Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Унитарное предприятие – коммерческая организация, которая не наделяется правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Данное имущество принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество унитарного предприятия не может быть поделено и распределено по вкладам. Только государственные и муниципальные предприятия могут быть представлены в форме унитарного предприятия. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника.

Файлы: 1 файл

5fan_ru_Государственные и муниципальные унитарные предприятия.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)

АЛТАЙСКИЙ ТЕХНИКУМ ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙТЕХНИКИ  ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГОГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЭКОНОМИКАОРГАНИЗАЦИИ»

на тему:  Государственные и муниципальные унитарные предприятия

 

                                                                                    Выполнил студент 

                                                                                            группы АЛ-ДЛЭ-101

Ерохин О.А

 

Работу проверила преподаватель  Ильиных Т.П.

«___»________2013г.  Оценка_____________

 

 

 

СЛАВГОРОД  2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Унитарное предприятие – коммерческая организация, которая не наделяется правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Данное имущество принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество унитарного предприятия не может быть поделено и распределено по вкладам. Только государственные и муниципальные предприятия могут быть представлены в форме унитарного предприятия. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника.

Унитарное предприятие самостоятельно осуществляет текущее и перспективное планирование совей производственной деятельности.

Руководство унитарным предприятием (его администрация) наделено необходимыми полномочиями по организации его работы, обеспечению трудовой и государственной дисциплины. Оно реализует от имени предприятия, действующего в качестве юридического лица, его гражданскую и административную правосубъектность.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что наличие различных организационно-правовых форм хозяйствования, является важнейшей предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики в любом государстве.

Целью работы  является исследование государственных и муниципальных унитарных предприятий. В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:

– рассмотреть сущность и признаки унитарных предприятий;

– исследовать учреждение государственных и муниципальных унитарных предприятий;

– осуществить планирование получения и использования прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Работа состоит из следующих структурных элементов  введение, две главы, а именно теоретическая и практическая части, заключение и список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Государственные и муниципальные  унитарные предприятия

    1. Сущность и признаки унитарных предприятий

Предприятие - это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный (учрежденный) в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Унитарность - специфическая форма организации деятельности. Унитарным предприятием является государственная или муниципальная коммерческая организация, у которой отсутствует право собственности на имущество, закрепленное за ней.

Унитарное предприятие  - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество [24, с. 25].

Учредительным документом унитарного предприятия является устав, в котором указываются сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования.

Имущество, выделяемое унитарному предприятию при его создании, находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Органом управления унитарного предприятия выступает руководитель, который назначается собственником или уполномоченным собственником органом и им подотчетен [6, с. 42].

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Унитарные предприятия подразделяются на две категории:

– унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;

– унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

 Право хозяйственного  ведения - это право предприятия  владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

Основные характеристики и принципы функционирования унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, следующие:

– унитарное предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления;

– учредительным документом является устав, учреждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления;

– размер уставного фонда не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях;

– до государственной регистрации предприятия уставной фонд должен быть полностью оплачен собственником;

– если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда, а если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда;

– в случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано в письменной форме уведомить своих кредиторов;

– предприятие может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие), а учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя [4, с. 32].

 По решению Правительства  Российской Федерации на базе  имущества, находящегося в федеральной  собственности, может быть образовано  унитарное предприятие, основанное  на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие). Право оперативного управления - это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленным законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Основными характеристиками и принципами функционирования предприятия, основанного на праве оперативного управления, являются:

– учредительным документом является устав, утверждаемы Правительством Российской Федерации;

– фирменное наименование должно содержать указание на то, что предприятие является казенным;

– Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества;

– казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства Российской Федерации [6, с. 43].

 Право хозяйственного  ведения шире права оперативного  управления, то есть предприятие, функционирующее на основе права  хозяйственного ведения, имеет большую  самостоятельность в управлении. Предприятия могут создавать различные объединения.

К основным причинам создания унитарных предприятий следует отнести:

– необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена;

– осуществление деятельности по решению социальных задач, в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам и организации закупочных и товарных интервенций по товарам первой необходимости;

– обеспечение отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств.

Цель деятельности унитарных предприятий — решение государственных задач на коммерческой основе.

Правила ст. 113-115, 294-297 Гражданского кодекса РФ регулируют только правовое положение предприятий и не затрагивают права и обязанности работников, как имеет место с участниками и членами хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов. Права и обязанности работников определяются, прежде всего, трудовым правом. Если унитарное предприятие с согласия собственника внесло вклад в хозяйственное общество, то получаемая прибыль не может распределяться между работниками предприятия, она становится имуществом этого предприятия в целом.[1, с. 44]

Итак, главной отличительной особенностью унитарных предприятий является то, что они обладают закрепленным за ними имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, то есть владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в ограниченных Гражданским кодексом РФ пределах.

Из всего вышеизложенного следует, что многообразие организационных форм бизнеса придает современной рыночной экономике характер смешанной экономики. В этом состоит главный урок и для нашей экономики, переживающей трудные времена перехода от тоталитарной системы к модели смешанного предпринимательства. Если процесс реформ в России будет продолжен, то мы получим структуру организационных форм, близкую к той, которая нужна для нормальной смешанной экономики, в которой госсобственность займет не более 20%, а остальные ресурсы будут принадлежать негосударственным юридическим и физическим лицам.

1.2. Учреждение государственных и муниципальных унитарных предприятий

Вновь созданные предприятия подлежат государственной регистрации. С момента государственной регистрации предприятие считается созданным и приобретает статус юридического лица. Для государственной регистрации предприятия учредители предъявляют следующие документы:

– заявление о регистрации предприятия, составленного в произвольной форме и подписанного учредителями предприятия;

– учредительный договор о создании предприятия;

– устав предприятия, утвержденный учредителями;

– документы, подтверждающие внесение не менее 50% уставного капитала предприятия на счет;

– свидетельство об уплате государственной пошлины;

– документ, подтверждающий соглашение антимонопольного органа на создание предприятия.

 В учредительном договоре должны содержаться следующие сведения: наименование предприятия, место его нахождения, порядок управления его деятельностью, сведения об учредителях, размер уставного капитала, доля каждого учредителя в уставном капитале, порядок и способ внесения вкладов учредителями в уставной капитал.

 В уставе предприятия  должны обязательно содержаться  также сведения: организационно-правовая  форма предприятия, наименование, место  нахождения, размер уставного фонда, состав и порядок распределения  прибыли, образование фондов предприятия, порядок и условия реорганизации и ликвидации предприятия.

Для отдельных организационно-правовых форм предприятий в учредительных документах (учредительном договоре и уставе), помимо перечисленных, содержатся и другие сведения.

Государственная регистрация осуществляется в течение трех дней с момента представления необходимых документов, либо в течение тридцати календарных дней с даты почтового отправления, указанной в квитанции об оплате учредительных документов. Отказ в государственной регистрации предприятия может быть сделан при несоответствии представленных документов закону. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суде.

Государственная регистрация унитарных предприятий осуществляется в порядке, установленном Законом о государственной регистрации юридических лиц. Для государственной регистрации представляется решение уполномоченного государственного органа Российской Федерации, уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия, устав предприятия, сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Информация о работе Государственные и муниципальные унитарные предприятия