Контрольная работа по "Конституционное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 22:07, контрольная работа

Описание работы

1. Конституция Российской Федерации: структура, особенности содержания, порядок пересмотра и внесения поправок
2. Понятие и основные черты конституционного строя Российской Федерации
3. Гражданство Российской Федерации: понятие, правовое регулирование, основания и порядок приобретения и прекращения
4. Федеративное устройство Российского государства
5. Система органов государственной власти Российской Федерации (общая характеристика)

Файлы: 1 файл

Konstitutsionnoe_pravo.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

 

 

3. Гражданство Российской Федерации: понятие, правовое регулирование, основания и порядок приобретения и прекращения

Гражданство – это правовая принадлежность лица к данному государству, т.е. признание государством этого лица в качестве своего полноправного субъекта конституционно-правовых отношений.

Основными нормативными актами, регулирующими вопросы приобретения и прекращения гражданства в Российской Федерации, являются Конституция РФ и Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации».

В Российской Федерации основополагающие принципы гражданства относятся к числу основ конституционного строя.

К ним относятся следующие принципы:

1. Гражданство Российской  Федерации является единым и  равным независимо от оснований его приобретения.

2. Проживание гражданина  Российской Федерации за пределами  Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.

3. Гражданин Российской  Федерации не может быть лишен  гражданства Российской Федерации или права изменить его.

4. Гражданин Российской  Федерации не может быть выслан  за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

5. Российская Федерация  поощряет приобретение гражданства  Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

6. Наличие у лица гражданства  Российской Федерации либо факт  наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Конституция РФ дает право своим гражданам иметь, наряду с российским гражданством, также гражданство иностранного государства, т.е. двойное гражданство, однако, это возможно только в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

Заключение или расторжение брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не имеющим гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц, а также детей родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами.

Приобретение гражданства

Закон о гражданстве устанавливает четыре основания приобретения гражданства Российской Федерации:

1. по рождению.

Приобретение гражданства в силу рождения не связано с волеизъявлением лица, не требует совершения каких-либо действий, свидетельствующих о его желании приобрести гражданство данного государства.

Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

- оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

- один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства (независимо от места рождения ребенка);

- один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

- оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

2. в результате приема  в гражданство Российской Федерации. Заявление о приеме в гражданство Российской Федерации может подать дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста. Однако для приобретения гражданства иностранцем или лицом без гражданства необходимо: постоянное его проживание на территории России не менее 5 лет, наличие законного источника средств к существованию, владение русским языком.

Законом допускается снижение обязательного срока проживания на территории России до 1 года для отдельных категорий лиц: (например, беженцев).

3. в результате восстановления  в гражданстве Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

Прекращение гражданства

Законом о гражданстве предусмотрены следующие основания прекращения гражданства Российской Федерации:

1. вследствие выхода  из гражданства Российской Федерации.

Выход из гражданства Российской Федерации осуществляется на основании добровольного волеизъявления лица в общем порядке.

Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

2. вследствие отмены  решения о приеме в гражданство.

Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

3. Путем выбора гражданства  при изменении границы Российской  Федерации.

Если какая-то территория выходит из состава Российской Федерации, то граждане России, проживающие на этой территории, вправе прекратить российское гражданство.

 

 

4. Федеративное устройство Российского  государства

Исторический аспект развития федеральных отношений в России предполагает выделение трех основных периодов.

На протяжении тысячелетней истории Россия существовала и развивалась как унитарное государство. Считается, что оснований для федерализма в стране до 1917 г. не было, ибо подавляющую часть населения составляли русские. Поэтому здесь могла сложиться только федерация, основанная на автономии небольшого числа других наций с произвольными границами.

1. Создание основ социалистического федерализма (1918—1936 гг.). на всей территории бывшей Российской империи устанавливалось новое государственное устройство - начался процесс создания автономий (республик и областей) по национальному или географическому признаку.

Созданный в 1922 г. СССР являл собой совершенно иное государство, ибо состоял из равных субъектов с правом выхода из федерации.

2. Утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937—1985 гг.). В Конституции РСФСР были перечислены 16 автономных республик и 5 автономных областей (10 имевшихся национальных округов не были названы), однако все они субъектами Федерации не признавались. Таким образом, с 1936 года государство уже по существу было унитарным.

3. Реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993 года.

