Функции охраны и правопорядка прав и свобод граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:48, контрольная работа

Описание работы

С законностью тесно связано такое правовое явление, как правопорядок (правовой порядок). Данное понятие широко используется в действующем законодательстве, охрана правопорядка - важнейшая функция государства. Наибольшее распространение получил взгляд на правопорядок как на реализованную законность. В формировании правопорядка законность выступает как основополагающий принцип деятельности государственных органов, должностных лиц и граждан. Более точно было бы сказать, что правопорядок складывается как результат реализации всех правовых предписаний в соответствии с принципом законности.

Содержание работы

Введение
1. Функция охраны правопорядка, прав и свобод граждан
2. Социальные нормы, технические нормы, технико-юридические нормы
3. Задание
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

 

 3 ЗАДАНИЕ

Дайте определение понятия «юридическая сила нормативного правового акта». Расставьте нормативные правовые акты в порядке убывания их юридической  силы, аргументируйте свой ответ. Юридическая сила нормативного правового акта - характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам. [8, статья 1]

1. Кодекс Республики Беларусь  от 21 апреля 2003 г. № 194-З "Кодекс  Республики Беларусь об административных  правонарушениях"

2. Кодекс Республики Беларусь  от 9 июля 1999 г. № 275-З "Уголовный  кодекс Республики Беларусь"

3. Указ Президента Республики  Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 673 "О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций"

4. Декрет Президента Республики  Беларусь от 21 января 1999 г. № 1 "О численном составе судей Верховного Суда"

5. Закон Республики Беларусь  от 14 июля 2000 г. № 417-З "Об  амнистии некоторых категорий  лиц, совершивших преступления"

6. Закон Республики Беларусь  от 5 ноября 1996 г. № 760-XIII "Об  амнистии некоторых категорий  лиц, совершивших преступления"

7. Постановление Пленума Высшего  Хозяйственного Суда Республики  Беларусь от 22 мая 2003 г. № 3 "О  некоторых вопросах рассмотрения  хозяйственными судами дел об  экономических правонарушениях,  влекущих конфискацию имущества"

8. Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 23 марта 1995 г. № 4 "О составах суда по рассмотрению дел в судебных коллегиях"

 

Согласно Закону "О нормативных  правовых актах Республики Беларусь" Кодексы имеют большую юридическую  силу по отношению к другим законам. Новый нормативный правовой акт имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому (изданному) по тому же вопросу того же государственного органа (должностного лица). Законы, декреты, указы имеют большую юридическую силу по отношению к постановлениям государственных органов и иным нормативным правовым актам. [8, статья 10].

Вместе с тем некоторые из указанных нормативных правовых актов в настоящее время отменены, т.е. утратили юридическую силу. Поэтому  полагаю, что за кодексами по убыванию юридической силы следует разместить: Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Указ Президента, Декрет Президента. Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь разместить в конце списка.

В связи с первыми двумя нормативными правовыми актами следует отметить, что последние изменения в УК и КоАП вносились в 2010 году, следовательно, указанные кодексы в настоящее время имеют равную юридическую силу. В случае противоречия норм УК и КоАП действовать должны нормы КоАП, так как в КоАП изменения вносились позже.

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследования  сущности и характера правоохранительной деятельности в Республике Беларусь позволяет констатировать, что она  подразумевает необходимость активных действий не только специализированных органов и служб, но и многих других государственных органов (не только правоохранительного характера), осуществляющих различные государственные функции.

В настоящее время правоохранительная деятельность приобретает особую значимость, поскольку именно с условием её осуществления происходят положительные преобразования белорусского общества. Сложившееся на сегодняшний день состояние законности настоятельно требует проведения всеми заинтересованными ведомствами и местными органами власти скоординированных действий, направленных на предупреждение правонарушений и вовлечение в эту работу как общественности, так и широких слоев населения. В нашей стране принимаются не имеющие аналогов меры в рамках правоохранительной деятельности государства. Примером может служить регулярное проведение единых информационных дней, проведение в целях развития правоохранительного движения и укрепления правопорядка смотров-конкурсов на звание «Лучший общественный пункт охраны порядка», «Лучшая добровольная дружина», «Лучший дружинник» в соответствии с утвержденной и зарегистрированной в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь Инструкцией о проведении этих конкурсов) и т.д.

Конституционные права, свободы и  обязанности отражают наиболее принципиальные связи между личностью, обществом и государством. Права человека образуют ядро, самую сущность того среза жизни общества, который охватывается конституцией. Цель провозглашения конституционных прав и свобод в Республике Беларусь, как и в других государствах - определить границы самостоятельности гражданина, сферу его свободного выбора того или иного варианта поведения, ограничить сферу вмешательства государственных органов, должностных лиц, иных граждан в частную жизнь человека. Беларусь сегодня считается правовым государством, хотя в реальности права и свободы человека еще не стали высшей ценностью. Формирование правового государства и уважение прав человека - задача чрезвычайно трудная, и ее решение возможно только благодаря усилиям всего общества в течение многих лет, связанных с преодолением как наследия прошлого (исторические традиции Беларуси не совместимы с демократией и свободой), так и просчетов, допущенных в последние годы. Однако это не умаляет того факта, что в ней заложен огромный потенциал, при реализации которого Беларусь имеет шанс стать правовым и демократическим государством.

Применяемые в Республике Беларусь в ходе осуществления правоохранительной функции юридические меры воздействия  соответствуют предписаниям закона и реализуются в установленном  законом порядке, с соблюдением определенных процедур. Их реализация возлагается, прежде всего, на специально уполномоченные государственные органы, комплектуемые соответствующим образом подготовленным персоналом. Организация и деятельность таких государственных органов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в том числе путем установления особых процедурных (процессуальных) правил для решения наиболее ответственных вопросов. Все это в совокупности направлено на обеспечение оперативности, обоснованности, законности и справедливости принимаемых названными органами решений. Перечисленное положительно сказывается на прогрессивном развитии общества и государства, улучшении качества жизни каждого из нас, хотя многое ещё предстоит осмыслить, исправить и осуществить.

 

 СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Советский  энциклопедический словарь. Прохоров  А.М. (гл.ред.). М.: Сов.энциклопедия, 1989. - 1632с.

2. С.В.Кузьмин  и др. Юридический энциклопедический  словарь. Мн.: БелЭн, 1992. 636с. 

3. Конституция Республики Беларусь. Мн.: Амалфея, 2006. - 48с.

4. Законность  и правопорядок. Правовой научно-практический  журнал. Белорусский дом печати. 2008.- № 4. - 72с. 

5. Общая  теория государства и права.  Академический курс в 2-х томах.  Под ред. Марченко М.Н., том 2. Теория права М.: Зерцало.1998. -640с.

6. Хропанюк  В.Н. Теория государства и права.  М.: Интерстиль, 1997. 377с.

7. Консультант  Плюс: Беларусь. [Электронный ресурс].

8. Закон  Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З "О нормативных  правовых актах Республики Беларусь". Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000г., №7, 2/136.

 


Информация о работе Функции охраны и правопорядка прав и свобод граждан