Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 17:43, доклад
В понятие основ конституционного строя входят закрепленные конституцией характеристики государства. Статья 1 Конституции России устанавливает, что Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Статья 7 характеризует государство также как социальное, а ст. 14 как светское.
лируется Федеральным законом ≪О международных договорах
Российской Федерации≫.
Указанные признаки правового государства являются только
основными. В практической жизни правовое государство вклю-
чает еще очень много аспектов. Это и верховенство парламента в
законодательной сфере, и демократический контроль за исполь-
зованием армии за рубежом и внутри страны, и невмешательство
государства в работу средств массовой информации, и закон-
ность методов деятельности органов контрразведки, и гласность
внешнеполитических шагов правительства, и многое другое. Ра-
зумеется, для всех соответствующих действий органов исполни-
тельной власти должны существовать конкретные законы, право
и только право должно лежать в основе любых государственных
решений, и особенно связанных с применением принуждения.
§ 4. Социальное государство
Так называется государство, которое берет на себя обязан-
ность заботиться о социальной справедливости, благополучии
своих граждан, их социальной защищенности. Это государство
не стремится к уравниловке за счет отказа от свободы, как это
делало социалистическое государство. Напротив, оно увязывает
свободу и социальную защиту социально слабых слоев (безработ-
ных, нетрудоспособных, инвалидов и т. д.), поскольку между
этими целями существует определенное противоречие. Социаль-
ное государство как бы исправляет формализм понятий ≪свобо-
да≫ и ≪равенство≫, помогая людям непредприимчивым и бедным.
Когда после Второй мировой войны в конституциях ряда за-
падноевропейских стран появилась формула ≪социальное госу-
дарство≫ (ФРГ, Франция, Италия и др.), многие исследователи
Глава 7. Конституционные характеристики Российского государства 137
считали, что обязанности такого государства сводятся только к
провозглашению социально-
на труд, на отдых, социальное обеспечение и проч.) или к разда-
че пенсий и различных пособий. Но со временем утвердилось
понимание того, что социальное государство — это нечто боль-
шее, оно призвано создавать
условия для обеспечения
работой, перераспределять доходы через государственный бюд-
жет, обеспечивать людям прожиточный минимум и содейство-
вать увеличению числа мелких и средних собственников, охра-
нять наемный труд, заботиться об образовании, культуре, семье и
здравоохранении, постоянно улучшать социальное обеспечение
и др. Выяснилось, что помимо собственно социальной политики
социальную ориентацию должна приобрести вся экономическая
политика правительства и при этом не перечеркивать конкурен-
цию и экономическую свободу, поощрять индивидуальную ини-
циативу, сохранять и даже усиливать стимул к росту личного
благосостояния. Это государство должно бороться не против бо-
гатства, а против нищеты, оно отрицает чрезмерный этатизм в
распределении благ, поощряя социальную функцию частной соб-
ственности.
Функции социального государства широки. Оно создает усло-
вия для поддержания полной занятости, перераспределяет доходы
через государственный бюджет в пользу неимущих, обеспечивает
людям прожиточный минимум, охраняет наемный труд, заботит-
ся об образовании, социальном обеспечении, семье, здравоохра-
нении и т. д. Социальная деятельность по этим направлениям не
требует огосударствления экономики, а, напротив, сочетается с
укреплением рыночного хозяйства и развитием индивидуальной
инициативы.
Социальное государство не имеет ничего общего с тоталитар-
ным социализмом, оно рассматривается как составная часть кон-
цепции демократического государства, хотя в ряде таких госу-
дарств конституционно не признается (США, Великобритания,
Канада и др.). Однако функции социального государства, обеспе-
чивающие слияние свободы и социальной защиты, присущи и
этим государствам. В США, например, уровень социального
обеспечения граждан по ряду показателей выше, чем в других
странах.
