Договор транспортной экспедиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 23:14, курсовая работа

Описание работы

Сформировавшаяся в настоящее время система транспортных договоров довольно разветвлена и включает в себя как основные, так и смежные виды договоров.
К основным договорам относятся:
- договор перевозки груза;
- договор перевозки пассажира и багажа;
- договор фрахтования (чартер).

Содержание работы

Введение…………………………………………………….……………………..3
1. Понятие договора транспортной экспедиции………………………………...5
2. Субъекты договора транспортной экспедиции: их права и обязанности…11
3. Порядок заключения и существенные условия договора транспортной экспедиции……………………………………………………………………….15
4. Ответственность по договору транспортной экспедиции………………….20
Заключение……………………………………………….………………………25
Список использованной литературы…………………………………………...27

Файлы: 1 файл

Курсач - договор транспортной экспедиции.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

    Содержание

 

Введение…………………………………………………….……………………..3

1. Понятие договора транспортной экспедиции………………………………...5

2. Субъекты договора транспортной экспедиции: их права и обязанности…11

3. Порядок заключения и существенные условия договора транспортной экспедиции……………………………………………………………………….15

4. Ответственность по договору транспортной экспедиции………………….20

Заключение……………………………………………….………………………25

Список использованной литературы…………………………………………...27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Введение

 

Сформировавшаяся в настоящее время система транспортных договоров довольно разветвлена и включает в себя как основные, так и смежные виды договоров.

К основным договорам относятся:

- договор перевозки груза;

- договор перевозки пассажира  и багажа;

- договор фрахтования (чартер).

Все эти договоры являются разновидностями договора перевозки.

Смежными же обычно считают  следующие договоры:

- договор об организации  перевозок;

- договор транспортной  экспедиции;

- договор транспортного  агентирования и т.п.

В соответствии с законодательством большинства стран мира к транспортно-экспедиционным услугам относится выполнение или организация выполнения всех услуг, так или иначе связанных с перевозкой груза.

Отличительной особенностью транспортно-экспедиционной деятельности является ее субъектный состав, а именно то, что потребитель транспортной услуги - это грузовладелец.

Все договоры, заключаемые  экспедитором при осуществлении  транспортно-экспедиционной деятельности, делятся на две большие группы:

1) договоры, заключаемые  с клиентом (договоры транспортной экспедиции);

2) договоры, заключаемые  с исполнителем той или иной  экспедиторской услуги (договоры  перевозки, хранения, страхования  и т.п.).

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение транспортно-экспедиционных услуг, определенных договором.

Цель настоящей  работы – раскрыть особенности договора транспортной экспедиции.

Исходя из поставленной цели, решаются следующие задачи дать понятие договора транспортной экспедиции; рассмотреть субъектов договора транспортной экспедиции: их права и обязанности; определить порядок заключения и существенные условия договора транспортной экспедиции; выделить ответственность по договору транспортной экспедиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          1. Понятие договора транспортной экспедиции

 

На данный момент в рамках Организации Объединенных Наций  приняты две конвенции, которые  непосредственно регламентируют порядок оказания некоторых услуг, относящихся к транспортно-экспедиционным. Это Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов 1980 г. и Конвенция ООН об ответственности операторов транспортных терминалов в международной торговле 1991 г. Однако ни одна из указанных конвенций до настоящего времени не набрала достаточного числа ратификаций и, следовательно, как международный договор в силу не вступила. Кроме того, необходимо отметить, что указанные конвенции Республикой Беларусь только подписаны, но не ратифицированы. С учетом вышесказанного обе конвенции в практике белорусских экспедиторов могут применяться только в том случае, когда договор транспортной экспедиции прямо предусматривает их применение.

Таким образом, можно сделать  вывод, что в настоящее время транспортно - экспедиционная деятельность регулируется только национальными источниками.

