органам и учреждениям (расписки, обязательства, справки, договоры) официальным документом не являются. Однако, если вышеназванные документы оказываются в ведении государственных или муниципальных структур, то они приобретают характер официальных и способны стать предметом подделки.9
В отличие
от большинства составов преступлений
против государственной власт и интересов
государственной службы и службы в органах
местного самоуправления субъектом служебного
подлога может быть не только должностное
лицо, но и любой государственный служащий
и служащий органа местного самоуправления,
не выполняющий в государственных или
муниципальных органах организационно-
Государственным служащим
является гражданин Российской Федерации,
исполняющий в порядке, установленном
федеральным законом, обязанности
по государственной должности
Информация о работе Злоупотребление должностными полномочиями