Цели социального государства достигаются отнюдь не только
методами социальной политики — в этом случае в связи со сме-
ной правительств многие аспекты этой политики исчезали бы или
138 Раздел III. Основы конституционного строя
серьезно менялись. Такое действительно имеет место, но главное
состоит не в социальной политике, а в создании необратимой за-
конодательной и административной структуры социальной дея-
тельности государства, в результате чего социальное государство
остается таким при всех правительствах. Это, следовательно,
структурная реформа всей экономической и политической систе-
мы, основанная на консенсусе всех политических сил (либералов,
консерваторов, социал-демократов и др.).
Такая концепция социального государства на практике суще-
ственно ослабила социальную напряженность между трудом и
капиталом, снизила деструктивную активность левого радикализ-
ма. Постепенно пошла на спад (без особых запретов) забастовоч-
ная борьба, профсоюзы научились добиваться своих целей мето-
дами социального партнерства. И хотя нужда и даже нищета зна-
чительных групп населения окончательно не исчезли, в целом
благосостояние низшего и среднего классов неуклонно улучша-
ется.
В Конституции РФ социальное государство характеризуется
как государство, политика которого направлена на создание ус-
ловий, обеспечивающих достойную жизнь (ст. 7). Это, конечно,
слишком общая цель, ключевым и самым сложным понятием ко-
торой является ≪достойная жизнь≫. Однако ч. 2 ст. 7 дает некото-
рую расшифровку обязанностей государства:
•охрана труда и здоровья людей;
•установление гарантированного минимального размера оп-
латы труда;
•обеспечение государственной поддержки семьи, материнст-
ва, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
•развитие системы социальных служб;
•установление государственных пенсий, пособий;
•иные гарантии социальной защиты.
Такой перечень социальных обязанностей государства явно
отстает от общепризнанных в конституционной теории и практи-
ке развитых стран. Однако введенный в Конституцию термин
≪социальная защита≫, хотя не обязательно связанный только с
государственными мерами, предполагает возможность расшире-
ния этих обязанностей в будущем законодательстве. К сожале-
нию, в конституционный текст не включена формула ≪социально
ориентированная рыночная экономика≫, это, безусловно, суще-
ственно помогало бы становлению социального государства.
Глава 7. Конституционные характеристики Российского государства 139
§ 5. Светское государство
Такая характеристика означает, что государство и религиоз-
ные объединения отделены друг от друга, т. е. взаимно не вме-
шиваются в дела друг друга. Давая такую характеристику Россий-
скому государству, Конституция (ст. 14) раскрывает ее в следую-
щих положениях:
• никакая религия не может устанавливаться в качестве госу-
дарственной или обязательной;
• религиозные объединения отделены от государства и равны
перед законом.
В противовес светскому государству, установившемуся в боль-
шинстве развитых стран (США, Франция и др.), существуют го-
сударства, в которых одна из религий признается государствен-
ной (англиканская церковь в Великобритании, иудаизм в Израи-
ле, лютеранская церковь в скандинавских странах, мусульманство
в исламских государствах Ближнего и Среднего Востока). Даже в
тех странах, где закреплено
равенство религиозных
(ФРГ, Япония, Италия), все же одна из религий обладает некото-
рыми привилегиями. Такое положение сложилось в этих странах
исторически, оно отражает глубокое убеждение народа в благо-
творном воздействии религии на политику и общественную мо-
раль. Впрочем, во всех указанных государствах, кроме исламских,
гарантируется свобода вероисповедания и наряду с государствен-
ной существуют другие конфессии.
В России основными конфессиями являются православие и
ислам, но есть и другие вероисповедания (католицизм, буддизм,
баптизм, иудаизм и др.). Они совсем недавно обрели необходи-
мые права для своей деятельности, поскольку тоталитарное госу-
дарство (считавшее себя тоже светским, а на деле бывшее грубо
атеистическим) осуществляло гонение на веру, преследование
религиозных служителей. Ныне общепризнано, что церковь иг-
рает незаменимую роль в духовном возрождении России и вправе
свободно проводить свою деятельность не только по отправле-
нию культов, но и по пропаганде вероучения. Религиозные дея-
тели заняли видное место во многих общественных движениях.
