Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 07:01, курсовая работа
Итак, целью курсовой работы является изучение и анализ документов в сфере государственно-правовой защиты мигрантов в Российской Федерации.
В связи с обозначенной целью работы необходимо выполнить ряд следующих задач:
проанализировать истоки и рассмотреть основные причины миграционных процессов в современной России;
выявить основные тенденции и изучить особенности этих процессов;
рассмотреть практическую деятельность российского государства в отношении мигрантов в целом и, в частности, в сфере их защиты;
рассмотреть основные права мигрантов в Российской Федерации;
Введение…………………………………………………………… 3
Глава I. Миграция в Российской Федерации……………….... 6
§ 1.1. Истоки и причины миграции в Российской Федерации…. 6
§ 1.2. Особенности миграционных процессов в Российской Федерации……….............................................................................
10
§ 1.3. Деятельность государства в отношении мигрантов……… 17
Глава II. Миграционное законодательство РФ……………… 23
§ 2.1. Основные права мигрантов в Российской Федерации…… 23
§ 2.2. Нормативно-правовое регулирование защиты прав мигрантов. Анализ основных документов……………………….
25
Заключение……………………………………………………….. 34
Список литературы…………………………………………….... 35
Государственно-правовая защита прав мигрантов
Уникальность текста – 81-82 %
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава I. Миграция в Российской Федерации……………….... |
6 |
§ 1.1. Истоки и причины миграции в Российской Федерации…. |
6 |
§ 1.2. Особенности миграционных
процессов в Российской Федерации……….................. |
10 |
§ 1.3. Деятельность государства в отношении мигрантов……… |
17 |
Глава II. Миграционное законодательство РФ……………… |
23 |
§ 2.1. Основные права мигрантов в Российской Федерации…… |
23 |
§ 2.2. Нормативно-правовое регулирование защиты прав мигрантов. Анализ основных документов………………………. |
25 |
Заключение…………………………………………………… |
34 |
Список литературы………………………………… |
35 |
Введение
На протяжении всей своей истории Россия была многонациональным государством. Изначальное географическое расположение между Европой и Азией превращало территорию России в удобный торговый путь. Со временем площадь страны увеличивалась, землю заселяли кочевавшие народы, здесь оставались жить путешественники, знатные вельможи из разных стран покупали здесь участки земли и т. д. Россия всегда отличалась высоким «спросом» у народов мира, сюда въезжали, из неё уезжали, иными словами мигрантов на территории страны всегда было предостаточно. И до сих пор Россия, можно сказать, находится на периферии миграционных процессов. Являясь сегодня самой большой по площади страной мира, Россия соединяет собой Азию и Европу, занимает 1/5 часть суши планеты, на которой в совокупности имеется огромный запас природных ресурсов, делающий страну, по сути, богатейшей в мире. Все эти факторы не могут не влиять на миграцию мирового населения. Так, по данным Росстата, в Российскую Федерацию в 2010 году прибыло 191 656 человек, тогда как выбыло из страны всего 33 578 человек. Проследив динамику международной миграции в России, можно сделать вывод о том, что число прибывающих в страну с 1997 года по 2010 год уменьшилось в 4 раза, а число выбывающих из страны за этот же период времени уменьшилось в 7 раз. Следует отметить также, что в 2010 году на территории Российской Федерации мигрировал 1 910 648 человек (в том числе из городских и сельских поселений) в различные федеральные округа. В данном случае речь идёт о внутрироссийской миграции населения, и здесь ярко выделяется тенденция преимущества перемещений граждан в Центральный Федеральный округ страны.1
Внешняя миграция – естественный процесс, который присущ любой развитой стране мира, если только она не ведёт закрытую политику. В России такая политика велась на протяжении всего, без четверти, XX века. Речь идёт, конечно, о периоде существования СССР, когда любой въезд и выезд из страны был строго запрещён, и контроль над перемещением населения осуществлялся ежеминутно. «Железный занавес» поднялся лишь в конце 1991 года, когда Советский Союз распался, а вместе с ним исчез и тотальный контроль над происходящими процессами, в том числе и миграционными. В «лихие 90-е» одна часть населения массово выезжала за пределы страны, другая, наоборот, - въезжала в страну.
В то время политика вновь рождённого российского государства была направлена, главным образом, на экономику, Правительство пыталось удержать наплаву развалившееся, погибающее государство. На сегодняшний день Российская Федерация представляет собой развивающееся и модернизирующееся государство, в котором постепенно «налаживаются» все те сферы общественной жизни, социальные институты, которые были подорваны 20 лет назад. Такая развивающаяся, открытая площадка представляет сегодня немалый интерес для мировых стран и вновь становится одним из центров миграционных процессов, происходящих на территории Евразии.
