Значение актов Конституционного суда Р.Ф. в регулировании налоговых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:59, реферат

Описание работы

Тема моей работы звучит так: «Значение актов Конституционного суда Р.Ф. в регулировании налоговых отношений».
Новые реалии российского государственного строительства требуют серьезного осмысления сущности современного налогового права. Современное налоговое законодательство является одной из важнейших отраслей российского законодательства и направлено на правовое обеспечение формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. Без правового оформления процессов установления, введения и взимания налогов фискальная функция государства не может считаться легитимной.

Файлы: 1 файл

акты суда конст.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

 

Тема моей  работы звучит так: «Значение актов Конституционного суда Р.Ф. в регулировании налоговых  отношений».

Новые реалии российского  государственного строительства требуют  серьезного осмысления сущности современного налогового права. Современное налоговое законодательство является одной из важнейших отраслей российского законодательства и направлено на правовое обеспечение формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. Без правового оформления процессов установления, введения и взимания налогов фискальная функция государства не может считаться легитимной. Налоговое право — сфера публичного правового регулирования, оно является подотраслью финансового права и направлено на установление прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов, иных субъектов налоговых отношений, регулирование порядка проведения налогового контроля, выявление и пресечение налоговых правонарушений, привлечение к ответственности за нарушения налогового законодательства. В последнее время налоговое право России, как и других правовых государств, дополнилось действенными способами защиты нарушенных прав налогоплательщиков.

Глубокое изучение норм налогового права, выявление механизма  правового регулирования налоговых отношений необходимо сегодня юристам всех сфер деятельности, а также депутатам представительных (законодательных) органов власти и самоуправления, сотрудникам исполнительных органов государственной власти, всем гражданам-налогоплательщикам.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что  Одним из факторов, оказывающих позитивное влияние на экономику Российской Федерации, является формирование эффективных норм налогового законодательства, что предполагает установление надлежащего правового регулирования налоговых отношений. Потребность в этом связана с повышением роли налогообложения в формировании доходов бюджетов, необходимостью обеспечения в процессе налогообложения имущественных и предпринимательских интересов граждан и юридических лиц, с учетом усиления влияния налоговых норм на мировой коммерческий и финансовый оборот.

Степень разработанности  темы В последние годы изучению проблем налогового права были посвящены работы Вельского К.С, Брызгалина А.В., Винницкого Д.В., Вороновой Л.К, Гаджиева Г.А., Горбуновой О.Н., Грачевой Е.Ю., Гуреева В.И., Захаровой Р.Ф., Ивлиевой М.Ф., Карасевой М.В., Конюховой Т.В., Крохиной Ю.А., Козырина А.Н., Кучерова И.И., Кучерявенко Н.П., Куфаковой Н.А., Орлова М.Ю., Пепеляева С.Г.,

Соколовой Э.Д., Смирниковой  Ю.Л, Толстопятенко Г.П., Тосуняна Г.А., Химичевой Н.И., Цыганкова Э.М. и других.

Цель работы – на основании разнообразных источников всесторонне и полно рассмотреть значение актов Конституционного суда Р.Ф. в регулировании налоговых отношений

Для достижения главной  цели исследования  необходимо решить ряд задач:

- изучить теоретическую  литературу по данной теме

- рассмотреть теоретические  аспекты по данной теме

- раскрыть значение  актов конституционного суда

- проанализировать решения Конституционного Суда Российской Федерации в системе налоговых правоотношений

- в заключении работы  сделать краткие выводы по  теме исследования

Практическая  значимость работы обусловлена тем, что ее результаты могут быть использованы, как познавательный материал по данной теме.

ГЛАВА 1. Нормативные акты и законодательство о налогах

 

 

1.1. Нормативные  правовые акты как источники  налогового права

 

Нормативно-правовой акт – это изданный в особом порядке официальный актдокумент правотворческого органа, содержащий нормы права.

Отличия нормативных  правовых актов от нормативных актов:1

1) нормативно-правовой акт является результатом правотворчества компетентных государственных органов, либо иных организаций, уполномоченных государством;

2) нормативно-правовой акт обеспечивается силой государства;

3) он содержит нормы права, которые носят общеобязательный характер;

4) нормативно-правовые акты принимаются и реализуются в особом процессуальном порядке;

5) нормативно-правовой акт имеет строго определенную документарную форму: это может быть закон, указ, положение и др.

