Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 19:23, курсовая работа
Целью работы является определение правового положения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и государственных органов как субъектов гражданского права.
Цель курсовой работы предопределила основные задачи, поставленные автором исследования перед началом работы:
• раскрыть понятие гражданской правосубъектности ;
• определить характер гражданской правоспособности;
• раскрыть понятие гражданской дееспособности и правоспособности государства;
Введение………………………………………………………..…….3
Глава I Гражданская правосубъектность государства……….……5
1.1. Понятие гражданской правосубъектности и правоспособности государства………………………….……5
1.2 Понятие гражданской дееспособности и её реализация…………………………………………………….15
Глава II Опосредованное и непосредственное участие государства в гражданских правоотношения………………….…19
2.1. Опосредованное участие государства в гражданских правоотношениях…………………………………………………..19
2.2. Непосредственное участие государства в гражданских правоотношениях………………………………….……………….22
Заключение…………………………………………………………25
Список использованной литературы…………………...…………27
Еще одной опосредованной формой участия государства в таких отношениях является передача им государственного имущества в доверительное управление физическим или юридическим лицам, поскольку в данном случае доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных законом и договором доверительного управления имуществом, правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление (ст. 1020 ГК РФ). При этом устанавливается запрет на передачу в такое управление имущества, закрепленного за государственными юридическими лицами, запрет на выступление в качестве доверительного управляющего унитарным предприятиям и учреждениям, а также государственным органам.
Однако все перечисленные выше формы (способы) опосредованного участия государства в гражданском правоотношении носят относительный характер, ибо государство при этом сохраняет право собственности на имущество.
Абсолютный характер
приобретает форма
2.2. Непосредственное участие государства в гражданских правоотношениях
Непосредственное участие
государства в гражданских
Квалифицирующим признаком участия государства в обороте не может быть действие такого государственного органа, который не является юридическим лицом. Сейчас практически все государственные органы, которые участвуют в гражданском обороте от имени государства, признаны юридическими лицами. Здесь главное - не формальный критерий наличия или отсутствия прав юридического лица, а направленность действий государственного органа, которые должны быть совершены от имени государства в пределах компетенции такого органа. В случае непосредственного участия государства в гражданском обороте мы имеем специфические отношения представительства в силу закона, к которым должна применяться глава 10 ГК РФ. При любых обстоятельствах государство может считаться участвующим в гражданском обороте непосредственно лишь тогда, когда в законодательстве содержится полномочие какого-либо органа государства совершить действие от имени государства, тем самым, связав его. 12
От имени государства
в гражданском обороте могут
выступать как
Таким образом, российское законодательство исходит из плюралистической модели участия государства в гражданском обороте, когда его представляют несколько различных органов, причем порядок взаимодействия между этими органами и даже некое подобие их иерархичности отсутствуют.
Между тем многие правовые системы исходят из монистической модели участия государства в гражданском обороте, когда основным и главным участником гражданско-правовых отношений становится казна (фиск). Такая правовая конструкция восходит еще к римскому праву. Ценность ее состоит в том, что достаточно однажды зафиксировать равноправие фиска в отношениях со всеми другими участниками гражданского оборота - и в дальнейшем это положение не будет нуждаться в пересмотре. 13
Плюралистическая же модель требует фиксации равноправия применительно к каждому государственному органу, представляющему государство в гражданском обороте, что вызывает дополнительные сложности и становится практически невозможным, если число этих органов все увеличивается и увеличивается.
Ситуацию не может исправить и то, что в РФ существует Федеральное казначейство. Оно создано на основании Указа Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 "О федеральном казначействе". Положение о федеральном казначействе РФ утверждено постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864.
Основными функциями федерального казначейства являются управление доходами и расходами федерального бюджета РФ (учет средств, их зачисление, перемещение и расходование) и обслуживание внутреннего и внешнего долга РФ.