Русская православная церковь приняла решение не участвовать в
государственной и политической жизни, и с ее стороны нет ни-
каких претензий на статус государственной. Мусульмане также в
основном не претендуют на такой статус своей религии, хотя в
ряде республик существуют определенные круги, высказываю-
140 Раздел III. Основы конституционного строя
щиеся за преобразование своих республик в исламские государ-
ства.
Закрепление светского государства отнюдь не означает умале-
ние или ущемление свободы вероисповедания. Статья 28 Кон-
ституции РФ закрепляет свободу совести, и светское государство
не освобождается от обязанности гарантировать эту свободу.
В равной степени государство не должно заниматься пропаган-
дой атеизма, каким-либо способом препятствовать свободной
деятельности религиозных объединений. Более того, нравствен-
ный долг требует, чтобы государство оказывало им содействие в
их деятельности.
Следует отметить, что содержащаяся в ст. 14 Конституции РФ
характеристика светского государства не упоминает об отделении
государственной школы от религии. Федеральным законом
≪О свободе совести и о религиозных объединениях≫ (в редакции
от 6 июля 2006 г.) (ст. 5) установлено, что религиозные организа-
ции вправе в соответствии со своими уставами и законодательст-
вом Российской Федерации создавать образовательные учрежде-
ния. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия
детей, обучающихся в государственных и муниципальных обра-
зовательных учреждениях, администрация указанных учреждений
по согласованию с соответствующим органом местного само-
управления предоставляет религиозной организации возмож-
ность обучать детей религии вне рамок образовательной про-
граммы.
Светский характер государства означает, что официальные ли-
ца государства, хотя и вправе исповедовать любую религию, не
должны предоставлять каких-либо привилегий той или иной
конфессии, допускать ее влияние на принятие государственных
решений. В связи с этим в Федеральном законе ≪О государствен-
ной гражданской службе Российской Федерации≫ (в редакции от
2 февраля 2006 г.) установлено, что государственные служащие
не имеют права использовать должностные полномочия в инте-
ресах религиозных объединений, публично выражать отношение
к ним, если это не входит в их обязанности (п. 3 ст. 17). Подоб-
ные ограничения вполне объяснимы для страны с религиозным
плюрализмом, каковой является Россия, а также многонацио-
нальным составом государственного аппарата, что требует от го-
сударства соблюдения строгого нейтралитета по отношению к
конфессиям.
Глава 7. Конституционные характеристики Российского государства 141
§ 6. Республиканская форма правления
Положением, содержащимся в ст. 1, российская Конституция
делает четкий выбор из двух форм правления, известных совре-
менному государству: республики и монархии. Российская Феде-
рация провозглашена республикой, что означает выборность гла-
вы государства. Однако, сделав этот первичный выбор, Консти-
туция не пошла дальше и не определила вид республиканской
формы правления. Между тем мировой конституционной теории
и практике известны три вида республики: парламентская, пре-
зидентская и
В парламентской республике глава государства (президент) из-
бирается парламентом, главой правительства становится лидер
партии, победившей на выборах. Парламент осуществляет кон-
троль над правительством. В случае вынесения парламентом во-
тума недоверия правительство автоматически подает в отставку
(или премьер-министр ставит вопрос о роспуске парламента и
назначении новых выборов). Министры назначаются из членов
парламента и сохраняют в нем свое место. Примеры: Италия,
ФРГ.
В президентской республике глава государства (президент) из-
бирается населением (гражданами) и сам формирует правитель-
ство, которое подотчетно только ему. Парламент не вправе выно-
сить вотум недоверия. Президент не имеет права роспуска парла-
мента. Министры не могут быть одновременно членами
парламента. Примеры: США, Мексика.
В полупрезидентской республике глава государства (президент)
избирается населением (гражданами) и сам формирует прави-
тельство, которое ему подотчетно. Парламент вправе выражать
недоверие (порицание) правительству, но вопрос об отставке ре-
шается президентом. Президент имеет право роспуска парламен-