Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 17:43, доклад
В понятие основ конституционного строя входят закрепленные конституцией характеристики государства. Статья 1 Конституции России устанавливает, что Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Статья 7 характеризует государство также как социальное, а ст. 14 как светское.
та. Министры не являются членами парламента. Правительство
обладает правами для оказания давления на парламент, но и пар-
ламент сохраняет элементы контроля над правительством. При-
мер: Франция.
Близко к этой форме правления стоит так называемая парла-
ментско-президентская
мочия разделены между президентом и парламентом, но пар-
ламент играет более значительную роль, в том числе и при фор-
мировании правительства.
142 Раздел III. Основы конституционного строя
Это самые общие черты
различных видов
формы правления, которые варьируются по-разному даже в при-
веденных в качестве примеров странах в рамках одной формы
правления. Особенности свойственны практически каждой стра-
не, поскольку никто не хочет, да и не может в силу обстоятельств
слепо копировать модель другой страны. Но если попытаться
сравнить нынешнюю российскую форму правления с приведен-
ными, то станет ясно, что это скорее полупрезидентская респуб-
лика, но с более широкими полномочиями президента.
Рассмотрим вопрос о возможности реставрации монархии в
России. В современной России имеются политические движения,
выступающие за реставрацию монархии. Каковы юридические
аргументы за или против позиции монархистов?
2 марта 1917 г. император Николай II отрекся от престола и
сложил с себя верховную власть. Однако он не передал ее закон-
ному наследнику — царевичу Алексею, объяснив это нежеланием
расстаться с сыном, а объявил о передаче наследия брату — вели-
кому князю Михаилу Александровичу и благословил его на всту-
пление на престол государства Российского. Но 3 марта великий
князь отказался принять верховную власть, заявив о своем реше-
нии ≪в том случае воспринять, если такова будет воля великого
народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием
через представителей своих в Учредительном собрании устано-
вить образ правления и новые основные законы государства Рос-
сийского≫.
Временное правительство
подготовило Положение о
Учредительное собрание, утвержденное 23 сентября 1917 г., но
1 сентября провозгласило Российскую республику, на что леги-
тимных полномочий, безусловно, не имело (Государственная ду-
ма фактически не работала). Что касается Октябрьского перево-
рота и установления советской власти в форме республики Сове-
тов, то монархисты не без основания отмечают, что легитимность
всех конституционных установлений этого периода более чем со-
мнительна, поскольку большевики разогнали Учредительное соб-
рание, которое, однако, в первый день своей работы успело про-
возгласить Россию республикой. И хотя в дальнейшем в стране
(до 1989 г.) не проводились свободные выборы, референдум
1993 г. и утверждение на нем Конституции с республиканской
формой правления можно считать легитимным завершением спо-
ра о судьбе монархии в России. Чтобы оспорить этот вывод, мо-
нархистам приходится изыскивать доказательства в пользу неле-
Глава 8. Основы организации государственной власти 143
гитимности самой Конституции РФ и президентской власти, хотя
последняя была учреждена опять же всероссийским референду-
мом (1990 г.) и неоднократно подтверждена президентскими вы-
борами 1991, 1996, 2000 и 2004 гг.