Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:59, реферат
Тема моей работы звучит так: «Значение актов Конституционного суда Р.Ф. в регулировании налоговых отношений».
Новые реалии российского государственного строительства требуют серьезного осмысления сущности современного налогового права. Современное налоговое законодательство является одной из важнейших отраслей российского законодательства и направлено на правовое обеспечение формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. Без правового оформления процессов установления, введения и взимания налогов фискальная функция государства не может считаться легитимной.
Юридическая сила и место в иерархической структуре источников налогового права:8
- решения КС РФ являются
обязательными для всех
- решения, являясь актами правосудия, обладают определенными характеристиками правоприменительного акта и одновременно приобретают черты нормативно-правового акта.
По юридической силе
решения Конституционного Суда Российской
Федерации как источники
Правовые позиции КС РФ, с одной стороны, придают решениям КС РФ юридические (нормативно-правовые) качества источников права, а с другой – предопределяют специфику данного вида правовых источников.
Правовые позиции
Основные характеристики позиций Конституционного Суда Российской Федерации:9
- итогово-обощающий характер;
- оценочная, аксиологическая природа правовых позиции;
- правовые позиции
КС РФ – результат
- концептуальный характер;
- общий характер;
- юридическая обязательность;
- правовые позиции КС РФ находятся в сложных взаимосвязях с корреспондирующими им правовыми позициями законодателя.
Виды правовых позиций:
1) по юридической форме – в рамках постановлений
или определений;
2) по видам налогов – правовые позиции в области федеральных, региональных, местных налогов;
3) по сферам налоговых
отношений – в сферах
Виды решений Конституционного Суда Российской Федерации:
1) решения КС РФ по обоснованию и толкованию принципов налогообложения;
2) решения по вопросу толкования ст. 57 Конституции РФ о законном установлении налогов и сборов;
3) решения о недопустимости придания обратной силы актам законодательства о налогах и сборах;
4) решения о ясности
и определенности правового
5) публично-правовой характер налогов и решения КС РФ об ответственности за налоговые правонарушения
Выполнив анализ предложенных источников по выбранной теме, изучив и обобщив необходимый материал, в заключении можно сформулировать основные выводы теоретического и практического характера, сделанные мной по результатам данного исследования.
Традиционно российская
правовая наука не относит судебные
акты к числу источников той или
иной отрасли (подотрасли) российского
права. Однако невозможно полностью
исключить судебные акты из системы актов, влияющих на поведение
субъектов налоговых отношений. Особенно
это касается актов Конституционного
Суда РФ. Конституционный суд РФ, толкуя
нормы Конституции РФ – акта высшей юридической
силы, вырабатывает правовую позицию по
применению тех или иных законодательных
норм, которая является своеобразной формой
нормотворчества. Особенно сильно правовые
позиции Конституционного суда РФ оказывают
влияние на формирование принципов налогового
права, касающихся процесса законодательного
установления и введения налогов, вопросов
налогового федерализма, защиты прав налогоплательщиков
и др.
Среди ученых до сих пор продолжаются
дискуссии о правовом характере и роли
актов Конституционного Суда РФ в правовом
регулировании тех или иных отношений.
Тем не менее, большинство авторов склоняется
к тому, что постановления и определения
Конституционного суда РФ, имеющие окончательный
характер и содержащие итоги проверки
конституционности тех или иных правовых
норм, а также толкование конституционно-правового
смысла тех или иных положений налогового
законодательства, должны быть отнесены
к числу источников налогового права36.
Следует согласиться с такой позицией,
имея ввиду, что акты Конституционного
Суда РФ не только признают не подлежащей
применению ту или иную законодательную
норму, но и оказывают сильнейшее воздействие
на поведение участников налоговых отношений,
а значит тем самым выступают в роли регулятора
этих отношений.
Что касается актов Высшего арбитражного и Верховного судов РФ, то обзоры судебной практики и постановления пленумов указанных судебных органов определяют направления и основы единообразного применения норм налогового законодательства и, естественно, не могут не учитываться налогоплательщиками и налоговыми органами при рассмотрении конкретных судебных дел. Тем не менее, акты этих судебных инстанций более подвержены изменениям, нежели акты Конституционного Суда РФ, и могут, в свою очередь, подвергнуться судебному контролю со стороны последнего.
Кроме того, немалую роль в системе судебных актов играют и решения конституционных и уставных судов субъектов РФ по вопросам, касающимся взимания региональных и местных налогов и сборов, которые также как и акты Конституционного Суда РФ имеют характер окончательно принятых решений по вопросам соответствия норм законов субъектов РФ и актов органов местного самоуправления конституциям (уставам) субъектов РФ.
1
Мачехин В.А. Налоговый кодекс и налоговое
планирование. // Законодательство, 2011,
№10. - С.45-50.
2 Кикабидзе Н.В. Общие принципы налогообложения в России и конституционного строя. // Финансовое право, 2011, №12. - С.30-35.
3
Парыгина В.А. Понятие и функции налогообложения.
// Современное право, 2009, №10. - С.2-5.
4 Мачехин В.А. Налоговый кодекс и налоговое планирование. // Законодательство, 2011, №10. - С.45-50
5
Парыгина В.А. Понятие и функции налогообложения.
// Современное право, 2009, №10. - С.2-5.
6 Самохвалова Ю.Н. Об изменениях в Налоговый кодекс РФ в 2010г. // Все о налогах, 2009, №11. - С.7-15.
7 Кикабидзе Н.В. Общие принципы налогообложения в России и конституционного строя. // Финансовое право, 2011, №12. - С.30-35.
8 Мачехин В.А. Налоговый кодекс и налоговое планирование. // Законодательство, 2011, №10. - С.45-50
9
Парыгина В.А. Понятие и функции налогообложения.
// Современное право, 2009, №10. - С.2-5.
Информация о работе Значение актов Конституционного суда Р.Ф. в регулировании налоговых отношений