Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:48, контрольная работа
С законностью тесно связано такое правовое явление, как правопорядок (правовой порядок). Данное понятие широко используется в действующем законодательстве, охрана правопорядка - важнейшая функция государства. Наибольшее распространение получил взгляд на правопорядок как на реализованную законность. В формировании правопорядка законность выступает как основополагающий принцип деятельности государственных органов, должностных лиц и граждан. Более точно было бы сказать, что правопорядок складывается как результат реализации всех правовых предписаний в соответствии с принципом законности.
Введение
1. Функция охраны правопорядка, прав и свобод граждан
2. Социальные нормы, технические нормы, технико-юридические нормы
3. Задание
Заключение
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Функция охраны правопорядка, прав и свобод граждан
2. Социальные
нормы, технические нормы,
3. Задание
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
С законностью тесно связано такое правовое явление, как правопорядок (правовой порядок). Данное понятие широко используется в действующем законодательстве, охрана правопорядка - важнейшая функция государства. Наибольшее распространение получил взгляд на правопорядок как на реализованную законность. В формировании правопорядка законность выступает как основополагающий принцип деятельности государственных органов, должностных лиц и граждан. Более точно было бы сказать, что правопорядок складывается как результат реализации всех правовых предписаний в соответствии с принципом законности. Основой правопорядка выступает право. Законность же - условие правопорядка. Правовой порядок можно рассматривать как цель правового регулирования, каковой является создание с помощью права и правовых средств такого порядка и такого урегулирования общественных отношений, которые служат сохранению и упрочению существующего строя. Но правопорядок не только цель, но и итог правовой деятельности, фактическая упорядоченность общественных отношений, отражающая состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.
Правопорядок выступает
Под конституционными правами и свободами понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту. Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционных правоотношений. Эти правоотношения возникают между человеком (гражданином) и государством, порождая обязанность государства защищать и охранять основные и другие права и свободы каждого отдельного человека (гражданина).
1 ФУНКЦИЯ ОХРАНЫ ПРАВОПОРЯДКА, ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН
Функция (от лат. functio - исполнение, осуществление)- роль, которую выполняет институт или процесс по отношению к целому. [1, c.1453]
Правоохранительная функция государства заключается в том, что государство должно гарантировать равенство всех перед законом, судом, устанавливать правила поведения во всех сферах жизни общества, носящие общеобязательный характер для всех членов общества. Необходимо охарактеризовать содержание правоохранительной функции применительно к Республике Беларусь, а также формы осуществления данной функции.
Правопорядок - состояние фактической упорядоченности общественных отношений, урегулированное нормами права. [2, с.421]. Правопорядок характеризуется реальным уровнем сохранения законности, обеспечения и реализации субъективных прав, выполнением юридических обязательств всеми субъектами общественных отношений. Данное понятие предусматривает борьбу с любыми правонарушениями, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, возобновление нарушенных субъективных прав.
Правонарушение - виновное, противоправное
деяние, совершенное вменяемым
Правоохранительная деятельность, т. е. властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др. Существующий правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений.
