Формы участия прокурора в гражданском процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить особенности участие прокурора в гражданском процессе, участие в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих нарушенные и оспариваемые права, свободы и законные интересы других лиц.

Содержание работы

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
1. Теоретические основы участия прокурора в гражданском процессе---------5
1.1.Основания и цели участия прокурора в гражданском процессе--------------5
1.2. Правовой статус прокурора в гражданском процессе--------------------------6

2. Формы участия прокурора в гражданском процессе-----------------------------8
2.1. Возбуждение дела прокурором-----------------------------------------------------8
2.2. Процессуальное положение прокурора, возбудившего дело в суде-------10
2.3. Участие прокурора в гражданском процессе с целью дачи заключения-12

3. Участие в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих права других лиц----------------------------------------------------------------------------------14
3.1. Основания, цели и формы участия-----------------------------------------------14
3.2. Обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц--------------------------------------------------------------------18
3.3. Защита прав других лиц в форме дачи заключения--------------------------22

Заключение---------------------------------------------------------------------------------27
Список используемой литературы-----------------------------------------------------29

Файлы: 1 файл

УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

 Прокурор наделен  всеми правами лица, участвующего  в деле. Однако при этом, поскольку прокурор не является стороной в спорном материальном правоотношении, он не может распоряжаться предметом спора. В частности, прокурор не вправе заключать мировое соглашение, к нему не может быть предъявлен встречный иск, он не несет обязанностей по уплате судебных расходов, на прокурора не распространяется материально-правовое действие законной силы судебного решения, поскольку прокурор не является выгодоприобретателем по поданному им заявлению в суд. Согласно ч. 2 ст. 38 ГПК лицо, в интересах которого дело начато по заявлению прокурора, извещается судом о времени и месте рассмотрения указанного дела и участвует в нем в качестве истца.

 Например, по одному  из конкретных дел Судебная  коллегия по гражданским делам  Верховного Суда РФ указала, что суд, рассматривая дело, возбужденное прокурором в интересах другого лица, может удовлетворить иск только тогда, когда именно это лицо является надлежащим истцом, т.е. именно ему принадлежат те права, которые, по мнению прокурора, нарушены*(48).

 Если прокурор установит  в ходе судебного разбирательства,  что он возбудил гражданское  дело необоснованно, то он вправе  отказаться от заявления. В  случае отказа прокурора от  заявления, поданного в защиту  законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2 ст. 45 ГПК). Кроме того, из смысла ч. 2 ст. 209 ГПК вытекает, что если дело было начато прокурором, то вступившее в законную силу решение обязательно для лица, в интересах которого было начато дело, а не для прокурора.

 Таким образом,  прокурор является особым истцом, не являющимся участником спорного материального правоотношения. Истцом в материально-правовом смысле является гражданин или публичное образование, чьи интересы защищаются прокурором. У прокурора интерес к возбуждению дела особый, определяемый его должностным положением и полномочиями по обеспечению законности.

 Порядок ведения  дела прокурором в случае возбуждения  дела заключается в следующем.  Прокурор должен возбудить дело, только убедившись в его обоснованности. Основанием для обращения в  суд являются материалы прокурорских проверок по общему надзору, письма и заявления граждан, организаций, материалы уголовных дел, следственные материалы (например, постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям) и др.

 Прокурор должен  определить подведомственность  и подсудность дела в соответствии  с установленными правилами ГПК.  Заявление прокурора должно быть  оформлено в соответствии с  требованиями ст. 131 и 132 ГПК. При  этом прокурор должен отразить  в нем не только фактические основания для возбуждения дела, но и правовые основания, т.е. сослаться на конкретные нормы материального и процессуального права.

 Поскольку процесс  строится на основе принципа  состязательности, то на прокуроре  лежит бремя доказывания обоснованности его требований. Прокурор должен сам собрать либо истребовать необходимые доказательства по делу по общим правилам доказывания в гражданском процессе. Обратившись в суд с заявлением, прокурор в ходе судебного разбирательства первым дает объяснения по делу, по существу заявленных требований. Прокурор участвует в исследовании всех материалов дела, вправе участвовать в осмотре на месте, осмотре вещественных доказательств, задавать вопросы всем участникам процесса, в том числе свидетелям, экспертам и т.д.

