Формы участия прокурора в гражданском процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить особенности участие прокурора в гражданском процессе, участие в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих нарушенные и оспариваемые права, свободы и законные интересы других лиц.

Содержание работы

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
1. Теоретические основы участия прокурора в гражданском процессе---------5
1.1.Основания и цели участия прокурора в гражданском процессе--------------5
1.2. Правовой статус прокурора в гражданском процессе--------------------------6

2. Формы участия прокурора в гражданском процессе-----------------------------8
2.1. Возбуждение дела прокурором-----------------------------------------------------8
2.2. Процессуальное положение прокурора, возбудившего дело в суде-------10
2.3. Участие прокурора в гражданском процессе с целью дачи заключения-12

3. Участие в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих права других лиц----------------------------------------------------------------------------------14
3.1. Основания, цели и формы участия-----------------------------------------------14
3.2. Обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц--------------------------------------------------------------------18
3.3. Защита прав других лиц в форме дачи заключения--------------------------22

Заключение---------------------------------------------------------------------------------27
Список используемой литературы-----------------------------------------------------29

Файлы: 1 файл

УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

 Обращение в суд  в защиту прав других лиц возможно только по их просьбе. Такое согласие, очевидно, должно быть выражено в письменной форме и может найти подтверждение в личном участии лица, чьи права защищаются поданным иском, в гражданском процессе. При обращении в суд в защиту недееспособных или несовершеннолетних граждан иск может быть предъявлен независимо от просьбы их законных представителей или иного заинтересованного лица. Данное правило объясняется последовательным проведением в процессуальном законодательстве принципа диспозитивности, в соответствии с которым развитие гражданского процесса, включая возбуждение дела, должно основываться только на волеизъявлении самого заинтересованного лица. Обращение в суд в интересах недееспособных и несовершеннолетних лиц по инициативе субъектов, указанных в ст. 46 ГПК, позволяет более быстро и эффективно защищать права таких граждан, не способных самостоятельно обращаться в суд в силу отсутствия у них полной гражданской процессуальной дееспособности.

 Так, органы опеки  и попечительства вправе в соответствии с СК возбуждать следующие дела: о признании брака недействительным, если брак заключен с лицом, не достигшим брачного возраста, при отсутствии разрешения на заключение брака до достижения этим лицом брачного возраста (ст. 28); о лишении родительских прав (ст. 70); об ограничении родительских прав (ст. 73); о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей (ст. 80); о признании недействительным соглашения об уплате алиментов, нарушающего интересы получателей алиментов (ст. 102); об отмене усыновления ребенка (ст. 142).

 Заявления об ограничении  дееспособности гражданина, о признании  гражданина недееспособным, об ограничении  или о лишении несовершеннолетнего  в возрасте от 14 до 18 лет права  самостоятельно распоряжаться своими  доходами (ст. 281 ГПК) возбуждаются по заявлению самых различных лиц. Например, дело об ограничении гражданина в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами может быть возбуждено на основании заявления членов его семьи, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения (ч. 1 ст. 281 ГПК).

 На основании ст. 23 Федерального закона "О профессиональных  союзах, их правах и гарантиях  деятельности" в случаях нарушения  законодательства о труде профсоюзы вправе по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту трудовых прав членов профсоюза, других работников в органы, рассматривающие трудовые споры, в том числе и в суд. Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту охраняемых законом интересов инвесторов. Такое же право п. 2 ст. 18 данного Закона предоставлено общественным объединениям инвесторов - физических лиц, которые вправе обращаться в суд с заявлениями о защите прав и законных интересов инвесторов - физических лиц, понесших ущерб на рынке ценных бумаг.