Миграция как процесс имеет множество количественных и качественных характеристик. И в любом государстве этот процесс должен контролироваться. Государство как важнейший социальный институт обязано заботиться о мигрантах, предоставлять им определённые права, пресекать деятельность тех мигрантов, которая не соответствует принятым правовым нормам в данном государстве.
Тема государственно-правовой защиты мигрантов в Российской Федерации является сегодня архиважной и актуальной, поскольку Россия представляет собой развивающуюся страну, которая восстанавливается после развала СССР. Российское общество, в большинстве своём, находится ещё сегодня в состоянии аномии, т. е. в таком социопсихологическом состоянии, когда старые ценностные ориентации успели отойти на второй план, а новые ещё не сформировались. Однако вместе с этим, Россия является привлекательной площадкой для мигрантов, которые имеют свои ценности и, попадая в такие условия, рискуют быть непонятыми со стороны коренных жителей, что может в общем итоге привести к конфликтной ситуации на международном уровне. Поэтому государство, с целью недопущения подобного рода конфликтов, должно защищать мигрантов на нормативно-правовом уровне, который позволит и российским гражданам быть толерантными по отношению к мигрантам и позволит самим мигрантам лучше знать свои права и социальные гарантии и самоидентифицироваться в новом для себя государстве. Сложность деятельности государства по защите мигрантов заключается, главным образом, в том, что ему необходимо учитывать сложный российский менталитет, поэтому необходимо изучить и проанализировать нормативно-правовую базу по защите мигрантов в Российской Федерации для того, чтобы правильно представлять статус мигрантов, знать их основные права и понимать интересы современного мигранта.
Итак, целью курсовой работы является изучение и анализ документов в сфере государственно-правовой защиты мигрантов в Российской Федерации.
В связи с обозначенной целью работы необходимо выполнить ряд следующих задач:
Объектом исследования является миграционные процессы в Российской Федерации на современном этапе её существования.
Предметом изучения выступает законодательство Российской Федерации в области защиты прав мигрантов.
Глава I. Миграция в Российской Федерации
§ 1.1. Истоки и причины миграции в Российской Федерации
В конце прошлого столетия в мире отмечалось существенное и стабильное умножение масштабов миграции, втягивание в мировые миграционные процессы практически всех стран мира, иначе говоря, явно наметилась тенденция глобализации международной миграции. Так, на 1 января 1996 года в мире существовало более 125 000 000 мигрантов, образовавших, по сути, специфическую «нацию мигрантов».2
В экспертном отделе Организации Объединённых Наций принято выделять пять категорий мигрантов:
1) иностранные граждане, которые допущены в страну въезда с целью получения образования или обучения;
2) мигранты, которые въезжают в страну с целью устроиться на работу;
3) мигранты, которые въезжают в страну для того, чтобы объединить семью или сформировать новую семью;
4) мигранты, которые въезжают в страну с целью постоянного проживания в ней;
5) иностранные граждане, которые допущены в страну въезда, и их въезд обусловлен гуманитарными представлениями (например, беженцы или лица, которые ищут убежища).3
Участливость России в мировых миграционных процессах начинает ощущаться только в конце 80-х-начале 90-х годов прошлого века и мгновенно приобретает массовый характер. Стоит отметить, что краткосрочная валовая миграция с 1988 года возросла втрое, притом, что частная миграция (т. е. миграция по приглашениям родственников, знакомых, юридических лиц и др.) увеличилась более чем в 15 раз.4 Но, конечно, на повсеместную трансформацию миграционных процессов в российском обществе стержневое воздействие оказал развал СССР.
С образованием ближнего зарубежья появилась весьма специфическая ситуация, когда в границах существовавшего Советского Союза внутренняя миграция единомоментно обернулась внешней. За пределами Российской Федерации вдруг оказались около 25 000 000 русских человек, т.е. чуть больше 17 % от их общей численности в Советском Союзе. Существенная доля таких русских (около 70 %) сконцентрирована на Украине и в Казахстане. Русское население в высокой степени сосредоточено в таких странах, как Латвия, Эстония и Кыргызстан. Русские, которые до этого проживали на территории Прибалтики, Украины и Средней Азии, стали теперь иностранными гражданами и перед ними стояло теперь два варианта: или принять нероссийское гражданство, или становиться беженцами, переселяясь в перспективе в Российскую Федерацию. Ко времени развала СССР в десяти из пятнадцати бывших союзных республик представители некоренных национальностей составляли свыше ¼ населения, а в Казахстане и Киргизии – даже чуть больше 50 % населения. После развала Советского Союза за пределами своих национальных государств оказалось, кроме 25 000 000 русских, ещё и 6 000 000 украинцев, более 2 000 000 представителей Белоруссии и т. д.
