Административная реформа на региональном и муниципальном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 14:13, реферат

Описание работы

В настоящий момент административная реформа является одной из основных задач Российского государства на краткосрочную и среднесрочную перспективу, поскольку дальнейшее развитие государственных институтов находится в неразрывной связи с совершенствованием государственного управления. Чтобы осуществлять преобразования в различных сферах общественной жизни, сама государственная власть должна быть логично и рационально устроена. Административная реформа должна привести к оптимизации административно-управленческих процессов, повышению качества оказания государственных услуг гражданам, снизить издержки взаимодействия с органами исполнительной власти. Повышение эффективности и результативности государственного управления, реализуемое через инструменты административной реформы, создает условия для успешного функционирования исполнительной власти страны.

Файлы: 1 файл

ГМУ 13.docx

— 45.02 Кб (Скачать файл)

Российское государство  обязано обеспечить соответствие собственной  системы управления современным  реалиям и извлечь уроки из мирового опыта. Вот почему Президент  РФ поставил реформу государственного управления в ряд основных приоритетов  страны на ближайшие годы.

Эффективная реализация административной реформы является одной из самых  актуальных задач в нашей стране. Известно, что при подготовке данной реформы отечественные эксперты и специалисты во многом ориентировались  на опыт США и Великобритании. Детальное  рассмотрение данного опыта в  формате нынешнего «круглого  стола» не представляется возможным. Поэтому, останавливаясь на анализе только основных этапов реализации административной реформы  в указанных двух государствах, постараемся  определить, насколько эта практика оказалась актуальной применительно  к российским реалиям.

Несмотря на то, что ход  административной реформы в Великобритании на протяжении последних трех десятилетий  был достаточно радикальным, в ее осуществлении можно отследить  несколько последовательных и логически  обоснованных тесной связью друг с  другом этапов. Первый из них включал  в себя введение принципов рыночной экономики в деятельность государственных  учреждений и был направлен не только на сокращение бюрократического аппарата, но и на превращение бюрократии в инициативную организацию, способную  контролировать общественное развитие. Следующим этапом стала приватизация государственного сектора, преследующая цель предоставления населению более  качественных услуг на основе подряда  по итогам конкурсного тендера, а  также снижения нагрузки на налогоплательщиков. Для проведения тендера использовались торги-конкурсы: уборка служебных помещений, охрана, вывоз мусора и др. В результате изменился сам характер деятельности государственных учреждений: отношения фирмы и департамента стали строиться на договорной основе.

Для повышения эффективности  государственного управления была принята  особая программа «Проверка эффективности», направленная на устранение дублирования работы подразделений, а также на сокращение затрат. На наш взгляд, аналогичную  программу было бы полезно предложить и в нашей стране, однако без  принятия соответствующего закона об ответственности государственных  служащих или хотя бы внесения ряда поправок в ныне действующие законы данная программа оказалась бы малоэффективной  или же неэффективной вовсе.

Следующий этап реформ - финансово-управленческая инициатива. Программа предусматривала децентрализацию государственного управления делегирование вниз ответственности за правильное использование бюджетных средств и создание специальных центров, где руководители отчитываются за произведенные расходы, что позволило отойти от традиционной формы централизованного бюрократического аппарата. Помимо этого также существовала и другая инициатива Министерства финансов, получившая название «Следующие шаги». Ее результатом стала формулировка новой задачи - создания принципиально иного способа управления государственной службой. Благодаря данной инициативе, получившей широкое распространение, была развернута сеть разнообразных исполнительных агентств: на 2005 год их было около 100, в них работали почти 400 тыс. служащих.

Исследователи отмечают, что  создание автономных агентств - отнюдь не британское изобретение, оно используется сегодня во всех странах с развитой рыночной экономикой. В современных  российских условиях, когда экономика  в значительной мере все еще ориентируется  на сырьевой сектор, инициация подобной программы, на наш взгляд, представляется преждевременной.

Одним из последних этапов реформы стало осуществление  программы «Хартия для граждан», способствовавшей трансформации отношений  между государственными агентствами  и населением по модели, аналогичной  отношениям фирмы и клиента.