Главное управление федерального казначейства является от имени Министерства финансов РФ официальным корреспондентом международных финансово-банковских организаций, членом которых состоит РФ, по вопросам финансовых операций Правительства РФ.
Однако Федеральное казначейство РФ - не единственный орган, действующий непосредственно от имени казны. Это лишает казну присущего ей в ряде иностранных законодательств единства. Хотя и в нашем законодательстве закреплен принцип единства казны, однако он касается лишь денежных средств, зачисляемых в бюджет или перечисляемых из бюджета. Иное имущество, как движимое, так и недвижимое, выведено из "общей кассы", и в отношении него право представлять государство закреплено совсем за другими органами, а именно, за органами по управлению государственным имуществом. Последние являются распорядителями практически любого государственного имущества, кроме бюджетных средств. Поэтому-то и нельзя говорить о единстве казны (кассы).
Заключение
Будучи носителем власти
и воздействуя посредством
Таким образом, государство является специфическим
субъектом гражданского права. Его особое
положение обусловлено наличием двух
моментов: равные начала участия в гражданских
правоотношениях наряду с иными субъектами
- гражданами и юридическими лицами и использование
властных полномочий для организации
гражданского оборота. Поэтому ряд гражданских
правоотношений с участием государства
возникает на основе административных
актов, что несвойственно для граждан
и юридических лиц. Будучи одним из субъектов
гражданских правоотношений государство
обладает право- и дееспособностью. В отношении
правоспособности государства высказаны
различные мнения. Однако, учитывая сложившуюся
практику использования терминологии,
с целью определения отличительных особенностей,
правоспособность государства можно именовать
универсальной, в отличие от общей правоспособности
граждан и специальной (по общему правилу)
юридических лиц. Россия, являясь федеративным
государством, включает в себя субъекты,
обладающие признаками государственных
образований. Это республики в составе
РФ, национально-территориальные образования
(автономные округа и автономная область)
и административно-
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. 1993. № 237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1. Принят Федеральным законом от 30.12.1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета. 1994. № 238-239.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 2. Принят Федеральным законом от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ // Российская газета. 1996. № 23-27.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 3. Принят Федеральным законом от 26.11.2001 г. № 147-ФЗ // Российская газета. 2001. № 233
5. О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 № 6/8 // Вестник ВАС РФ. 1996. № 6. С. 7-8
Учебная литература:
1 Гражданское право / Под ред. А. П. Сергеева и Ю. К. Толстого. М., 2010. Ч. 1. С. 171 -198 .
2 Гражданское право / Под ред. А. П. Сергеева и Ю. К. Толстого. М., 2010. Ч. 1. С. 171 -198.
3 Гражданское право / Под ред. А. П. Сергеева и Ю. К. Толстого. М.,2010. Ч. 1. С. 171 -198
4 Гражданское право / Под ред. Е. А. Суханов. М.,2011. Т. 1. С. 108
5 Т. Е. Абова. Субъекты гражданского права. М., 2011. С. 39.
6 Т. Е. Абова. Субъекты гражданского права. М., 2011. С. 36-37.
7 Гражданское право / Под ред. А. П. Сергеева и Ю. К. Толстого. М., 2010. Ч. 1. С. 177.
8 Гражданское право / Под ред. Е. А. Суханов. М., 2011. Т. 1. С. 283.
9 Гражданский кодекс Российской Федерации. Научно-практический комментарий / Под ред. Т. Е. Абова, А. Ю. Кабалкин, В. П. Мозолин. М.,2010. Ч. 1. С. 219..
10 Т. Е. Абова. Субъекты гражданского права. М., 2011. С. 44.
11 Гражданское право / Под ред. А. П. Сергеева и Ю. К. Толстого. М., 2010. Ч. 1. С. 177.
12 Т. Е. Абова. Субъекты гражданского права. М., 2011. С. 36-57.
13 Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М.,2010. С. 142..
Информация о работе Государство как субъект гражданского права