Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Унитарное предприятие – коммерческая организация, которая не наделяется правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Данное имущество принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество унитарного предприятия не может быть поделено и распределено по вкладам. Только государственные и муниципальные предприятия могут быть представлены в форме унитарного предприятия. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника.

Файлы: 1 файл

5fan_ru_Государственные и муниципальные унитарные предприятия.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

Статья 8 Федерального закона о государственных и муниципальных предприятиях устанавливает примерный перечень случаев, когда унитарное предприятие может быть создано. Так, государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:

– необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

– необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

– необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

– необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

– необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей ее безопасность;

– необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Казенное предприятие может быть создано в случае.

– если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

– необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;

– необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

– необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

– необходимости, производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

– необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

– необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятие [2, с. 6].

Следует иметь в виду, что перечень случаев создания унитарных предприятий является примерным.

Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими их компетенцию.

Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими их компетенцию.

Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ. Казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие учреждаются соответственно решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, решением органа местного самоуправления, которым в соответствии с актами, определяющими статус этих органов, предоставлено право принятия такого решения.

Стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, при его учреждении определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. [2, с. 5]

Таким образом, государственная регистрация унитарных предприятий осуществляется в порядке, установленном Законом о государственной регистрации юридических лиц. Для государственной регистрации представляется решение уполномоченного государственного органа Российской Федерации, уполномоченного государственного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия, устав предприятия, сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

 

1.3. Планирование получения и использования прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий

В организационно-правовой структуре предпринимательства видное место принадлежит государственным и муниципальным унитарным предприятиям. В соответствии с Гражданским кодексом РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия это звенья хозяйственной системы, объективно обусловленные достигнутым уровнем обобществления производства. В структуре административно-командной экономики государственные предприятия занимали место главного и ведущего звена хозяйственной системы; в рыночной же экономике, им предстоит занять место равноправного субъекта в совокупности хозяйствующих образований, действующих на коммерческих принципах. Государственные и муниципальные предприятия - это такие производственные образования, которые создаются государством и органами местного самоуправления, наделяются ими необходимыми средствами и на коммерческих принципах действуют в соответствии с теми целями и задачами, которые для них определяют учредители. В унитарной форме могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия. Имущество, которым наделяются такие предприятия, находится соответственно в государственной или муниципальной собственности, и принадлежит предприятиям на праве «хозяйственного ведения» или «оперативного управления». Органом управления унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником (либо уполномоченным собственником органом). Свою деятельность унитарные государственные и муниципальные предприятия строят на коммерческих принципах, сообразуя доходы с издержками и добиваясь увеличения прибыли, отвечая по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом [21, с.91].

Планирование прибыли должно быть нацелено на выявление внутрихозяйственных резервов производства на основе более рационального использования производственных фондов, мощностей, материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств. Эту работу необходимо строить на глубоком экономическом анализе хозяйственных и финансовых показателей за период, предшествующий планируемому, в целях выявления имеющихся резервов. План прибыли разрабатывается на основе планов производства и реализации продукции, производительности труда, снижения себестоимости продукции и повышения ее качества. Поэтому в разработке проекта производственных показателей на планируемый период должны принимать активное участие финансовые работники предприятия.

Плановая балансовая прибыль предприятия рассчитывается по следующим видам:

– прибыль от реализации изделий, работ и услуг промышленного характера (прибыль от реализации товарной продукции).

– прибыль от реализации работ и услуг непромышленного характера (прибыль от прочей реализации).

– прибыль от планируемых внереализационных операций.

– прибыль от реализации товарной продукции определяется исходя из выручки от реализации этой продукции (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и затрат на производство и реализацию, включаемых в себестоимость продукции.

Превышение выручки от реализации над полной плановой себестоимостью реализуемой продукции представляет собой прибыль от реализации товарной продукции. Эта прибыль может быть определена и методом поассортиментного расчета. Для этого необходимо знать плановый ассортимент продукции, плановую себестоимость единицы изделия и реализационную цену. Этот метод исчисления плановой прибыли носит и другое название - метод прямого расчета. Он чаще всего применяется при исчислении прибыли на предприятиях и в отраслях промышленности с небольшим ассортиментом продукции и при условии планирования себестоимости продукции по каждому виду. Прибыль от реализации товарной продукции может быть исчислена на планируемый период исходя из базовой рентабельности, сложившейся на предыдущий год. Такой метод расчета называется аналитическим (проверочным).[8, с. 194]