 

2.3. Участие прокурора в гражданском процессе с целью дачи заключения

 

 Согласно ч. 3 ст. 45 ГПК прокурор вступает в процесс  и дает заключение по делам  о выселении, о восстановлении  на работе, о возмещении вреда,  причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

 В ГПК теперь непосредственно перечислены категории дел, по которым прокурор дает заключение путем вступления в уже начатый процесс. Во-первых, по ряду категорий дел, который прямо указан в ч. 3 ст. 45 ГПК, во-вторых, когда это прямо предусмотрено в ГПК и других федеральных законах. Например, согласно ГПК: по делам, возникающим из публичных правоотношений (ст. 252, 260), по делам особого производства (ст. 273, 278, 284, 288, 304 ГПК), по другим федеральным законам - о лишении родительских прав (ст. 70 СК); о восстановлении в родительских правах (ст. 72 СК); об ограничении родительских прав (ст. 73 СК); от отмене усыновления ребенка (ст. 140 СК).

 Если прокурор привлекается  к участию в деле по инициативе  суда, то по этому поводу выносится  определение суда, направляемое прокурору.

 Прокурор, участвующий  в деле с целью дачи заключения, также вправе знакомиться с  материалами дела. Он определяет  нормы материального права, которыми  регулируются спорные правоотношения, определяет круг фактов предмета  доказывания, которые должны быть выяснены, знакомится с письменными и вещественными доказательствами, имеющимися по делу, и т.д. Во время судебного заседания процессуальная деятельность прокурора заключается в том, что прокурор участвует в решении различных вопросов - о законности состава суда, возможности рассмотрения дела при явившихся лицах и т.д. Прокурор участвует в заслушивании сторон, других участников процесса, участвует в исследовании всех доказательств, задает по мере необходимости вопросы. В конце судебного разбирательства прокурор дает заключение по делу (ст. 189 ГПК). В отличие от первой формы участия (возбуждение дела) прокурор не дает объяснений суду, не поддерживает исковые требования, не выступает в прениях сторон. Вступление в уже начатый процесс возможно в любой стадии гражданского процесса, но практически, конечно, оно должно иметь место не в самом конце судебного заседания, так как иначе в этом теряется весь смысл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Участие в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих права других лиц

 

3.1. Основания, цели и формы участия

 

 По общему правилу в соответствии  с принципом диспозитивности  возбуждение дела с целью защиты  нарушенных или оспариваемых  прав либо охраняемых законом  интересов производится самим заинтересованным лицом - участником спорного материального правоотношения. Однако ст. 46 ГПК устанавливает особое правило, согласно которому в случаях, предусмотренных законом, возможна защита интересов гражданина другим лицом. Круг субъектов, которые могут осуществлять защиту "чужих" интересов, определен в ст. 46 ГПК. К их числу относятся: органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане.

 В основном участвуют в  гражданском процессе в порядке  ст. 46 ГПК государственные органы и органы местного самоуправления. Любой из указанных органов является, как правило, юридическим лицом и может защищать в гражданском процессе собственные (учитывая условность данного термина применительно к государственным органам) имущественные интересы, например по искам о возмещении вреда, иным гражданско-правовым спорам. В таких делах данные органы занимают положение истцов, ответчиков, третьих лиц как субъекты спорных материальных правоотношений.

 Однако в соответствии со ст. 46 ГПК допускается участие данных органов (наряду с другими субъектами) в гражданском процессе с целью защиты не собственных интересов, а интересов других лиц, а также неопределенного круга лиц. При этом участие в гражданском процессе государственных органов и органов местного самоуправления чаще всего связано с их компетенцией и реализацией полномочий в определенной сфере управления. Например, на органы опеки и попечительства возложены обязанности по защите прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Поэтому указанные органы участвуют в гражданском процессе, защищая права граждан. Для данных органов участие в гражданском процессе в соответствии со ст. 46 ГПК является формой реализации их полномочий, которые они осуществляют и вне суда в сфере управления, когда они не в состоянии разрешить юридическое дело на основе имеющихся у них властных полномочий в рамках юрисдикционной деятельности. Обращение в суд для данных органов может быть также вызвано правилами подведомственности, в соответствии с которыми дело отнесено к исключительной компетенции суда, например о лишении родительских прав.

 Главной целью института  защиты прав других лиц в  гражданском процессе является  оказание помощи и содействия  в судебной защите лицам, которые сами не в состоянии в силу состояния здоровья, нетрудоспособности, возраста осуществить ее самостоятельно. В этом плане существование в гражданском процессе института защиты прав других лиц социально оправданно и является одной из гарантий осуществления конституционного права каждого на судебную защиту его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ).

 Защита прав других лиц  осуществляется в двух формах.

 Во-первых, путем обращения в  суд с заявлениями в защиту  прав, свобод и законных интересов  других лиц либо неопределенного круга лиц (ст. 46 ГПК). Такое право возбуждения дела предоставлено как государственным органам, органам местного самоуправления, так и организациям и гражданам. Здесь предусмотрен максимально широкий круг лиц, имеющих право на обращение в суд в защиту прав и интересов других лиц либо неопределенного круга лиц.

