Бесплатное приобретение прав на земельные участки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 03:32, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ законодательства Российской Федерации и субъектов Федерации о бесплатном предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также из земель, находящихся в частной собственности. Вопросы, связанные с бесплатным приобретением прав на земельные участки государственными и муниципальными учреждениями, государственными и муниципальными предприятиями нами не рассматриваются.

Содержание работы

Введение.
1. Условия бесплатного приобретения гражданами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
- Основания бесплатного приобретения гражданами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
- Граждане, имеющие право на бесплатное приобретение земельных участков в собственность.
- Органы, осуществляющие предоставление земельных участков.
- Порядок предоставления земельных участков.
- Предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно.
- Предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно.
2. Условия бесплатного приобретения прав на земельные участки, находящиеся в частной собственности.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Бесплатное приобретение прав на земельные участки.doc

— 258.00 Кб (Скачать файл)

- условия предоставления  земельных участков в собственность  (бесплатно)*(22);

- обоснование  размеров предоставляемых земельных  участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);

- предполагаемое  местоположение земельных участков.

Перечень сведений, которые должны быть указаны в  таком заявлении, сформулирован  в п. 1 ст. 12 закона о КФХ исчерпывающим образом. Поэтому органы, в которые подаются заявления, не вправе требовать указания каких-либо дополнительных сведений, помимо перечисленных в п. 1 ст. 12 закона о КФХ.

По общему правилу, установленному п. 2 ст. 12 закона о КФХ к заявлению о предоставлении земельного участка должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со ст. 4. Исключение из этого правила предусмотрено п. 1 ст. 4 закона о КФХ: заключение соглашения не требуется в случае, когда фермерское хозяйство создано одним лицом.

На основании  заявления гражданина о предоставлении земельного участка орган местного самоуправления или по его поручению  соответствующая землеустроительная организация в течение месяца обеспечивает изготовление проекта  границ земельного участка и утверждает его (п. 3 ст. 12 закона о КФХ). Течение месячного срока для исполнения названных обязанностей начинается со дня, следующего за днем подачи в соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления о предоставлении земельного участка (ст. 191 ГК РФ).

Далее, исполнительный орган государственной власти или  орган местного самоуправления в  течение четырнадцати дней принимает  решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно с приложением проекта его границ (п. 4 ст. 12). Днем начала течения 14-дневного срока следует считать день, следующий за днем утверждения органом местного самоуправления проекта границ испрашиваемого земельного участка (см. п. 3 ст. 12 закона о КФХ, ст. 191 ГК РФ). Решение названного органа об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено заявителем в судебном порядке.

Решение исполнительного  органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка является юридическим основанием для проведения государственной регистрации права собственности гражданина на соответствующий земельный участок.

Предельные  размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно

 

Порядок определения  норм предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно  установлен ЗК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 33 ЗК РФ максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, устанавливаются:

а) федеральными законами - из земель, находящихся в федеральной собственности;

б) законами субъектов  РФ - из земель, находящихся в собственности  субъектов РФ;

в) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления - из земель, находящихся  в собственности муниципальных образований.

Для иных целей  предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном  порядке нормами отвода земель для  конкретных видов деятельности*(23); правилами землепользования и застройки; землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (п. 3 ст. 33 ЗК РФ).

Размер земельного участка, который может быть предоставлен гражданину в собственность бесплатно, определяется в соответствии с законодательством  РФ и субъектов РФ и напрямую зависит  от цели использования соответствующего участка. Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены, в частности, для создания крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществления его деятельности; ведения личного подсобного хозяйства; садоводства; огородничества; животноводства; индивидуального жилищного строительства; дачного строительства; иных целей, не запрещенных законодательством.

Крестьянское (фермерское) хозяйство - объединение граждан, связанных  родством и (или) свойством, имеющих  в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут быть определены собственно размеры земельных участков либо установлен порядок их определения.

Например, согласно ст. 3 Закона Калужской области от 11.07.2003 г. "О нормах предоставления земельных участков" максимальный размер земельного участка, предоставляемого в собственность граждан бесплатно для ведения фермерского хозяйства составляет 1 га*(24). В соответствии с решением Ульяновской Городской Думы от 30.04.2002 г. N 77 "О нормах предоставления земельных участков в собственность граждан на территории г. Ульяновска"*(25) гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства могут быть предоставлены в собственности бесплатно земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности г. Ульяновска, в размере 250 м2.

В Кемеровской  области максимальные размеры земельных  участков, бесплатно предоставляемых в собственность граждан из земель, находящихся в собственности Кемеровской области, определяются в соответствии с приложением к Закону Кемеровской области "О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области" в зависимости от района, в котором расположен земельный участок: Беловский - 10,2 га; Гурьевский - 9,8 га; Ижморский - 12,3 га; Кемеровский - 4,0 га; Крапивинский - 11,0 га; Ленинск-Кузнецкий - 11,0 г; Мариинский - 10,5 га; Новокузнецкий - 8,4 га; Прокопьевский - 7,8 га; Промышленновский - 11,2 га; Тисульский - 10,0 га; Топкинский - 11,6 га; Тяжинский - 16,4 га; Чебулинский - 12,3 га; Юргинский - 8,8 га; Яйский - 11,5 га; Яшкинский - 7,7 га. Таким образом, максимальный размер земельного участка, предоставляемого бесплатно в Кемеровской области, колеблется от 4,0 га до 16,4 га.