 В гражданском процессе  возможна не только защита  определенного круга других лиц. В настоящее время возможно возбуждение дел и в защиту неопределенного круга лиц, если в момент возбуждения дела невозможно установить полностью всех участников группы, права и интересы которых нарушены. Здесь обращение в суд происходит независимо от просьбы самих заинтересованных лиц, поскольку исками о защите неопределенного круга лиц защищаются публичные интересы, например при прекращении экологически вредной деятельности, либо частные интересы большой и неперсонифицированной группы лиц, например потребителей. Так, согласно ч. 2 ст. 259 ГПК Центральная избирательная комиссия РФ и другие избирательные комиссии вправе обратиться с заявлением в суд в связи с нарушением избирательного законодательства, законодательства о референдуме и т.д., тем самым защищая право на участие в референдуме граждан России, проживающих либо на всей ее территории либо иного территориального образования. Федеральный компенсационный фонд вправе предъявлять иски о защите прав и законных интересов неопределенного круга инвесторов - физических лиц (п. 1 ст. 19 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"). Специальной процедуры разрешения дел о защите неопределенного круга лиц (как разновидности групповых исков) действующее гражданское процессуальное законодательство России до сих пор не содержит.

 Таким образом,  можно говорить о том, что  по общему правилу предъявление  иска в защиту прав других  лиц возможно только при одновременном  наличии двух условий - это:

1) прямое указание в федеральном законе;

2) наличие просьбы  заинтересованного лица, в отношении  которого закон допускает такое  возбуждение дела государственными  органами, органами местного самоуправления  и другими субъектами (ст. 46 ГПК). Только при возбуждении дел в защиту недееспособных лиц и неопределенного круга лиц такого согласия не требуется, однако также необходимо специальное указание в законе о возможности обращения в суд государственных органов и других субъектов (ст. 46 ГПК).

 Процессуальное положение  государственных органов и иных субъектов, возбудивших дело в защиту прав других лиц, определяется по общим правилам ГПК с учетом ряда особенностей. Возбуждая дела, указанные органы подают заявление с соблюдением общих правил подсудности, собирают и представляют необходимые доказательства, подтверждающие обоснованность их требований. Хотя дело и возбуждается от имени соответствующего органа, но он не является участником спорного материального правоотношения, ему не принадлежит право требования. Поэтому субъект, возбудивший дело в защиту интересов других лиц, являясь стороной по делу, имеет особый процессуальный статус. Указанные органы пользуются только теми процессуальными правами, которые им необходимы для защиты прав и интересов других лиц, они совершают только те действия, которые направлены на развитие и окончание гражданского процесса, но не вправе распоряжаться материальным объектом спора, самим спорным субъективным правом.

 В ч. 2 ст. 46 ГПК сказано,  что лица, подавшие заявление  в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. Полагаем, что данный круг ограничений неполон. К указанным субъектам не может быть также предъявлен встречный иск, на них не распространяются материально-правовые последствия законной силы судебного решения, поскольку они не могут быть выгодоприобретателями по судебному решению, которое не должно затрагивать лично принадлежащие им права. Субъекты, возбудившие дело в защиту других лиц, вправе участвовать в процессе исполнения судебного решения, например органы опеки и попечительства при исполнении решений, вынесенных по спорам о детях.

 Согласно ч. 2 ст. 38 ГПК лицо, в интересах которого дело начато по заявлению органов, указанных в ч. 1 ст. 46 ГПК, извещается судом о возникшем процессе и участвует в нем в качестве истца, так как именно оно является субъектом спорного материального правоотношения - предмета судебного разбирательства. Отказ субъектов, возбудивших дело в защиту другого лица, от поданного заявления не связывает само заинтересованное лицо либо его законного представителя, которые вправе требовать рассмотрения дела по существу. Вместе с тем при отказе истца от иска, заявленного в защиту его нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, суд прекращает производство по делу.

 

3.3. Защита прав других лиц в форме дачи заключения

 

 Вторая форма защиты  интересов других лиц в гражданском  процессе: участие только государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, предусмотренных законом, для дачи заключения по делу. Такое участие имеет целью осуществление возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

 Участие государственных  органов и органов местного  самоуправления возможно в случаях,  предусмотренных федеральным законом:

- во-первых, по инициативе  государственных органов и органов местного самоуправления;

- во-вторых, по инициативе  лиц, участвующих в деле;

- в-третьих, по инициативе  суда. В этом случае привлечение  возможно не только в случаях,  предусмотренных законом, но и  в иных необходимых случаях  по усмотрению суда для достижения целей, указанных в ч. 1 ст. 47 ГПК.

 Подобный подход  соответствует тем предложениям, которые неоднократно высказывались  в нашей литературе и самой  природе данного заключения как  формы использования специальных  познаний*(56).

