Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 07:01, курсовая работа
Итак, целью курсовой работы является изучение и анализ документов в сфере государственно-правовой защиты мигрантов в Российской Федерации.
В связи с обозначенной целью работы необходимо выполнить ряд следующих задач:
проанализировать истоки и рассмотреть основные причины миграционных процессов в современной России;
выявить основные тенденции и изучить особенности этих процессов;
рассмотреть практическую деятельность российского государства в отношении мигрантов в целом и, в частности, в сфере их защиты;
рассмотреть основные права мигрантов в Российской Федерации;
Введение…………………………………………………………… 3
Глава I. Миграция в Российской Федерации……………….... 6
§ 1.1. Истоки и причины миграции в Российской Федерации…. 6
§ 1.2. Особенности миграционных процессов в Российской Федерации……….............................................................................
10
§ 1.3. Деятельность государства в отношении мигрантов……… 17
Глава II. Миграционное законодательство РФ……………… 23
§ 2.1. Основные права мигрантов в Российской Федерации…… 23
§ 2.2. Нормативно-правовое регулирование защиты прав мигрантов. Анализ основных документов……………………….
25
Заключение……………………………………………………….. 34
Список литературы…………………………………………….... 35
— во внешнем миграционном обороте господствует миграционный обмен (т. е. общая сумма прибывших и выбывших) между Российской Федерацией и странами СНГ и Прибалтики, превысивший в тот же период времени уже 11 000 000 человек. Только вследствие миграционного обмена с данными государствами Российская Федерация в период 1991 – 2000 годов «приобрела» свыше 4 000 000 человек;
— существенно возросли масштабы вынужденной миграции. Так, количество зарегистрированных мигрантов, которые приобрели согласно действующему законодательству статус вынужденных переселенцев и беженцев, достигло к концу 90-х годов XX века более 1 000 000 человек. Увеличению данной категории мигрантов, особенно в начале 90-х годов, способствовали неисчислимые вооруженные конфликты, которые возникли на постсоветском пространстве, а также политика, которая была сосредоточена на «вытеснении» русскоязычного населения, она сопровождала первую стадию суверенизации новых независимых государств. Однако в дальнейшем, по ходу того, как активные вооруженные действия сходили на «нет» и достигались перемирия, число конфликтов укоротилось;
— благодаря уменьшению перемещений населения с целью постоянного пребывания зримо увеличились процессы временных внешних миграций, которые были связаны с отдыхом, увеличением количества деловых поездок и поездок по частным приглашениям.9
Особо стоит отметить 2008 год, являющийся наиболее показательным для миграционных процессов, происходящих в современной России.
В 2008 году в России продолжилось
осуществление начатых ранее
больших миграционных «
Трансформации возрастной структуры репродуктивных женщин, а также меры, которые были предприняты в рамках проекта «Материнский (или семейный) капитал» привели в 2008 году к повсеместному увеличению количества новорожденных. Наряду с этим приблизительно в 2/3 территории страны наблюдался рост количества умерших. Совокупность процессов смертности и процессов рождаемости обусловила тот факт, что естественный спад населения происходил более низкими темпами, чем это было в предшествующем 2007 году. Вследствие этого покрыть естественный спад населения миграционным приростом стало немного легче, чем это можно было сделать ранее. В январе–октябре 2008 года нетто-миграция покрыла естественный спад населения на 64%.
Стоит уточнить, нетто–миграция – это разность между количеством иммигрантов и количеством эмигрантов. Также она может быть принята как разница между общим и естественным приростом населения за определенный период времени.10
Анализ естественных и миграционных процессов, которые происходили в январе–октябре 2008 года, позволяет сделать предположение о том, что, несмотря на увеличение показателя «замещающей миграции», произошел подъем абсолютного размера нетто.
Однако следует отметить, что замещение миграционным приростом естественного спада населения является, бесспорно, значительной, но не определяющей задачей. В большинстве развитых стран мира миграционный прирост предполагает покрытие не столько естественного спада населения (если он имеет место быть), сколько убыль населения в трудоспособном возрасте. В 2006 году в Российской Федерации, впервые за XXI век, обострилась ситуация на рынке труда, которая была вызвана спадом числа конкретно трудоспособного населения, при этом данная ситуация происходила на фоне экономического роста. В 2007–2008 годах продолжились тенденции понижения числа трудоспособного населения. Вследствие своих возрастных или поведенческих аспектов, а также социальных потребностей принимающей стороны миграционная составляющая воспроизводства населения должна возмещать именно этот «пробел». Однако заменить начавшийся и увеличивающийся естественный спад отдельно взятой трудоспособной части российского населения миграцией, в контраст общей динамике численности населения становится все сложнее. Вследствие трансформации позиций статистической организации прибывших и в результате новых мер в сфере миграционной политики, можно говорить о том, что разница между ежегодным миграционным приростом и естественным спадом трудоспособных мигрантов только умножается.