Стратегия американских административных реформ предполагала три фазы реформирования. Первая из них обозначалась формулой «Работать лучше, стоить меньше», которая, с одной стороны, предполагала более  производительный труд, возложение персональной ответственности на официальных  лиц, ликвидацию убыточных предприятий, а с другой - использование освободившихся средств на более оправданные  нужды администрации. Центром сосредоточения усилий нового правительства стало  превращение граждан страны в клиентов и их нужд - в клиентские, а не в нужды бюрократии. Для этого была разработана специальная программа «Управление качеством», основанная на простой идее: узнайте, что нужно гражданам, и найдите способ предоставить им это. Возникшие проблемы должны решаться оперативно и качественно.

Вторая фаза реформ - передача значительной части государственной  власти местному правительству, расширение сферы приватизации. В этот период большое внимание уделялось повышению  квалификации высших слоев государственного аппарата.

Третья фаза имела название «Америка - самая лучшая во всем». В  этот период образовалось несколько  новых направлений реформирования:

- трансформирование наиболее  востребованных гражданами агентств  в более оперативные административные  структуры, гибко реагирующие  на запросы населения;

- развитие «превентивного»  менеджмента, направленного на  предотвращение административных  проблем;

- предоставление служащим  большей свободы действий в  выполнении своей работы при  одновременном усилении ответственности  за ее результаты;

- развитие информационного  обеспечения и сервиса;

- географический подход.

В ходе реформы были реализованы  и другие целевые программы, в  частности «Программа измерения  эффективности работы правительства». Уменьшение количества бюрократических  уровней и усиление системы контроля помогло государственной администрации  сконцентрироваться на работе и усилить  ответственность чиновников перед  гражданами.

Важной политической задачей  проведения административных реформ в  Великобритании и в США стало  укрепление доверия к государству  со стороны гражданского общества. Одним из эффективных путей ее решения является разработка и внедрение  в повседневную практику сетевой  интернет-технологии «электронного  правительства». Следует отметить, что в нашей стране реализуется  федеральная целевая программа  «Электронная Россия (2002-2010 годы)», направленная на решение аналогичной задачи. Однако на сегодняшний день только три субъекта федерации - Москва, Санкт-Петербург  и Республика Татарстан - имеют сетевые инфраструктуры, полностью отвечающие требованиям к реализации этой программы.

Административные реформы  в Великобритании и в США со всей очевидностью предполагали сокращение численности бюрократического аппарата и расходов по его содержанию. По итогам реформы в США общая  численность федеральных служащих уменьшилась более чем на 1/6, однако при этом критики обращают внимание на то, что численность департамента юстиции выросла на 22 % - в основном из-за найма новых аудиторов и  инспекторов. В ходе реформирования российских административно-управленческих структур на данную проблему следует  обратить особое внимание - по самым  мягким оценкам специалистов, с 1991 по 2001 год рост численности бюрократии составил 65 %.

Опыт прошедших этапов реформирования административных структур в Великобритании и США убедительно  показал, что никакие реорганизации  не меняют роли лидера в системе  управления. Именно лидеры демонстрируют  остальным членам организации преимущества новаций, помогают справиться коллективу со сложностями переходного периода, увлекают за собой колеблющихся и  убеждают разочаровавшихся. Более того, они отвечают за эффективное функционирование всех структур государственного управления в условиях размытых границ современных  правительств. В итоге была сделана  ставка на повышение роли лидеров  в управленческих структурах. Однако далеко не секрет, что в России отношение  к лидерству в государственных  структурах далеко неоднозначно: образованный человек, обладающий качествами лидера, представляет очевидную опасность  для малоквалифицированного начальника, становясь потенциальным кандидатом на «руководящее кресло». Одним из путей  решения данной проблемы могли бы стать кадровые агентства по трудоустройству  с жестким отбором претендентов и наличием испытательного срока  для кандидата на ту или иную должность. Подводя итог, следует особо подчеркнуть, что проблема профессиональной квалификации кадров, призванных реализовать административную реформу, является ключевой на всех уровнях  государственного управления.

