Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 23:14, курсовая работа
Сформировавшаяся в настоящее время система транспортных договоров довольно разветвлена и включает в себя как основные, так и смежные виды договоров.
К основным договорам относятся:
- договор перевозки груза;
- договор перевозки пассажира и багажа;
- договор фрахтования (чартер).
Введение…………………………………………………….……………………..3
1. Понятие договора транспортной экспедиции………………………………...5
2. Субъекты договора транспортной экспедиции: их права и обязанности…11
3. Порядок заключения и существенные условия договора транспортной экспедиции……………………………………………………………………….15
4. Ответственность по договору транспортной экспедиции………………….20
Заключение……………………………………………….………………………25
Список использованной литературы…………………………………………...27
Дело в том, что ст. 755 ГК, раскрывающая содержание договора транспортной экспедиции, не называя существенных условий данного вида договора, отсылает к конкретному договору транспортной экспедиции, где стороны могут предусмотреть конкретные условия (обязанности, услуги) и согласятся назвать их существенными.
В ст. 16 Закона не только дается определение договора транспортной экспедиции, но и называются некоторые существенные его условия: «Договор транспортной экспедиции должен содержать конкретный перечень транспортно-экспедиционных услуг, которые обязуется оказать экспедитор…».
Например, хозяйственный суд Брестской области при рассмотрении иска предприятия «А» к предприятию «Б» о взыскании экспедиторской задолженности в качестве обоснования положительного решения указал на тот факт, что заявка ответчика содержит все существенные для договора транспортной экспедиции условия, а представленная истцом СМR-накладная подтверждает, что перевозка была осуществлена в соответствии с заявкой (об этом свидетельствует совпадение указанных в заявке и СМR-накладной маршрута перевозки, даты погрузки, наименования и веса груза, номерных знаков использовавшегося для перевозки транспортного средства).[12 c. 34]
По другому делу, рассмотренному
Международным арбитражным
4. Ответственность сторон по договору транспортной экспедиции
Обычно, если договор транспортной экспедиции содержит обязательство экспедитора организовать перевозку груза и перевозка осуществляется одним видом транспорта либо перевозка осуществляется несколькими видами транспорта и установлено, на каком из них имели место обстоятельства, явившиеся причиной убытков, к ответственности экспедитора и клиента применяются положения соответствующего международного договора или национального законодательства, регулирующего отношения на данном виде транспорта.
Если иное не предусмотрено
договором транспортной экспедиции,
клиент возмещает экспедитору ущерб,
вызванный неточностью или
Кроме вышеназванных случаев клиент отвечает за любой ущерб, причиненный экспедитору, если такой ущерб был причинен по вине клиента, его служащих или агентов, действовавших в пределах предоставленных им полномочий.
За убытки, вызванные неточностью или недостаточностью данных об общем характере груза, его марках, числе мест или предметов, весе или количестве, а в соответствующих случаях - данных об опасном или особом характере груза, клиент отвечает в размере таких убытков.
За задержку оплаты расходов и вознаграждения экспедитора помимо возмещения убытков клиент выплачивает ему пеню в размере, установленном соглашением сторон.
Согласно главе 6 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности экспедитор несет ответственность:
- за сохранность груза в процессе транспортировки;
- за нарушение срока
исполнения обязательств по
В отличие от ответственности за нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции ответственность за сохранность груза наступает только в том случае, когда экспедитор принял груз в свое ведение (ст. 27 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности). Причем доказательствами принятия груза в ведение экспедитора являются либо отметка в товарных (товарно-транспортных) документах, либо выдача экспедитором расписки по форме согласно приложению 2 к Правилам. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на следующие обстоятельства.
Во-первых, нормативными правовыми актами о порядке оформления товарно-транспортных документов (в частности, CMR-накладной или ТТН-1) не предусмотрено внесение каких-либо отметок о принятии груза в ведение экспедитора, в связи с чем целесообразным видится внесение изменений в соответствующие нормативные акты.
Во-вторых, из перечня доказательств принятия груза в ведение экспедитора по какой-то причине исключены так называемые экспедиторские документы (экспедиторский коносамент, экспедиторская накладная и т.п.).
Кроме того, в главе 6 Закона
о транспортно-экспедиционной деятельности
предпринята попытка привести определение
размера ответственности
Согласно ст. 27 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности ущерб, причиненный несохранностью груза, возмещается экспедитором в следующих размерах:
- за утрату или недостачу груза - в размере стоимости утраченного или недостающего груза;
- за повреждение (порчу)
груза - в размере суммы, на
которую понизилась стоимость
груза, а при невозможности
восстановления поврежденного
- за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, - в размере объявленной ценности груза или части объявленной ценности, пропорциональной утраченной (недостающей) части груза, но не выше его реальной стоимости.