Мощная демократическая волна, вызванная перестройкой, обострила процессы государственно-правового развития СССР в целом и России в частности. Неумение властей найти адекватные политические решения возникших проблем в соединении с нараставшими объективными потребностями в демократизации государственного устройства привели к распаду СССР и «параду суверенитетов» автономных образований РСФСР. В ряде республик (Чечня, Татарстан и др.), где были сильны сепаратистские направления, звучали требования выхода из состава РСФСР. В этих условиях, создавших опасность распада Российской Федерации, большое значение имело заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора, который подтверждал суверенитет республик в составе Российской федерации, а края, области, города Москва и Санкт-Петербург признавались субъектами Федерации. Главное заключалось в том, что разграничил предметы ведения федеральных органов власти и органов субъектов Федерации.

 

Федеративное государство определяется как союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью.

Основы конституционного строя в области государственного устройства Российской Федерации закреплены в статье 5 Конституции. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Российская федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

Республика (государственное образование в составе Российской Федерации) имеет свою конституцию и законодательство, свое гражданство, свой государственный язык, свои органы государственной власти.

Край, область, город федерального значения – это государственно-территориальные образования, имеющие свои устав и законодательство, органы государственной власти.

автономная область, автономный округ это национально- государственные образования, имеют свой устав и законодательство.

все субъекты Российской Федерации перечислены в Конституции РФ в алфавитном порядке, что подчеркивает их равноправие между собой. Но это не означает, что субъекты Федерации имеют равные права в отношениях с Российской Федерацией.

возможность выхода какого-либо субъекта из состава Российской Федерации в одностороннем порядке исключается. Любые подобные попытки являются нарушением Конституции, государственной целостности, неприкосновенности территории и суверенитета России. Норма такого рода является характерной для большинства существующих федеративных государств.

Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен только по взаимному согласию Российской Федерацией и этого субъекта в порядке, установленным федеральным конституционным законом.

Аналогично, с взаимного согласия субъектов Федерации могут быть изменены границы между ними.

После принятия в 1993 г. Конституции были заключены договоры о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между Российской Федерацией и рядом республик, которые развивают некоторые положения федеральной Конституции. Однако эти договоры при всей своей важности носят по отношению к Конституции подчиненный характер и не могут толковаться как какое-либо изменение правового статуса Федерации и ее субъектов.

Установленные Конституцией России предметы ведения регулируются правовыми актами различного уровня. Так, по предметам ведения Федерации принимаются федеральные конституционные и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются только федеральные законы и законы и иные нормативные акты субъектов Федерации. При этом федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Такая иерархия правовых источников способствует укреплению конституционно-правового статуса Федерации и установлению прочных правоотношений между Федерацией и её субъектами.

Система органов государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно (в конституциях республик, уставах других субъектов) с соблюдением требований Конституции РФ о ее соответствии основам конституционного строя РФ. Оценивая организацию государственной власти республик, принято условно подразделять их на президентские — Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Северная Осетия — Алания, Татарстан, Чувашия; парламентские — Дагестан, Мордовия, Удмуртия; смешанные — Карелия, Коми.

Предусмотрено создание единой системы исполнительной власти, состоящей из органов исполнительной власти Федерации и её субъектов, а также возможность взаимного делегирования полномочий со стороны, как федеральных органов исполнительной власти, так и субъектов Федерации.

На территории Российской Федерации действует единая судебная система и прокуратура.

Законодательную власть в краях, областях, городах федерального значения, автономных образованиях осуществляют думы, законодательные собрания, собрания депутатов (название этих органов устанавливаются в уставах). Они также отличаются друг от друга объемом полномочий, системой выборов, структурой (однопалатные и двухпалатные). Московская городская Дума, например, является как представительным органом городского самоуправления, так и представительным и законодательным органом государственной власти города Москвы (ст. 6 Устава г. Москвы).

Исполнительная власть в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах осуществляется губернатором, главой администрации, администрацией области и т.д. Московская городская администрация является исполнительным органом городского самоуправления и исполнительным органом государственной власти Москвы (ст. 6 Устава г. Москвы).

Каждый субъект Федерации имеет свою территорию и свою систему права, которая является составной частью системы права Российской Федерации. Субъекты РФ имеют свою официальную символику — герб, флаг, гимн. Правовой статус и порядок их использования устанавливаются в конституциях, уставах и законах субъектов Федерации.

Информация о работе Контрольная работа по "Конституционное право"