При этом следует отметить, что Российская Федерация остается практически единственной из бывших союзных республик, ни прямо, ни косвенно (т. е. через различные законы о гражданстве, земле, языке и т. п.) не закрывшей своей границы для всех находившихся в СССР граждан, которые желают в нее въехать, к какой бы национальности они не принадлежали. На территории Совесткого Союза проживало около 300 000 000 человек, среди этого числа можно было выделить почти 130 этнических групп, и каждый пятый из советских граждан проживал за пределами своего национального региона.
Интересным представляется тот факт, что согласно данным Международной организации по миграции (или – МОМ), в период с 1990 по 1996 годы население России вследствие миграции возросло на 3 300 000 человек. Также за 14 лет советской власти (с 1976-го года) по той же причине население возросло на 2 400 000 человек. Главным в миграционном процессе того времени можно было считать движение русских мигрантов из бывших союзных республик. По количеству иммигрантов в Россию в 1996 году первое место держали граждане Казахстана, Украины и Узбекистана. В период с 1990-го по 1996-ой годы в Россию перебрались почти 2 362 000 русских людей.5
Для сравнения после Октябрьской революции из России эмигрировало около 2 000 000 человек. До середины 80-х годов XX века на постоянное место жительства за рубеж каждый год выезжало в среднем не более 3 000 человек. В 1988 году произошло изменение в тенденциях миграционных процессов – практически была позволена эмиграция для евреев, немцев и греков, а также «выезд в гости». Так, если в 1987 году Россию покинуло 9 700 эмигрантов, то за последующие три года их число возросло в 10 раз и достигло в 1990 году своей наибольшей величины – 103 600 человек.6 В последующие годы объемы эмиграции не возрастали.
Специфической чертой миграционного обмена России того времени была его однонаправленность: из страны уезжало больше людей, чем в неё приезжало. Так, в 1992 году в дальнее зарубежье на постоянное место жительства выехало в 34 раза больше человек, чем въехало.7 Однако с 1993-го по 1998-ой годы ситуация полярно изменилась. В Россию стало приезжало больше людей, чем выезжать из неё. Из бывших советских республик в страну рванулись миллионы русских мигрантов. Их и стали называть беженцами.
С 1992 года миграция населения из стран ближнего зарубежья как процесс становится не только одним из важнейших компонентов общего увеличения населения России, она, по сути, начинает играть центральную роль в балансировании демографического кризиса, который был обусловлен естественной убыванием населения, составившей за 1992–1997-е годы более 4 100 000 человек. Эмиграционный процесс перемещения населения в страны дальнего зарубежья за этот же период достиг 623 000 человек.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что суммарная убыль населения России, которая составила в период 1992–1997 годов примерно 4 200 000 человек, была более чем наполовину покрыта чистой миграцией из стран ближнего зарубежья, которая составила примерно 3 310 000 человек.8
§ 1.2. Особенности миграционных процессов в Российской Федерации
О современных миграционных процессах очень хорошо пишет Е. П. Плисецкий. Исследователь выделяет несколько особенностей протекания их в Российской Федерации:
— масштабы стабильных миграционных потоков понемногу убавляются, общее количество официально зарегистрированных миграционных перемещений, как внутренних, так и внешних, урезалось более чем в 2, 5 раза — с 6 300 000 человек в 1989 году до 2 400 000 человек в 2001 году;
— часть внутренних миграций в совокупности переселений, которое включает и миграционный обмен со странами СНГ, Прибалтики и дальнего зарубежья, возросла с 65 до приблизительно 90 процентов;
— в группе мигрантов превалирует население трудоспособного возраста, на долю этого населения приходится 75 % от их общего числа; также во всех потоках в группах мигрантов превалируют женщины, как правило, вследствие наличия старшей возрастной группы;
— число въехавших в Россию на с целью постоянного пребывания превосходит число выехавших за ее границы, что обеспечивает механический прирост населения (так, с начала 90-х годов прошлого века такой прирост составил почти 3 500 000 человек). Но миграционный прирост не может покрыть естественный спад населения, который за тот же период времени превысил 8 000 000 человек;
Информация о работе Государственно-правовая защита прав мигрантов