 Во-вторых, государственные органы  и органы местного самоуправления  могут быть привлечены судом  к участию в процессе или  вступить в процесс по своей  инициативе либо по инициативе  лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований (ст. 47 ГПК). Как видно, право дачи заключения предоставлено только государственным органам и органам местного самоуправления.

 При характеристике  института защиты прав других  лиц и неопределенного круга  лиц в гражданском процессе  обращают на себя внимание  следующие обстоятельства. Возбуждение дела и дача заключения возможны в соответствии со ст. 46 и 47 ГПК по общему правилу только в случаях, предусмотренных законом, например ГПК, СК, Законом РФ "О защите прав потребителей" и др. Таким образом, норма ст. 46 ГПК носит бланкетный характер, определяя возможность возбуждения дела в защиту прав других лиц либо дачи заключения по делу наличием специального указания в законе. В частности, органы опеки и попечительства вправе возбуждать не любые дела в защиту прав подопечных, а только в тех случаях, когда право на обращение в суд им предоставлено специальным указанием закона.

 Приведем несколько примеров из судебной практики.

 Некоммерческой организации  ни в Федеральном законе "О  некоммерческих организациях", ни  в других законах не предоставлено  право обращаться в суд с  заявлениями в защиту неопределенного  круга лиц, поэтому судья обоснованно  отказал в принятии заявления.

 В другом случае  было признано, что профсоюз не  может подать в суд заявление  от своего имени о признании  нормативного акта не соответствующим  закону в защиту прав неопределенного  круга лиц, поскольку он не  наделен таким правом по соответствующим законам.

 Вместе с тем  согласно ст. 47 ГПК в необходимых  случаях суд вправе по своей  инициативе привлечь к участию  в деле соответствующий государственный  орган или орган местного самоуправления. В данном случае привлечение  к участию в деле в порядке ст. 47 ГПК по инициативе суда возможно и без специального указания в законе, но для достижения целей, указанных в ч. 1 ст. 47 ГПК, - осуществления обязанностей данных органов и защиты прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и ее субъектов, а также муниципальных образований.

 В этом состоит  отличие участия в гражданском  процессе государственных органов  и иных субъектов, указанных  в ст. 46 и 47 ГПК, от участия  в гражданском процессе прокурора.  Прокурор вправе обратиться в  суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов определенных субъектов (указанных в ч. 1 ст. 45 ГПК) без ограничения каким-либо конкретным кругом дел. Государственные органы и иные субъекты ст. 42 ГПК могут возбуждать дела в защиту прав других лиц или вступить в дело с целью дачи заключения не по своему усмотрению, а только в случаях, предусмотренных законом, а также при ряде дополнительных условий, установленных в ст. 47 ГПК.

 Следует подчеркнуть,  что ст. 46 и 47 ГПК, указывая на  предъявление иска и дачу заключения в случаях, предусмотренных в законе, имеют в виду только федеральные законы. В соответствии со ст. 71 Конституции России гражданское процессуальное законодательство отнесено к исключительному ведению Российской Федерации, поэтому не могут рассматриваться в качестве основания участия в гражданском процессе для субъектов ст. 46 и 47 ГПК законы субъектов РФ. Согласно ст. 1 ГПК в систему гражданского процессуального законодательства также включены только федеральные законы.

 Основанием участия  в гражданском процессе для государственных органов и иных субъектов ст. 46 и 47 ГПК является гражданская процессуальная правоспособность. Данные субъекты относятся к числу лиц, участвующих в деле, и наделяются соответственно таким же кругом процессуальных прав и обязанностей, за рядом исключений, о которых речь пойдет ниже.

 

 

3.2. Обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц

 

 Обращение в суд  с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов  других лиц осуществляется целым рядом субъектов, указанных в ст. 46 ГПК, но в основном государственными органами, органами местного самоуправления и организациями по вопросам, входящим в их компетенцию или сферу деятельности. В силу отсылочного характера правил ст. 46 ГПК каждый раз при обращении в суд с заявлением необходимо обоснование в виде специального указания в законе. При этом обращение в суд с заявлением в защиту прав других лиц возможно в исковом, особом производстве и производстве из публичных правоотношений. В основном право на обращение в суд в защиту прав других лиц предоставлено органам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних и недееспособных граждан, а также для защиты социально значимых прав совершеннолетних дееспособных граждан.

Информация о работе Формы участия прокурора в гражданском процессе