В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права, а права человека и его свободы признаются высшей ценностью и целью общества и государства, которым принимаются все необходимые меры по реальному воплощению гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав личности в жизнь. В нашей стране обеспечивается безопасность граждан, их право на достойный уровень жизни и постоянное улучшение необходимых для этого условий. Права человека в государстве носят явно выраженный социальный характер и органично вплетены в социальную деятельность людей, общественные отношения, быт человека. Конституция Республики Беларусь в статье 59 дает формулировку: «Государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией» [3, c.16]. Более 50 % статей Конституции Республики Беларусь посвящены определению правового статуса человека и гражданина. Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Политические права и свободы являются выражением принадлежности власти народу, реализацией народовластия. Особенность их заключается в том, что осуществляются они не индивидуально, а в сообществе с другими гражданами. Основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок един на территории всей нашей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением. Состояние законности и правопорядка в нашей стране поддерживается государством на должном уровне, в отличие от большинства стран бывшего СССР, где данный показатель подошел к критической черте. Юридическая и политическая практика показывает, что причины правонарушений нужно искать не в «пережитках», не в прошлом, а в действительности. Стабилизация экономических отношений, рост материальной обеспеченности людей, их нравственное воспитание, укрепление социальных связей, развитие демократии - необходимые предпосылки и важнейшие пути укрепления законности и правопорядка. Основной Закон Республики Беларусь - Конституция, действия Президента и Правительства нашей страны учитывают, развивают, уравновешивают перечисленные понятия. Основными формами юридической государственно-властной деятельности являются убеждение, правовое воспитание, профилактика правонарушений. Этому призвано содействовать существующая в Республике Беларусь система регулярного проведения в трудовых коллективах страны каждый третий четверг месяца Единых дней информирования, призванных разъяснять гражданам принципы внешней и внутренней политики государства, информировать по экономическим и другим вопросам. Правовое воспитание предполагает внедрение в сознание людей знания права, понимания необходимости исполнения его требований, чувства нетерпимости к любым нарушениям законодательства. Это обеспечивается созданием стройной системы правового воспитания, обучения, средств пропаганды и систематической планомерной работой в данном направлении. Важное значение имеет обучение граждан умению отстаивать свои права, защищать их законными средствами.
Не следует сбрасывать со счетов и роль общественности в обеспечении законности. В нашей стране имеется богатая практика привлечения ее к этой деятельности. Товарищеские суды, народные дружины, различные общественные образования граждан проводили и продолжают проводить большую работу по обеспечению законности и укреплению дисциплины в трудовых коллективах, по месту жительства, в общественных местах. В последние годы именно в Республике Беларусь эти традиции получают развитие. Укрепление правопорядка невозможно без обеспечения законности в деятельности самого государственного аппарата, без ликвидации таких негативных явлений, как коррупция. Подчеркивая значимость подобного требования, Маркс в свое время писал, что «даже у англичан, у нации, наиболее почитающей закон, первым условием соблюдения законности со стороны народа является то, что другие органы держатся в рамках закона». Противодействие коррупции в Республике Беларусь осуществляется на постоянной, комплексной и надлежащей информационно - аналитической основе. Коррупция должностных лиц пресекается не столько вследствие постоянной целенаправленной работы правоохранительных органов на местах, сколько в ходе эпизодических мероприятий, проводимых в основном по обращениям граждан или поручениям центральных аппаратов правоохранительных органов, в итоге проверок, осуществляемых по распоряжению высших должностных лиц государства.
Обращения граждан имеют значение как способ укрепления связей государственного аппарата с населением, как источник информации, который необходим для решения вопросов общественной жизни, а также являются важным средством защиты прав и свобод граждан. Работе с обращениями граждан в Республике Беларусь придан высокий статус. Постоянное внимание государства уделяется совершенствованию работы с обращениями граждан, осуществляются организационные и практические меры, направленные на обеспечение квалифицированного и своевременного их рассмотрения, защиту прав и законных интересов граждан. Директивой Президента от 27.12.2006 №2 "О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата" состояние работы с гражданами признано одним из основных критериев оценки деятельности государственных органов. [4, c.22] По инициативе органов власти в каждом трудовом коллективе Республики Беларусь созданы и действуют комиссии по борьбе с пьянством и алкоголизмом, содействия семье и школе, по трудовым спорам, по работе с обращениями граждан, советы профилактики правонарушений. Эффективность указанных общественных формирований неоспорима, так как их работа имеет постоянный характер, осуществляется в узком сообществе людей, объединенных единым стремлением блага для данного общества и, как следствие, для себя лично.