При этом методе полученная прибыль от реализации товарной продукции за истекший год увеличивается в планируемом году в соответствии с ростом реализации. К полученной сумме прибавляется экономия от снижения себестоимости сравнимой продукции. Кроме того, учитывается изменение цен, ассортимента продукции, повышение качества продукции. При расчете плановой прибыли аналитическим методом большое значение имеет правильное определение базовой рентабельности. Для этого в первую очередь необходимо правильно оценить ожидаемую прибыль за текущий год, которая складывается из фактической прибыли по последнему бухгалтерскому отчету и плановой прибыли за оставшийся до конца года период. Если есть основания считать, что за оставшийся до конца года период предполагаемая прибыль будет существенно отклоняться от плановой, то в расчет ожидаемой прибыли за год вносятся соответствующие коррективы. Ожидаемая прибыль за оставшийся до конца года период исчисляется на основе данных о предполагаемом выполнении производственной программы, плана снижения себестоимости продукции и сведений об изменении остатков нереализованной продукции за оставшийся до конца года период.

На уровень рентабельности и прибыли предприятия, фирмы влияет качество продукции. Улучшение качества продукции, с одной стороны, требует дополнительных производственных затрат, что ведет к некоторому повышению себестоимости продукции и снижению уровня рентабельности. С другой стороны, повышение оптовых цен и поощрительные надбавки к ним за улучшение изделия не только возмещают эти дополнительные затраты, но и увеличивают рентабельность производства. При планировании выпуска несравнимой продукции расчет прибыли от ее реализации производится отдельно исходя из договорных цен на нее и плановой себестоимости. При этом следует иметь в виду, что новые виды продукции, выпуск которых еще недостаточно освоен предприятием, как правило, имеют более низкую рентабельность по сравнению со старыми изделиями. Прибыль от реализации работ и услуг непромышленного характера и покупной продукции (прибыль от прочей реализации) планируется отдельно по следующим хозяйственным операциям:

– выполнение работ и услуг непромышленного характера, включая работы по капитальному строительству и капитальному ремонту;

– реализация продукции и товаров заготовительных организаций, в том числе операции по заготовке и откорму скота;

– реализация услуг транспортных хозяйств, выделенных на самостоятельный баланс в составе промышленного предприятия, а также услуг и работ транспортных цехов промышленного предприятия;

– операции по лесосплаву и лесоперевалке;

– реализация покупной электроэнергии, воды, пара, газа, а также полученных со стороны полуфабрикатов;

– реализация продукции подсобных сельскохозяйственных предприятий. Прибыль (убыток) по хозяйственным операциям, планируемым в составе прочей реализации, рассчитывается в основном в том же порядке, что и по реализации товарной продукции, то есть исходя из объема реализуемой продукции, работ и услуг, их себестоимости, отпускных цен и тарифов.

Прибыль от планируемых внереализационных операций. В старых условиях хозяйствования внереализационные доходы и расходы, как правило, не планировались. Доходы носили случайный характер, а расходы в большинстве случаев были результатом бесхозяйственности.

В настоящее время состав внереализационных доходов предприятия значительно расширился. Ряд видов доходов приобрел устойчивый характер. В связи с этим появилась возможность их планирования и учета в общей сумме плановой балансовой (валовой) прибыли. К этим видам доходов в первую очередь относятся:

– доходы от долевого участия в деятельности других предприятий;

– доходы от сдачи имущества в аренду;

– доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию.

В области планирования прибыли предприятия остается нерешенным до конца вопрос об отражении в плановой прибыли результатов от товарообменных операций и от реализации основных фондов и иного имущества предприятия.

Все имущество госпредприятия, а также прибыль и иные финансовые ресурсы, полученные от его использования, являются государственной собственностью. Важнейшим источником финансов государственного предприятия, как мы ранее отмечали, является прибыль. Распоряжаться прибылью значит распределять ее по финансовым фондам и использовать. Законодательство не устанавливает режим распределения прибыли, поэтому государственное предприятие самостоятельно определяет, какие финансовые фонды выделять, в каких размерах отчислять в них прибыль.[12, с. 39]

За счет прибыли финансируются расходы на научно-исследовательские работы, модернизацию оборудования, строительство новых объектов, прирост оборотных средств, уплату процентов по долгосрочным ссудам, погашение долгосрочных кредитов банка, расходы на подготовку кадров, строительство жилья и других объектов производственного назначения. Прибыль направляется на финансирование перечисленных затрат непосредственно или через формирование соответствующих фондов, например фонда производственного и социального развития предприятия.

Информация о работе Государственные и муниципальные унитарные предприятия