 Кроме того, в ч. 1 ст. 47 ГПК специально оговаривается, что такое вступление государственных органов и органов местного самоуправления возможно до принятия решения судом первой инстанции.

 Данная форма участия  государственных органов и органов  местного самоуправления в гражданском процессе также связана с их компетенцией и осуществлением ими управленческих функций в соответствующих сферах регулируемых правом общественных отношений. Правовая природа участия данных субъектов определяется тем, что указанные органы являются лицами, участвующими в деле, и в то же время их заключение рассматривается как одна из форм использования специальных познаний и в этом смысле представляет собой одно из средств доказывания.

 Наиболее распространено  участие в гражданском процессе  с целью дачи заключения органов опеки и попечительства. Так, в соответствии с п. 1 ст. 78 СК при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства. В частности, обязательным по СК признано участие органов опеки и попечительства при рассмотрении дел:

- о признании недействительным  брака, заключенного с лицом,  не достигшим брачного возраста (п. 2 ст. 28);

- о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66);

- о лишении родительских  прав (п. 2 ст. 70);

- о восстановлении  в родительских правах (п. 2 ст. 72);

- об ограничении родительских  прав (п. 4 ст. 73);

- об усыновлении детей (п. 1 ст. 125);

- об отмене усыновления  ребенка (п. 2 ст. 140).

 На основании ст. 284 ГПК дела об ограничении  дееспособности гражданина, о признании  гражданина недееспособным, об ограничении  или о лишении несовершеннолетнего  в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами рассматриваются с обязательным участием органов опеки и попечительства.

 Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона "О защите  прав и законных интересов  инвесторов на рынке ценных  бумаг" при рассмотрении в  суде споров по искам или заявлениям о защите прав и законных интересов инвесторов федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе вступить в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на него обязанностей и для защиты прав инвесторов - физических лиц и интересов государства.

 Дача заключения  для государственного органа  или органа местного самоуправления  является обязательной, поскольку  оно дается по вопросам, входящим  в сферу его деятельности. В заключении выделяются две части.

 Во-первых, сведения  о фактах, которые были собраны  с помощью специальных познаний  работников соответствующих органов  и зафиксированы в письменном  документе.

 Во-вторых, заключение  в собственном смысле слова,  где излагается мнение органа о правовом характере рассматриваемого спора, оцениваются собранные им, а также представленные другими лицами доказательства и предлагается свой вариант разрешения спора. Такая оценка основывается на положениях законодательства и практики его применения. Например, применительно к спорам о воспитании детей орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора (п. 2 ст. 78 СК).

 Оценочная часть  заключения - это важнейшая его  часть, поскольку данные органы  вправе давать правовую оценку  обстоятельств дела на основе  собранной ими доказательственной  информации, например высказать  мнение, с кем из родителей при расторжении брака должен остаться ребенок, кто из них сможет обеспечить лучшие условия для его воспитания. Эта оценочная часть как заключение в собственном смысле слова является средством выполнения возложенных на орган задач по управлению и служит цели защиты прав и интересов граждан и государства. Таким образом, данные органы участвуют в гражданском процессе не только для представления доказательств, но и для получения судом компетентной оценки правового значения обстоятельств дела со стороны органа, наделенного властными полномочиями в данной сфере, т.е. для получения заключения.

 Заключение государственного  органа или органа местного  самоуправления оглашается после  исследования всех доказательств  (ст. 189 ГПК), не обязательно для  суда, но по сложившейся судебной практике и в соответствии со ст. 196 и 198 ГПК суд должен привести в судебном решении доводы, по которым он отвергает заключение в целом или в части. Если дело было рассмотрено судом без привлечения соответствующего органа, а его участие в соответствии с законом признано обязательным, то такое судебное решение может быть отменено.

 Для участия в  гражданском процессе органом  должен быть выделен представитель,  наделенный соответствующими полномочиями. В этом качестве обычно участвует специалист, который связан с непосредственной деятельностью данного органа. Не может выступать представителем органа технический секретарь или работник персонала, не связанный с осуществлением полномочий данного органа.

Информация о работе Формы участия прокурора в гражданском процессе