Основными национальными  источниками правового регулирования  являются:

1. Гражданский кодекс (ст.742 и глава 41);

2. Закон от 05.05.1998 № 140-З  «Об основах транспортной деятельности»;

3. Закон от 13.06.2006 № 124-З  «О транспортно-экспедиционной деятельности»;

4. Правила транспортно-экспедиционной  деятельности, утвержденные постановлением  Совета Министров РБ от 30.12.2006 № 1766.[1 c. 255]

Некоторые нормы, регулирующие договоры транспортной экспедиции, содержатся в отраслевом транспортном законодательстве (автомобильном, железнодорожном и т.п.).

Договор транспортной экспедиции - это договор, в соответствии с  которым одна сторона (экспедитор) обязуется  за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг (комплекса либо отдельной), связанных с перевозкой груза.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что предметом  договора транспортной экспедиции являются отношения по оказанию любых связанных с перевозкой услуг, за исключением самих перевозочных услуг.

В связи с  этим хотелось бы обратить внимание на следующую довольно часто возникающую  у сторон ошибку в квалификации их отношений. Нередко стороны заключают договор транспортной экспедиции в том случае, когда экспедитор планирует осуществлять перевозки собственным транспортом (транспортом, принадлежащим экспедитору на праве собственности или на иных законных основаниях). Несмотря на то, что законодательством право осуществления перевозок предоставлено экспедитору, отношения, которые в этом случае возникают, будут квалифицироваться не как отношения, вытекающие из транспортной экспедиции, а как отношения, вытекающие из перевозки.

Соответственно и заключенный между сторонами договор будет квалифицирован:

- если перевозки выполняются  как собственным, так и привлеченным  транспортом, по перевозкам собственным  транспортом - как договор об  организации перевозок, по перевозкам  с использованием привлеченного транспорта - как договор транспортной экспедиции;

- если перевозки выполняются  исключительно собственным транспортом, - как договор об организации  перевозок;

- если перевозки выполняются  исключительно собственным транспортом,  но помимо перевозок оказываются какие-либо связанные с перевозкой услуги (выполнение погрузочно-разгрузочных операций, сюрвейерский контроль, получение необходимых лицензий и разрешений и т.п.), - как смешанный договор (ст. 391 Гражданского кодекса), включающий положения как договора транспортной экспедиции, так и договора об организации перевозок.[3 c. 499]

Понимание данного нюанса очень важно для осуществления  прав и исполнения обязанностей, поскольку  правовая природа поименованных  договоров весьма различна. В качестве примера можно указать на различные сроки исковой давности.

Также хотелось бы обратить внимание на неоднозначную норму  Закона от 13.06.2006 № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности». Так, согласно ст. 23 данного Закона экспедитор имеет право «осуществлять перевозку груза собственным транспортом. В этом случае экспедитор заключает с клиентом договор транспортной экспедиции и договор перевозки груза». Гражданским кодексом установлено, что договором перевозки являются накладная или коносамент, а сторонами этого договора выступают отправитель и получатель. Таким образом, складывается следующая ситуация: если клиент по договору транспортной экспедиции не является отправителем груза, то помимо накладной или коносамента от реального отправителя экспедитор обязан оформлять еще одну накладную или коносамент, в которых клиент должен быть указан в качестве отправителя.[5]

Договор транспортной экспедиции заключается исключительно в  письменной форме.

Экспедитор может заключать  с клиентом договоры двух типов: первый - когда в отношениях с третьими лицами, участвующими в выполнении транспортно-экспедиционных услуг, экспедитор выступает от своего имени (самостоятельно действующее лицо, договорной перевозчик, принципал и т.п.), и второй - когда экспедитор в отношениях с третьими лицами выступает от имени клиента (агент-экспедитор, представитель, поверенный и т.п.).

