Гармонизация в результате национальной правовой реформы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 13:28, реферат
Описание работы
Актуальность темы исследования.Разные гражданские процессуальные системы нашего современного мира показывают значительные различия между ними. Одно из объяснений этому можно найти в исторических различиях к гражданскому судопроизводству в обычном праве и семействах романо-германского права гражданского процесса . Однако это объяснение сейчас больше не актуально, так как даже в пределах двух разных систем романо-германского гражданского процесса различия иногда более существенны.
Содержание работы
Введение 3 1. Гармонизация в результате национальной правовой реформы 5 2. Гармонизация в результате конкуренции между процессуальными системами 7 3. Гармонизация в европейском масштабе10 4. Гармонизация в мировом масштабе: Принципы транснационального гражданского процессуального права16 Заключение18 Список использованных источников19
Актуальность темы исследования.
Разные гражданские процессуальные системы
нашего современного мира показывают
значительные различия между ними. Одно
из объяснений этому можно найти в исторических
различиях к гражданскому судопроизводству
в обычном праве и семействах романо-германского
права гражданского процесса1.
Однако это объяснение сейчас
больше не актуально, так как даже в пределах
двух разных систем романо-германского
гражданского процесса различия иногда
более существенны. Первый спикер на этой
конференции, хотя и в пределах другого
контекста, даже заявил, что из-за этого
дихотомия между романо-германским правом
и обычным правом, возможно, потеряла большую
часть своей значимости2.
Правдивость этого утверждения
может демонстрироваться в сравнении
Англии и США. Если сравнить современный
английский гражданский процесс с процессом
в различных континентальных европейских
юрисдикциях, оказывается, что, например,
как и в Англии, в большей части континента
судья стал активным менеджером дела в
порядке гражданского судопроизводства,
хотя в Англии главным образом рассматривает
формальные аспекты судебного процесса3. В связи с этим Англия отошла
от традиционного подхода общего права
в направлении европейского континентального
права4.
Кроме того, разные системы
континентального гражданского процесса
продолжают демонстрировать интерес к
английскому процедурному устройству
и правилам: например, английский стиль
документального открытия (обнародования)
доказательств.
В настоящей работе я остановлюсь
на особенностях и перспективах гармонизации
гражданского процессуального права в
будущем.
В работе я остановлюсь на трех
типах гармонизации:
1) гармонизация в результате
реформы национального законодательства;
2) гармонизация в результате
конкуренции между процессуальными
системами;
3) гармонизация в результате
международных проектов гармонизации.
Гармонизация в
результате национальной правовой реформы
Сравнительный гражданский
процесс - явно или неявно - имеет с незапамятных
времен качество своеобразного инструмента,
когда благодаря ему делаются попытки
реформ национального процессуального
права. Такой подход может быть мудр, поскольку
зарубежный опыт может дать информацию
о функционировании конкретных процессуальных
правил на практике. Одним из первых примеров
являются Нидерланды XV и XVI вв., где явное
законодательное внимание уделялось франко-бургундскому
процессуальному праву, что привело к
значительному соответствию с этой системой.
Отношения между системами
нуждаются в реформировании, и иностранные
юридические системы, как правило, становятся
результатом тесного взаимодействия не
только в процессуальном праве, но и с
точки зрения права в целом, экономики,
политики и культуры. Нидерланды в XV в.,
например, были тесно связаны с франко-бургундской
монаршей семьей (бургундские князья были
правящей семьей в Нидерландах и младшей
ветвью французского королевского дома
Валуа). Французское влияние продолжалось
и в XVI в. в соответствии с правилами семьи
Габсбургов. Это же характерно и для XIX
в. для Нидерландов и Бельгии. Аннексия
этих территорий Франции привела к введению
французского законодательства. Это право
не было отменено после поражения Наполеона
Бонапарта. С юридической точки зрения
(прежде всего поражение французского
императора в Лейпциге), а также с политической
и экономической точек зрения Нидерланды
и Бельгия были интегрированы в правовую
систему Франции, и все это, особенно в
Бельгии, было подкреплено французской
культурной и языковой ориентацией элиты
в течение XIX и большей части XX в. Следовательно,
для Бельгии вполне естественно было ориентироваться
на французское процессуальное законодательство.
Существующая правовая, экономическая,
политическая и в определенной степени
культурная интеграция государств - членов
Европейского союза может служить сильным
стимулом для «спонтанной» гармонизации
или по крайней мере к сближению гражданской
процессуальной системы в Европе. Примером
спонтанного сближения, которое может
наблюдаться в Европе, является увеличение
полномочий судьи в ряде европейских юрисдикций,
включая Англию (по состоянию на 1999 г.).