Снижение численности трудоспособных продолжилось и даже усилилось в 2009-2010 годах, поскольку мировой экономический кризис на рынке труда, в противовес трансформационному кризису начала – середины 1990-х годов и кризиса 1998 года, проходил в условиях сокращения собственного числа трудоспособного населения и таким образом частично способствовал уменьшению реальной массы увольняемых работников.
Итак, можно сказать, что сегодня, как и в предыдущие годы, официально зарегистрированный миграционный прирост Российской Федерации зависит, прежде всего, от насыщенности миграционных контактов со странами СНГ.
Опираясь на официальную статистику, следует отметить, что миграционные процессы выбытия из страны продолжили снижаться. Причем в данном случае уровень понижения был значительно большим, чем изменения в прибытии – на 16%, и данная тенденция коснулась как отбытия в страны СНГ, так и в дальнее зарубежье. Как и до этого, Российская Федерация не имела какого-либо паритета в миграционных процессах обмена ни с одной страной СНГ, за исключением Белоруссии. На 10 выбывших граждан из Российской Федерации в Белоруссию приходится 14 прибывших граждан из Белоруссии в Российскую Федерацию – такую статистику следует считать относительно сбалансированным показателем. Соотношения въезда и отъезда с прочими странами СНГ совершенно не имеют паритета. Так, на 10 выбывших граждан из Российской Федерации в Казахстан приходится 51 прибывший граждан из Казахстана в Российскую Федерацию, 53 гражданин – с Украины, 186 граждан – из Азербайджана, 360 граждан – из Киргизии.
Особенно следует отметить, что наиболее существенным стратегическим направлением с середины первого десятилетия XXI века для России стала трудовая миграция. Потребности рынка труда и разделение его на группы покупателей привели к острой нужде применения труда мигрантов в двух полярных характеристиках – рынок труда стал нуждаться как в высококвалифицированном труде, так и, напротив, в малоквалифицированном.
Помимо этого, российский рынок труда как всеобщая совокупность спроса и предложения рабочей силы выделяется существенным разбросом в пространстве, небольшой транспортной плотностью и малоактивной мобильностью самой рабочей силы.
Результаты исследования мигрантов из стран СНГ, которое было проведено Центром миграционных исследований в 2008 году в 5 регионах Российской Федерации, показали, что как минимум 3/5 работников из СНГ работают нелегально. Как правило, это обусловлено тем, что работодатели стремятся сохранить некоторую долю своего бизнеса «в тени» и в связи с этим желанием они попросту не заключают трудовой договор с работником, выдавая ему зарплату, что называется, «на руки». По данным Федеральной Миграционной Службы в 2007 году, сообщения от работодателей о том, что иностранный работник принят на работу, были получены только на 46,7 % санкций на работу, которые выданы гражданам СНГ, в 2008 году и того меньше – на 35,6 %.
На сегодняшний день «карта» трудовой миграции в Россию также имеет широкие границы и охватывает около 100 стран мира. Примечательно, что, однако более чем на 80 % трудовая миграция в Российскую Федерацию представлена восемью республиками СНГ, с которыми у страны установлен безвизовый режим.
Важность трудовой миграции из бывших союзных республик после трансформаций российского миграционного законодательства в 2006 году выросла с 53 % в 2006 году до 82% в 2008 году. Синхронно с этим процессом увеличивалась часть республик средней Азии, особенно Узбекистана и Таджикистана.11
В 2008-2010 годах не наблюдалось такого резкого усиления присутствия мигрантов из этих республик, однако, несмотря на это, в официально зарегистрированных миграционных потоках трудовых мигрантов, как и в предшествующих годах, представители этих республик лидируют по отношению, например, к украинским трудовым мигрантам, для которых все более актуальным представляется западноевропейское направление трудовой миграции.
Так из Таджикистана в Российскую Федерацию каждый год мигрирует до 1 000 000 человек, из Узбекистана – 2 – 4 000 000, из Киргизии – от 300 000 до 1 000 000 человек. И это только официальная статистика.