административный реформа  мировой опыт россия

 

2 Современная административная  реформа в РФ

2.1 Цели и направления  современной административной реформы  в РФ

Проводимая в нашей  стране административная реформа направлена, прежде всего, на создание оптимальной  и эффективно действующей системы  государственного управления, которая  отвечала бы потребности решения  стоящих перед обществом неотложных социально-экономических задач, связанных  с повышением не только уровня, но и  качества жизни населения. Реформирование управления - это не только и не столько  изменение структуры и штатов органов исполнительной власти, сколько  пересмотр их полномочий, совершенствование  механизмов реализации этих полномочий и функций. Несомненно, что в данном отношении особая роль отводится  четкой регламентации всех административных процедур, позволяющей повысить прозрачность и эффективность работы органов  власти, сделать ее максимально удобной  как для бизнеса, так и для  граждан.

Объектом административной реформы стали федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственные организации при  органах исполнительной власти, а  также иные системы управления, обладающие государственно-властными полномочиями. Предлагается осветить основные направления  проведения данной реформы и продолжить поиск оптимального пути дальнейшего  ее осуществления в интересах  всего общества:

-комплексный характер, учитывающий  сложность и взаимосвязанность  различных уровней управления;

-передача управленческих  функций децентрализованным учреждениям,  работающим на правах агента, оказывающего публичные услуги;

- перераспределение управленческих  функций с учетом необходимости  выделения уровня стратегического  руководства областью или сферой  управления

Обобщая опыт, можно выстроить  следующую схему проведения административной реформы:

1) в обществе формируются  общепризнанные (чаще всего продуцированные  «сверху») представления о целях  и «конечных» результатах деятельности  государства, а также о том,  как с ними соотносятся полномочия высших властных органов и «промежуточные» результаты отдельных подразделений исполнительной власти;

2) ее высшие органы  переуступают часть своих полномочий («промежуточных» целей, результатов)  автономизированным агентствам;

3) агентства получают  бюджетные средства в зависимости  от результативности исполнения  переданных полномочий, переводимых  ими в конкретные услуги гражданам  и бизнесу;

4) результативность деятельности  каждого органа исполнительной  власти определяется на основе  установленных стандартов каждой  услуги при условии четкого  сопряжения качества услуг и  конечных целей правительства;

5) все госслужащие в  составе указанных агентств становятся  «аналогами» работников отдельных  фирм, продукцией которых являются  стандартизированные государственные  услуги, причем благополучие этих  служащих связывается исключительно  с результативностью деятельности  «фирм-агентств».

Основные задачи административной реформы определены в Послании Президента Российской Федерации:

- повышение эффективности  государственного управления;

- строгое соблюдение государственными  служащими законности;

- предоставление качественных  публичных услуг населению;

- обеспечение права граждан  на объективную информацию.

Условиями модернизации государственного управления являются:

- совершенствование структурно-институциональной  организации государственного управления,

- повышение качества кадрового  состава государственных органов,

- минимизация затрат в  оптимальном соотношении с объективными  потребностями развития

- модернизация человеческого  ресурса.

Нормативными документами  определены следующие направления  административной реформы в РФ:

1) совершенствование структурно-институциональной  организации системы государственного  управления;

2) внедрение гибко-модульных  систем менеджмента, маркетинга  и мониторинга, связанных с  проведением социальных мероприятий  политического, административного,  экономического, правового характера;

3) внедрение механизма  взаимодействия государственных  органов с партиями и иными  общественными организациями, средствами  массовой информации, другими институтами  гражданского общества, включая  создание в собственной структуре  служб по связям с общественностью;

4) совершенствование информационно-коммуникационных  систем, обеспечивающих выполнение  управленческих функций;

5) оптимизация организационно-структурных  механизмов рационализации государственного  аппарата;

6) наращивание кадрового  потенциала.

2.2 Нормативно-правовое обеспечение  и этапы административной реформы

Федеральные законы № 95 (от 4 июля 2003 г.) и № 131 (от 6 октября 2003 г.) закрепили подходы к разграничению  полномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти, а  также органов местного самоуправления, Федеральный закон № 122 (от 22 августа 2004 г.) привнес разграничение полномочий в отраслевое законодательство. Многие полномочия, равно как и соответствующие  немалые части бюджетных доходов, собственности, прав распоряжения природными ресурсами и т.д., перешли к  федеральному центру.

Информация о работе Административная реформа на региональном и муниципальном уровне