Основное отличие состоит  в том, что своими действиями по отношению  к третьим лицам в первом случае экспедитор создает права и обязанности  для себя, а во втором случае - для клиента. Соответственно, если при выполнении договора возникают какие-либо спорные моменты (например, утрата груза), в первом случае экспедитор обязан возместить ущерб клиенту и имеет право взыскать убытки с непосредственного исполнителя, а во втором случае все спорные вопросы клиент будет решать с непосредственным исполнителем, а экспедитор может либо оказывать ему содействие, либо выступать в качестве его представителя. Причем в соответствии со ст.18 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности, если договором не установлено иное, считается, что экспедитор принял на себя обязательство действовать от своего имени.[8 c. 336]

Кроме того, согласно ст.16 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности и п.4 Правил договор транспортной экспедиции может быть разовым или долгосрочным. Разовый договор транспортной экспедиции может заключаться в виде поручения на экспедирование по форме, установленной в приложении 1 к Правилам, или (при организации международных перевозок) в форме транспортно-экспедиционных документов (экспедиторская накладная, экспедиторский коносамент и иные), рекомендованных международными организациями в области транспортно-экспедиционной деятельности (ст.19 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности и п.8 Правил).[14]

Существенными условиями  договора транспортной экспедиции являются:

- наименование сторон;

- наименование груза или  способ его определения;

- перечень работ и услуг,  которые выполняет экспедитор, либо  способ его определения;

- стоимость транспортно-экспедиционных услуг (вознаграждение экспедитора) или способ ее определения.

По согласованию сторон договор  транспортной экспедиции может содержать  дополнительные условия. С нашей  точки зрения, целесообразно включать в договор следующие условия:

- порядок оплаты услуг экспедитора;

- статус экспедитора (экспедитор-агент  или договорный перевозчик);

- ответственность сторон;

- перечень обстоятельств  непреодолимой силы и порядок  подтверждения их наличия;

- арбитражное соглашение;

- применимое право.

За исключением случаев, когда подготовка груза к перевозке входит в перечень согласованных договором транспортной экспедиции услуг, клиент обязан заблаговременно, до передачи экспедитору или его представителю, обеспечить подготовку груза к перевозке в соответствии с установленными требованиями.

Порядок подготовки и предъявления к перевозке различных видов  грузов устанавливается правилами, действующими на соответствующем виде транспорта.

Экспедитор принимает  и выдает грузы по внешним признакам (количество, вид и состояние упаковки), сопроводительным документам и не несет ответственность за содержание мест или единиц отгрузки.

Экспедитор не обязан принимать  на себя обязательства, связанные с  подтверждением содержания, веса, стоимости  груза и особого интереса в  доставке.

Принятием груза экспедитором в свое ведение считается непосредственное получение груза экспедитором или  его представителем, а в случае, если договор транспортной экспедиции предусматривает организацию перевозки  груза, также принятие груза перевозчиком в пункте отправления, согласованном в договоре транспортной экспедиции. Доказательством принятия груза в ведение экспедитора является транспортный документ, выданный экспедитором. При организации перевозки груза доказательством его принятия в ведение экспедитора также может являться транспортный документ, выданный перевозчиком в пункте отправления, определенном в договоре транспортной экспедиции.[10 c. 496]

В случае, когда экспедитор выступает в качестве самостоятельно действующего лица, после принятия груза в свое ведение он обязан по требованию клиента выдать транспортный документ (экспедиторский коносамент, транспортно-экспедиционную накладную и т.д.).

Обычно таможенное оформление груза производится или обеспечивается клиентом. Если это прямо предусмотрено договором транспортной экспедиции, таможенное оформление может производиться или обеспечиваться экспедитором.

Экспедитор или его  представитель выдает груз в пункте назначения получателю. Выдача груза  грузополучателю производится по числу  грузовых мест и (или) массе в том же порядке, в каком груз был принят от грузоотправителя.

Если грузополучатель  отказывается от приема груза, последний  считается выданным ему в момент предоставления груза в распоряжение грузополучателя в соответствии с договором транспортной экспедиции либо законом, применимым в месте выдачи груза.

Информация о работе Договор транспортной экспедиции