Хотя эта разработка началась в конце
XIX в. в Австрии, не исключено, что европейская
интеграция является одним из факторов,
которые стимулируют его принятие в растущем
числе стран - членов ЕС. В конце концов,
особенно в последнее десятилетие, когда
европейская интеграция стала более интенсивной,
введение делопроизводства в полномочия
судьи происходит с растущим темпом, особенно
в Западной Европе.
Пример спонтанной гармонизации
в области судебного управления показывает,
что такого рода гармонизация не ограничивается
незначительными вопросами в процедурном
поле, она может также влиять на важные
аспекты существующих гражданских процессуальных
систем в современном мире. В конце концов,
в начале XIX в. идея ясно выражена в весьма
влиятельном гражданском процессуальном
кодексе Франции 1806 г.: гражданское судопроизводство
является частным делом и представляет
интерес только для сторон судебного процесса;
первоначально это было одним из краеугольных
камней европейских правовых систем5. Новая перспектива была принята
во многих европейских государствах, вначале
только в Германии (особенно с 1920 г.), а
во второй половине XX в. и во многих других
юрисдикциях.
В связи с увеличением темпов
интернационализации и глобализации правовая,
экономическая, политическая и/или культурная
интеграция в различных частях мира приведет
к еще большей гармонизации в гражданском
процессе.
Гармонизация в результате
конкуренции между процессуальными системами
В настоящей части работы я
остановлюсь на гармонизации гражданского
процессуального права в качестве побочного
эффекта конкурентоспособности гражданского
судопроизводства. Хотя это не может быть
основной целью реформаторов в современном
мире, но эта ситуация изменится в будущем
по причинам, указанным ниже. Прежде чем
заглянуть в будущее, я хотел бы взглянуть
на прошлое и обобщить историю успеха
средневековой романо-канонической процедуры,
которая лежит в основе различных систем
гражданского процессуального права на
Европейском континенте. На мой взгляд,
конкуренция между процессуальными системами
в средневековом мире объясняет этот успех;
и следовательно, это хороший пример гармонизации
процедурных моделей как побочный эффект
конкуренции.
Романо-каноническая процедура
была разработана в контексте средневековой
церкви, и ее распространение в светские
суды может, по крайней мере частично,
объяснить ее привлекательность для сторон
в процессе. Гораздо раньше, чем средневековые
светские суды, средневековые церковные
суды знали письменную форму, которая
была направлена на выявление истины путем
рациональной системы доказательств.
Эта система доказательств не апеллирует
к сверхъестественным силам, как это делала
старая система путем ордалий (акцент
был на документы), и, например, допрос
свидетелей начал играть важную роль.
Это увеличило предсказуемость в исходе
дел, и, как результат, многие тяжущиеся,
как правило, предпочитали светскому судебному
процессу церковный суд.
В нашем современном мире, и
особенно в национальном контексте, конкуренция
между судами на основании процедурных
правил практически исчезла. Это связано
с введением в большинстве государств
общегосударственного единообразного
процессуального права. Тем не менее это
не означает, что государственные суды
не должны бояться конкуренции. В конце
концов, несмотря на то что в странах устанавливаются
единые модели гражданского процесса,
все еще существует конкуренция между
способами разрешения споров: стороны
могут обратиться в государственный суд,
арбитраж, иностранные суды и в иные учреждения.
Таким образом, они косвенно выбирают
применимые нормы процессуального права,
а в исследовании Вогнаура и Ходжеса показано,
что в вопросе выбора процессуального
права важно учитывать мнение бизнеса.
Государства, которые считают для себя
важным привлечь к себе международные
судебные процессы, должны рассмотреть
вопрос о целесообразности их процессуального
права - позитивно или негативно отношение
к нему. Сравнительный гражданский процесс
имеет важное значение для этих государств,
поскольку сравнение национальных процедурных
моделей с иностранными процедурными
режимами является необходимым для оценки
сильных и слабых сторон конкретных процессуальных
систем в международном контексте.
Государства могут быть заинтересованы
в привлечении судебных дел по различным
причинам. Одной из причин может быть то,
что они хотят рассматривать дела, которые
в той или иной форме связаны с их собственной
юрисдикцией. Другая причина может быть
связана с привлечением бизнеса. Предпочтение
международным бизнес-сообществом судов
того или иного государства является показателем
того, что оно видит это государство как
привлекательное место не только с точки
зрения судебного процесса, но и с точки
зрения ведения бизнеса.