При оказании транспортно-экспедиционных услуг, связанных с международными перевозками грузов, ответственность экспедитора за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза определяется в соответствии с ГК, ст. 27 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности и международными договорами Республики Беларусь.[11 c. 68]
Плюсом данной нормы является то, что в отношении экспедитора наконец-то введен институт ограничения ответственности за несохранную перевозку груза. Однако формулировки данной статьи не соответствуют международной практике. В подавляющем большинстве стран закрепление получила так называемая смешанная система ограничения ответственности экспедитора. Суть такой ответственности заключается в том, что если экспедитор организует прямую перевозку (то есть перевозку одним видом транспорта) или смешанную перевозку и установлено, на каком виде транспорта были допущены повреждение или утрата груза, то применяются правила, действующие на этом виде транспорта. Если же не представляется возможным установить, на каком виде транспорта груз был поврежден или утрачен, то ответственность экспедитора ограничивается по специальным установленным для него правилам. Законом о транспортно-экспедиционной деятельности, по сути, вводится унификационная система, от применения которой во всем мире отказались еще в начале прошлого века.
Не спасает положение
и ссылка на применение при организации
международных перевозок ГК и
международных договоров, поскольку
в ГК отсутствуют нормы, касающиеся
ограничения ответственности
В результате может сложиться ситуация, когда экспедитор будет нести большую ответственность, чем в последующем сможет взыскать с виновного лица в порядке регресса, поскольку на всех видах транспорта помимо стоимости груза ответственность перевозчика ограничивается еще и стоимостными пределами (определенными суммами за килограмм веса груза или за единицу отгрузки). И если стоимость груза превышает установленные стоимостные пределы, то ответственность перевозчика ограничивается этими пределами.
Обычно ни экспедитор, ни клиент не несут ответственности за полное или частичное неисполнение любой из своих обязанностей по договору транспортной экспедиции, если неисполнение будет являться следствием обстоятельств, которые находились вне их контроля и не могли быть ими предотвращены (обстоятельств непреодолимой силы), в частности таких обстоятельств, возникших после заключения договора, как наводнение, пожар, землетрясение и другие стихийные бедствия, эмбарго, война или военные действия и т.п.[12 c. 36]
Законом о транспортно-экспедиционной деятельности установлен претензионный порядок рассмотрения споров, вытекающих из договора транспортной экспедиции. Так, согласно ст.30 до предъявления к экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции (за исключением договора транспортной экспедиции, заключенного с физическим лицом), обязательно предъявление экспедитору претензии, если иное не предусмотрено договором транспортной экспедиции. А в соответствии с п. 38 Правил претензии к экспедитору предъявляются в следующие сроки:
- если в перечень оказываемых
транспортно-экспедиционных
- если в перечень оказываемых
транспортно-экспедиционных
- если в перечень оказываемых
транспортно-экспедиционных
Срок рассмотрения претензии экспедитором - 30 дней.
Также ст. 31 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности установлен сокращенный срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора транспортной экспедиции. Он составляет 10 месяцев.[6 c. 44]
Заключение
В заключение необходимо отметить, что Гражданский кодекс не содержит каких-либо особых правил о заключении договора транспортной экспедиции. О его форме сказано только, что она должна быть письменной. Поэтому, если руководствоваться только ГК, то порядок заключения этого договора должен подчиняться общим правилам, исходя из положений о заключении гражданско-правовых договоров (гл. 28).
По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение транспортно-экспедиционных услуг, определенных договором.
Сторонами договора транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент.
В случае разового характера экспедиционная услуга может быть оформлена путем направления клиентом письма-заявки на такую услугу и ее принятия экспедитором.
При заключении
договора профессиональными
Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима ему для выполнения его обязанностей (в тех случаях, когда экспедитор действует не от своего имени, а от имени клиента).
Особенности заключения договора транспортной экспедиции можно обнаружить в нормативных актах хозяйственного законодательства.
Так, в ст. 16 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» предусматривается, что договор транспортной экспедиции «… может быть заключен в виде поручения экспедитору». Особенности заключения названного договора отмечаются также в ст. 17, и в ч. 3 ст. 18.
Поручение экспедитору, выданное клиентом в рамках заключенного между ними долгосрочного договора транспортной экспедиции, принимается экспедитором к исполнению немедленно по его получении, если иное не предусмотрено этим договором или не вытекает из поручения.
Правила транспортно-экспедиционной деятельности также отмечают некоторую специфику заключения и даже оформления договора транспортной экспедиции.
Таким образом, при заключении договора транспортной экспедиции его сторонам следует руководствоваться как общими положениями ГК о договоре, так и особенностями, предусмотренными хозяйственным законодательством. Правовые последствия несоблюдения тех или иных требований этих положений могут быть различными, вплоть до признания договора недействительным или незаключенным.
Применительно к договору транспортной экспедиции, как договорному виду, ГК не определяет перечень существенных условий.
Список использованных источников