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере налогов  и сборов и в сфере таможенного  дела, органы исполнительной власти субъектов  РФ, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (п. 1 ст. 4 НК РФ).

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору  в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют  права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов (п. 2 ст. 4 НК РФ).

Нормативные правовые акты законодательных (представительных) органов  государственной власти:2

1) Конституция РФ;

2) международные акты, регламентирующие важные вопросы взаимодействия РФ с другими государствами в налоговой сфере;

3) законодательные акты; основным нормативно-правовым источником является НК РФ;

4) подзаконные акты;

5) акты Министерства финансов, осуществляющие правовое регулирование в налоговой сфере;

6) акты налоговых органов;

7) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами муниципального образования.

Подзаконные нормативно-правовые акты – это акты, изданные на основании и во исполнение законов.

Виды:3

1) акты высших представительных органов;

2) акты Президента РФ (Указы и распоряжения);

3) акты Правительства РФ (Постановления и распоряжения);

4) акты министерств и ведомств (Приказы и инструкции);

5) акты органов представительной власти субъектов РФ (Уставы, постановления, положения, приказы, инструкции и др.);

6) акты органов местного самоуправления (решения, распоряжения, регламенты и др.).

1.2. Законодательство  о налогах и сборах

 

Согласно положениям, закрепленным в ст. 1 НК РФ, законодательство России о налогах и сборах состоит непосредственно из НК РФ и принятых на основании и в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Налоговый кодекс РФ устанавливает  систему налогов и сборов, а  также общие принципы налогообложения  и сборов в РФ, в том числе:4

1) виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц (п. 2 ст. 1 НК РФ).

Действие НК РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено НК РФ (п. 3 ст. 1 НК РФ).

Законодательство субъектов  РФ о налогах и сборах состоит  из законов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ (п. 4 ст. 1 НК РФ).

Нормативные правовые акты органов муниципальных образований  о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК РФ (п. 5 ст. 1 НК РФ).

Законодательство о  налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в  РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 1 ст. 2 НК РФ).5

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 2 ст. 2 НК РФ). Налоговое законодательство – это совокупность правовых норм, закрепленных в законах РФ и в законах субъектов РФ, актах органов муниципальных образований, которые устанавливают виды налогов в государстве, порядок их взимания и регулируют отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Акты Конституционного Суда РФ по вопросам налогообложения

 

 

Конституционный Суд  РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 1 Федерального Конституционного Закона от 31 декабря 1996 г. № 1 – ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции  РФ на всей территории РФ, Конституционный  Суд РФ:6

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституции республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ. изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти Рф и органов государственной власти субъектов РФ;

в) не вступивших в силу международных договоров Рф;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в) между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; 4) дает толкование Конституции РФ (ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»). Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 6 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

Конституционный Суд  РФ по результатам проверки конституционности  норм налогового законодательства может  вынести следующее решение:7

1) нормативные правовые акты о налогах и сбо-ах противоречат основным принципам онституции РФ;

2) нормативные правовые акты о налогах и сбо-ах соответствуют основным принципам онституции РФ.

Постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат незамедлительному  опубликованию в официальных  изданиях органов государственной власти РФ, субъектов РФ, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда РФ публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда РФ», а при необходимости – и в иных изданиях (ст. 78 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).

Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Решения Конституционного Суда Российской Федерации в системе налоговых правоотношений

 

 

Конституционный характер правового регулирования распространяется на широкую сферу отношений, составляющих предмет налогового права. На основе этого возникает двухуровневая система внутригосударственных источников налогового права: Конституция РФ и решения КС РФ, определяющие общие начала налогообложения; базирующееся на указанном конституционном слое налогового права собственно налоговое законодательство, в основе которого лежит НК РФ.

К источникам налогового права относятся не все акты КС РФ, а, прежде всего те постановлениям и определения, которые вынесены по итогам проверки конституционности нормативно-правовых актов или отдельных норм налогового права или толкуют те положения Конституции РФ, которые необходимы для уяснения значения отдельных норм и институтов налогового права.

Информация о работе Значение актов Конституционного суда Р.Ф. в регулировании налоговых отношений