Законы некоторых  субъектов Российской Федерации  содержат лишь критерии определения  максимальных размеров земельных участков, предоставляемых в собственность  граждан бесплатно. Так, Законом  Республики Бурятия от 04.01.2003 г. N 178-III "Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйстива, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства"*(26) установлено, что максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, не должны превышать установленных среднерайонных норм бесплатной передачи земель сельскохозяйственного назначения (ст. 3). В соответствии с Законом Приморского края от 30.04.2003 г. N 53-КЗ земельные участки, находящиеся в государственной собственности Приморского края, предоставляются гражданам в собственность бесплатно для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства также в пределах среднерайонной нормы*(27).

Личное подсобное  хозяйство - форма непредпринимательской  деятельности по производству и переработке  сельскохозяйственной продукции, осуществляемая единолично гражданином или гражданином  совместно с членами его семьи, в целях удовлетворения личных потребностей.

Право на ведение  личного подсобного хозяйства возникает  с момента государственной регистрации  прав на земельный участок, предоставленный  или приобретенный гражданином  для этих целей.

Право на приобретение земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства имеют в первую очередь граждане, зарегистрированные по месту постоянного проживания в сельских поселениях. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков (ст. 3 ФЗ от 07.07.2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (далее - закон о ЛПХ)*(28).

Для ведения  личного подсобного хозяйства могут быть предоставлены земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок) (ст. 4 закона о ЛПХ). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Полевой земельный участок может быть использован исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. В связи с этим, становится очевидным, что при предоставлении приусадебного земельного участка должен применяться порядок, предусмотренный ст. 30-32 ЗК РФ о предоставлении земельных участков для строительства. Цели использования полевого земельного участка подпадает под категорию "не связанных со строительством", а потому его предоставление должно осуществляться в соответствии со ст. 34 ЗК РФ.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных  участков, предоставляемых гражданам  в собственность из находящихся  в государственной или муниципальной  собственности земель для ведения  личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предельные размеры земельных участков предоставляемых для личного подсобного хозяйства бесплатно, устанавливаются в зависимости от того, в чьей собственности находится соответствующий участок - федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Например, в соответствии с п. 1 ст. 6 Закона Кемеровской области "О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области" для ведения личного подсобного хозяйства могут быть предоставлены бесплатно в собственность граждан земельные участки размером 0,20 га. Решением Совета депутатов МО "Город Новодвинск" от 31.01.2002 N 123 "О размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность"*(29) установлен максимальный размер земельного участка предоставляемого в собственность граждан бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства - 500 м2.

Согласно п. 5 ст. 4 закона о ЛПХ максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Часть земельных участков, площадь которых превышает указанный максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.

Садоводство - форма  непредпринимательской деятельности по выращиванию плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, осуществляемая на земельном участке, предоставленном гражданину или приобретенном им для ведения садоводства и отдыха. Садовый земельный участок предоставляется гражданину с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания, хозяйственных строений, сооружений*(30).

Огородничество - форма непредпринимательской деятельности по выращиванию ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, осуществляемая на земельном участке, предоставленном гражданину или приобретенном им для ведения огородничества. Огородный земельный участок может быть предоставлен гражданину с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории.

Дачное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности, осуществляемая на земельном участке, предоставленном гражданину или приобретенном им для отдыха. Дачный земельный участок может быть предоставлен гражданину на следующих условиях:

- с правом  возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля;

- с правом  возведения жилого дома с правом  регистрации проживания в нем  и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля.

Как видим, использование  дачного земельного участка во всех случаях предполагает осуществление  строительства. Случаи, когда в предоставлении земельного участка для строительства может быть отказано, строго ограничены законом. Так, согласно п. 4 ст. 28 ЗК РФ в предоставлении земельного участка может быть отказано в случаях: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков (п. 6 ст. 95, п. 12 ст. 85 ЗК РФ); резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Отказ в предоставлении земельного участка в собственность для строительства по иным мотивам не допускается (п. 4 ст. 28 ЗК РФ).

В соответствии с п. 9 ст. 30 ЗК РФ решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд. Проверяя законность и обоснованность отказа исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка, суд выясняет: а) имеются ли условия, при наличии которых гражданин или юридическое лицо могут претендовать на предоставление участка; б) местоположение и размер земельного участка; в) пригодность земельного участка, по поводу которого возник спор, для использования в целях, указанных заявителем; г) реальную возможность предоставления гражданину или юридическому лицу именно этого участка. В случае признания недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления (п. 10 ст. 30 ЗК РФ).

Информация о работе Бесплатное приобретение прав на земельные участки