Для большинства государственных органов диапазон их деятельности не замыкается на решении хотя и весьма важных, но все же конкретно ограниченных задач - задач непосредственной охраны законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. У них на первом плане другие задачи - решение текущих и перспективных экономических вопросов, вопросов науки, культуры, образования, обороноспособности, государственной безопасности, внешней политики, экономического сотрудничества с другими странами и т.д. Некоторые функции по охране законности правопорядка, они выполняют как бы попутно, наряду с осуществлением своих основных задач. Осуществлять же конкретно правоохранительную функцию призваны правоохранительные органы Республики Беларусь.
Правоохранительные органы - государственные органы, основной социальной функцией которых является охрана законности, укрепление правопорядка, борьба с правонарушениями. [1, с.1062]. В систему органов охраны правопорядка Республики Беларусь входят суд, прокуратура, отделы внутренних дел, органы государственной безопасности, юстиции. Понятия "органы охраны общественного порядка (правопорядка)" и понятие "правоохранительные органы" весьма схожи, но не идентичны. Круг конкретных органов, которые они имеют в виду, не совпадает. Не все органы охраны общественного порядка (правопорядка) можно считать правоохранительными. Осуществлению правоохранительной функции государства, как института общества, призваны содействовать органы государственного контроля, комиссии по делам несовершеннолетних, инспекции и т.д. Организация и деятельность правоохранительных органов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в том числе путем установления особых процедурных (процессуальных) правил для решения вопросов.
Одним из субъектов правоприменительной деятельности являются органы внутренних дел наряду с прокуратурой и судом. ОВД, руководствуясь принципом публичности, в установленной законом процессуальной форме, приводят в действие особый механизм, складывающийся из реализации норм процессуального права, дееспособности его субъектов при наличии определенных юридических фактов, порождающих предусмотренные законом уголовно-процессуальные отношения. Применение норм уголовно-процессуального права выражается в осуществлении ими процессуальной деятельности в направлениях и формах, предусмотренных законом, в организации деятельности других участников судопроизводства в соответствии с законными правомочиями и отведенными функциями, в использовании в необходимых случаях мер процессуального принуждения. [5, с.656] Содержание правоприменительной деятельности органов внутренних дел выражается в издании на основе норм права индивидуальных правовых предписаний (актов). Указанные правовые акты относятся к определенным жизненным ситуациям и адресуются конкретным лицам (например, совершено преступление и следователем выносится постановление о привлечении подозреваемого к уголовной ответственности).
Ряд белорусских законов
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами Республики Беларусь, органами местного управления, органами контроля, их должностными лицами, так и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, что особенно актуально в наше время, возлагается на прокуратуру. Закон «О прокуратуре Республики Беларусь» предусматривает значительное усиление правозащитной функции прокуратуры. Особенно это касается прав и свобод человека и гражданина. Нормы Закона в этой части обеспечивают развитие и подкрепление Конституции Республики Беларусь, норм и принципов международного права, закрепивших значение соблюдения прав и свобод человека и гражданина как фундаментальной основы жизни демократического правового государства, каким провозглашена Республика Беларусь. Обязательно соблюдение прав и свобод, предписываемое общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Республики Беларусь, которые рассматриваются в качестве составной части ее правовой системы.
Различаются три группы прав и свобод человека и гражданина: личные права и свободы, политические права и свободы, социально-экономические права и свободы. К первым относятся: право на жизнь, свободу и неприкосновенность; право на охрану достоинства личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; право на неприкосновенность жилища; право на свободу определения национальной принадлежности; право на свободу передвижения и др. Содержащийся в разделе II Конституции Республики Беларусь перечень личных прав и свобод исчерпывающий. В группе политических прав и свобод представлены: право на объединение; право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; право на участие в управлении делами государства; избирательные права; право на равный доступ к государственной службе и др. Перечень политических прав также исчерпывающий. В совокупность социально-экономических прав и свобод входят: право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; право на жилище; право частной собственности; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на образование и др.
Информация о работе Функции охраны и правопорядка прав и свобод граждан