Ранний пример тенденции к гибкости
в отношении процедурных правил можно
наблюдать в северных странах. По словам
Лоры Эрво, в этих странах «государство
делегирует больше и больше свободы сторонам
по вопросам действия». Основываясь на
трудах проф. Линдблома, она отмечает,
что «в Швеции у сторон уже есть довольно
много свободы, чтобы решить процессуальные
вопросы, и, например, возможность выбора
письменных или устных материалов к той
или иной процедуре».
Одной из основных причин растущего
интереса к сравнительному гражданскому
процессу являются попытки гармонизации
гражданского процессуального права в
различных частях мира или даже в глобальном
масштабе. Две такие попытки гармонизации
принципов транснационального гражданского
процессуального права неизменно упоминаются
в сравнительном исследовании доклада
Сторм и американского института права.
Доклад Сторм является результатом развития
гармонизации в европейском масштабе,
в то время как принципы транснационального
гражданского процесса являются результатом
аналогичных разработок в области коммерческих
споров в мировом масштабе.
Гармонизация в
европейском масштабе
Гармонизация и унификация
гражданского процессуального права могут
потребоваться по разным причинам. Наряду
с законодательно установленным порядком
подачи жалобы в суд специальной юрисдикции
(например, когда дело касается недвижимого
имущества) выбор суда может оказаться
невозможным по финансовым причинам. В
экономической сфере в Европейском союзе
это может создать проблемы с точки зрения
четырех свобод (свободное передвижение
людей, товаров, капиталов и услуг). Граждане
могут, например, решить воздержаться
от покупки некоторых товаров за пределами
своей юрисдикции в силу обстоятельств,
когда судебный процесс может стать необходимым.
Хотя влияние различий в процессуальном
законодательстве в этой конкретной области
может быть ограничено, они тем не менее
способствуют фрагментированию рынка,
а не созданию единого внутреннего рынка,
что является целью европейского сотрудничества.
Кроме того, результатом этого являются
различия в отношении доступа к правосудию,
который в рамках Европейского союза или
в более широком контексте Совета Европы
нежелателен.
Для начала рассмотрим в рамках
Совета Европы: из-за ст. 6 Европейской
конвенции по правам человека (что сопоставимо
со ст. 14 Международного пакта о гражданских
и политических правах и (ст. 47) Хартии
основных прав Европейского союза), и особенно
из прецедентного права Европейского
суда по правам человека, государства
- члены Совета Европы должны гарантировать
соблюдение ряда фундаментальных процессуальных
гарантий в области уголовного и гражданского
судопроизводства. Прецедентное право
Европейского суда по правам человека
(ст. 6) играет важную роль в установлении
минимальных требований каждого национального
процессуального режима. На основе этого
прецедентного права ст. 6 предусматривает
следующие гарантии:
1. Доступа к правосудию.
2. Права на справедливое
судебное разбирательство, которое
включает:
a) право на состязательность
судопроизводства;
b) право на равенство
сторон;
c) право присутствовать
на суде;
d) право на устное слушание;
e) право на справедливое
представление доказательств;
f) право на обоснованное
решение.
3. Публичных слушаний, в
том числе публичного оглашения
судебного решения.
4. Разбирательства дела
в разумный срок.
5. Слушания дела независимым
и беспристрастным судом, созданным
по закону.
Хотя ст. 6 не обязательно приведет
к объединению с точки зрения процессуальных
норм в строгом смысле этого слова, некоторые
«аппроксимирующие» эффекты из основополагающих
принципов ст. 6 были осуществлены в течение
последних десятилетий; например, это
касается юридической помощи или других
подобных мер, расширения доступа к правосудию,
разумных сроков, роста устного элемента
в гражданском процессе и допустимости
сторон в качестве свидетелей. Эти эффекты
являются важными в контексте Европейского
союза, так как все государства-члены -
участники ЕКПЧ, а эта Конвенция является
частью законодательства ЕС, что также
отражено в ст. 47 Хартии основных прав
Европейского союза.
В рамках Европейского союза
ст. 81 Договора о функционировании Европейского
союза (бывшая ст. 65 Договора об учреждении
Европейского сообщества), введенного
Лиссабонским договором в 2009 г., имеет
первостепенное значение с точки зрения
гражданского процессуального права.
В нем говорится, что:
«1. Союз развивает судебное
сотрудничество по гражданским делам
с трансграничными последствиями, которое
основано на принципе взаимного признания
судебных и внесудебных решений. Данное
сотрудничество может включать в себя
принятие мер по сближению законодательных
и регламентарных положений государств-членов.
2. В целях параграфа 1, особенно
когда это необходимо для нормального
функционирования внутреннего рынка,
Европейский парламент и Совет, постановляя
в соответствии с обычной законодательной
процедурой, принимают меры, призванные
обеспечить: