Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 14:13, реферат
В настоящий момент административная реформа является одной из основных задач Российского государства на краткосрочную и среднесрочную перспективу, поскольку дальнейшее развитие государственных институтов находится в неразрывной связи с совершенствованием государственного управления. Чтобы осуществлять преобразования в различных сферах общественной жизни, сама государственная власть должна быть логично и рационально устроена. Административная реформа должна привести к оптимизации административно-управленческих процессов, повышению качества оказания государственных услуг гражданам, снизить издержки взаимодействия с органами исполнительной власти. Повышение эффективности и результативности государственного управления, реализуемое через инструменты административной реформы, создает условия для успешного функционирования исполнительной власти страны.
Российское государство обязано обеспечить соответствие собственной системы управления современным реалиям и извлечь уроки из мирового опыта. Вот почему Президент РФ поставил реформу государственного управления в ряд основных приоритетов страны на ближайшие годы.
Эффективная реализация административной реформы является одной из самых актуальных задач в нашей стране. Известно, что при подготовке данной реформы отечественные эксперты и специалисты во многом ориентировались на опыт США и Великобритании. Детальное рассмотрение данного опыта в формате нынешнего «круглого стола» не представляется возможным. Поэтому, останавливаясь на анализе только основных этапов реализации административной реформы в указанных двух государствах, постараемся определить, насколько эта практика оказалась актуальной применительно к российским реалиям.
Несмотря на то, что ход административной реформы в Великобритании на протяжении последних трех десятилетий был достаточно радикальным, в ее осуществлении можно отследить несколько последовательных и логически обоснованных тесной связью друг с другом этапов. Первый из них включал в себя введение принципов рыночной экономики в деятельность государственных учреждений и был направлен не только на сокращение бюрократического аппарата, но и на превращение бюрократии в инициативную организацию, способную контролировать общественное развитие. Следующим этапом стала приватизация государственного сектора, преследующая цель предоставления населению более качественных услуг на основе подряда по итогам конкурсного тендера, а также снижения нагрузки на налогоплательщиков. Для проведения тендера использовались торги-конкурсы: уборка служебных помещений, охрана, вывоз мусора и др. В результате изменился сам характер деятельности государственных учреждений: отношения фирмы и департамента стали строиться на договорной основе.
Для повышения эффективности
государственного управления была принята
особая программа «Проверка
Следующий этап реформ - финансово-управленческая инициатива. Программа предусматривала децентрализацию государственного управления делегирование вниз ответственности за правильное использование бюджетных средств и создание специальных центров, где руководители отчитываются за произведенные расходы, что позволило отойти от традиционной формы централизованного бюрократического аппарата. Помимо этого также существовала и другая инициатива Министерства финансов, получившая название «Следующие шаги». Ее результатом стала формулировка новой задачи - создания принципиально иного способа управления государственной службой. Благодаря данной инициативе, получившей широкое распространение, была развернута сеть разнообразных исполнительных агентств: на 2005 год их было около 100, в них работали почти 400 тыс. служащих.
Исследователи отмечают, что создание автономных агентств - отнюдь не британское изобретение, оно используется сегодня во всех странах с развитой рыночной экономикой. В современных российских условиях, когда экономика в значительной мере все еще ориентируется на сырьевой сектор, инициация подобной программы, на наш взгляд, представляется преждевременной.
Одним из последних этапов
реформы стало осуществление
программы «Хартия для граждан»
Стратегия американских административных реформ предполагала три фазы реформирования. Первая из них обозначалась формулой «Работать лучше, стоить меньше», которая, с одной стороны, предполагала более производительный труд, возложение персональной ответственности на официальных лиц, ликвидацию убыточных предприятий, а с другой - использование освободившихся средств на более оправданные нужды администрации. Центром сосредоточения усилий нового правительства стало превращение граждан страны в клиентов и их нужд - в клиентские, а не в нужды бюрократии. Для этого была разработана специальная программа «Управление качеством», основанная на простой идее: узнайте, что нужно гражданам, и найдите способ предоставить им это. Возникшие проблемы должны решаться оперативно и качественно.