Экономическая политика Таджикистана, Киргизии и Молдовы почти на 20–30%, а Узбекистана – на 10% зависит от активности миграционных процессов, ставших сначала приоритетом выживания некоторых домохозяйств, а впоследствии, по существу, превратившихся в целостную стратегию развития определённых ближайших российских соседей, иными словами, здесь идёт речь об экспорт труде.
Мировой экономический кризис, который чувствительно затронул строительную сферу (оценки снижения объемов производства в данной сфере по России доходили до отметки в 50%), обусловил как возвращение доли трудовых мигрантов домой (более массовое, чем обычная сезонная эмиграция на зимний период времени), так и перераспределение в трудовой сфере, например, из строительной в сферу ЖКХ или транспортную сферу.
Однако большая часть трудовых мигрантов не покинула территорию Российской Федерации, поскольку неустойчивая экономика республик Средней Азии также в немалой степени затронула мировой экономический кризис.
Сегодня также имеет место быть процесс уменьшения присутствия на российском рынке труда высококвалифицированных работников из-за рубежа. Бизнес-иммиграция в Россию является наименее изученным феноменом современных миграционных потоков, тем не менее, некоторые косвенные данные позволяют сказать, что это уменьшение не так незначительно.
Итак, можно сказать, что в целом 2008 год – до момента начала мирового кризиса и после его начала – ярко доказал наличие важнейшей особенности российских миграционных процессов. Сегодня именно трудовая миграция, в отличие от «лихих 90-х», когда бесспорно важнейшим был процесс иммиграции, является центральным российским миграционным направлением.12
§ 1.3. Деятельность государства в отношении мигрантов
Итак, после развала СССР миграционная государственная политика в Российской Федерации проводилась не всегда согласованным образом, так как она представляла собой моментальную реакцию на потоки беженцев, которые появились вследствие межнациональных или военных конфликтов. В дальнейшем тенденции миграционных процессов изменились, они перешли в более мирную фазу, в которой миграционная активность определяется не ситуационными вызовами, а тенденциями, который имеют статичный характер, т. е. состоянием экономической, демографической и региональной государственной политики.
Так, в 1996 году был принят ФЗ № 114 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996. В 2002 году вступил в силу отредактированный ФЗ № 62 «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05. 2002 года № 62-ФЗ и ФЗ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07. 2002.
Обновление нормативно-правовой базы в обозначенный период имело своим приоритетом процесс усиления паспортно-визового режима, балансирования системы регистрации мигрантов и лиц без гражданства, которые находятся на приграничных территориях. Предусматривался также централизованный учет, т. е. организация центрального банка данных мигрантов, которые проживают или временно находятся в стране.13
Позиции государства, касающаяся вопросов контроля процесса миграции в среднесрочной перспективе изложена в Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации № 256-р, которая была одобрена распоряжением Правительства РФ от 01.03.2003. Согласно данной Концепции, основными целями контроля миграционных процессов являются обеспечение стабильного социально-экономического и демографического развития России, национальной безопасности страны, удовлетворение потребностей повышающейся российской экономики в трудовых ресурсах, целесообразное размещение населения на территории Российской Федерации, применение интеллектуальных и трудовых возможностей мигрантов «для достижения благополучия и процветания Российской Федерации».
В 2006 году миграционное законодательство России было оснащено рядом дополнительных нормативно-правовых актов, которые были направлены на упрощение процесса въезда мигрантов в страну, их регистрации и пребывания в стране трудовых мигрантов на законном положении. Такие дополнения, по существу, предполагали создание основы для борьбы государства с незаконной миграцией и, как следствие, теневым бизнесом работодателей.
Так, ФЗ № 121 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу совершенствования государственного управления в сфере миграции» от 18.07.2006 разделил компетенционные полномочия органов внутренних дел и территориальных органов ФМС РФ при реализации правоприменительной функции в миграционной сфере. Согласно данному закону, функции, связанные с контролем, надзором и оказанием государственных услуг в миграционной сфере от органов внутренних дел передаются ФМС.14
ФЗ № 109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006, вступивший в силу 15.01.2007 предусматривал новейшие модели учета миграционных процессов для разных категорий мигрантов и лиц, не имеющих гражданства.
ФЗ № 110 «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 18.07.2006 направлен, главным образом, на процесс упрощения миграционных процедур, которые связаны с приобретением статуса временно проживающего человека, на модернизацию государственного регулирования рынка трудовых мигрантов.
«Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» № 1351, которая утверждена Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 постулирует необходимость привлечения мигрантов соответственно потребностям демографического и социально-экономического развития страны, учитывающим обязательность их социальной адаптации и интеграции в российское общество. Для этого предполагается:
Информация о работе Государственно-правовая защита прав мигрантов