Вторая фаза реформ - передача значительной части государственной власти местному правительству, расширение сферы приватизации. В этот период большое внимание уделялось повышению квалификации высших слоев государственного аппарата.
Третья фаза имела название
«Америка - самая лучшая во всем». В
этот период образовалось несколько
новых направлений
- трансформирование наиболее
востребованных гражданами
- развитие «превентивного»
менеджмента, направленного на
предотвращение
- предоставление служащим
большей свободы действий в
выполнении своей работы при
одновременном усилении
- развитие информационного обеспечения и сервиса;
- географический подход.
В ходе реформы были реализованы
и другие целевые программы, в
частности «Программа измерения
эффективности работы правительства».
Уменьшение количества бюрократических
уровней и усиление системы контроля
помогло государственной
Важной политической задачей проведения административных реформ в Великобритании и в США стало укрепление доверия к государству со стороны гражданского общества. Одним из эффективных путей ее решения является разработка и внедрение в повседневную практику сетевой интернет-технологии «электронного правительства». Следует отметить, что в нашей стране реализуется федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», направленная на решение аналогичной задачи. Однако на сегодняшний день только три субъекта федерации - Москва, Санкт-Петербург и Республика Татарстан - имеют сетевые инфраструктуры, полностью отвечающие требованиям к реализации этой программы.
Административные реформы
в Великобритании и в США со
всей очевидностью предполагали сокращение
численности бюрократического аппарата
и расходов по его содержанию. По
итогам реформы в США общая
численность федеральных
Опыт прошедших этапов
реформирования административных структур
в Великобритании и США убедительно
показал, что никакие реорганизации
не меняют роли лидера в системе
управления. Именно лидеры демонстрируют
остальным членам организации преимущества
новаций, помогают справиться коллективу
со сложностями переходного
административный реформа мировой опыт россия
2 Современная административная реформа в РФ
2.1 Цели и направления
современной административной
Проводимая в нашей
стране административная реформа направлена,
прежде всего, на создание оптимальной
и эффективно действующей системы
государственного управления, которая
отвечала бы потребности решения
стоящих перед обществом
Объектом административной
реформы стали федеральные
-комплексный характер, учитывающий сложность и взаимосвязанность различных уровней управления;
-передача управленческих
функций децентрализованным
- перераспределение
Обобщая опыт, можно выстроить следующую схему проведения административной реформы:
1) в обществе формируются
общепризнанные (чаще всего продуцированные
«сверху») представления о целях
и «конечных» результатах
2) ее высшие органы
переуступают часть своих
3) агентства получают
бюджетные средства в
4) результативность деятельности
каждого органа исполнительной
власти определяется на основе
установленных стандартов
5) все госслужащие в
составе указанных агентств
Основные задачи административной реформы определены в Послании Президента Российской Федерации:
- повышение эффективности государственного управления;
- строгое соблюдение
- предоставление качественных публичных услуг населению;
- обеспечение права граждан на объективную информацию.
Условиями модернизации государственного управления являются:
- совершенствование структурно-
- повышение качества кадрового
состава государственных
- минимизация затрат в
оптимальном соотношении с
- модернизация человеческого ресурса.
Нормативными документами определены следующие направления административной реформы в РФ:
1) совершенствование структурно-
2) внедрение гибко-модульных
систем менеджмента,
3) внедрение механизма
взаимодействия
4) совершенствование
5) оптимизация организационно-
6) наращивание кадрового потенциала.
2.2 Нормативно-правовое
Федеральные законы № 95 (от
4 июля 2003 г.) и № 131 (от 6 октября 2003 г.)
закрепили подходы к
Информация о работе Административная реформа на региональном и муниципальном уровне