Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 22:07, контрольная работа
1. Конституция Российской Федерации: структура, особенности содержания, порядок пересмотра и внесения поправок
2. Понятие и основные черты конституционного строя Российской Федерации
3. Гражданство Российской Федерации: понятие, правовое регулирование, основания и порядок приобретения и прекращения
4. Федеративное устройство Российского государства
5. Система органов государственной власти Российской Федерации (общая характеристика)
Конституционное право
1. Конституция Российской Федерации: структура, особенности содержания, порядок пересмотра и внесения поправок
2. Понятие и основные черты конституционного строя Российской Федерации
3. Гражданство Российской Федерации: понятие, правовое регулирование, основания и порядок приобретения и прекращения
4. Федеративное устройство Российского государства
5. Система органов
1. Конституция Российской
Конституция как основной закон государства, основополагающий нормативный правовой акт занимает самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, и существенно отличается от всех других правовых актов.
1)
особый субъект, который устанавливает
конституцию или от имени
2) учредительный, первичный характер конституционных установлений (особый порядок ее принятия, верховенство, ее роль во всей правовой системе государства, непререкаемость конституции для всех учрежденных ею же властей, в том числе для законодательной);
3) всеохватывающий характер конституционной регламентации (конституция затрагивает все сферы жизни общества – политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений);
4) особые юридические свойства, которые производны от перечисленных выше сущностных ее черт: верховенство, высшая юридическая сила, роль ядра правовой системы государства и системы права, особый порядок принятия, внесения поправок, специфические формы охраны и др.
Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.
В основе обобщения конституционных норм лежит сходство предмета регулирования.
По своей структуре Конституция 1993 года состоит из преамбулы и двух разделов. Раздел первый содержит собственно Конституцию и включает девять глав. Они называются:
1) Основы конституционного строя;
2) Права и свободы человека и гражданина;
3) Федеративное устройство;
4)
Президент Российской
5) Федеральное собрание;
6)
Правительство Российской
7) Судебная власть;
8) Местное самоуправление;
9)
Конституционные поправки и
Раздел второй именуется «Заключительные и переходные положения».
В структуре новой Конституции России отражаются те концептуальные идеи, на которых она основана:
1)
первый раздел называется «
2)
зафиксирован переход на
3)
открывает перечень глав об
органах государственной
4)
последовательно и четко
5)
закреплены новые начала
6)
отсутствует раздел о
7)
название главы «Права и
Положения Федеративного договора нашли непосредственное отражение в тексте Конституции (в Конституции 1978 года Федеративный договор был приложением к ней).
В целом по своей структуре Конституция 1993 года в отличие от Конституции 1978 года является более компактной, четкой и юридически строгой по последовательности расположения ее глав.
Раздел второй Конституции «Заключительные и переходные положения» в истории российской конституции появился впервые, в нем закрепляются положения о введении новой Конституции в действие, фиксируются прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного Договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.
В силу самой природы конституции ей присуще качество стабильности. Принятие новой конституции всегда вызывается весьма существенными переменами в жизни общества. Именно поэтому в большинстве стран мира действует усложненный порядок изменения конституции.
Прежняя российская Конституция закрепляла, что для принятия ее изменений и дополнений требовалось согласие не менее 2/3 от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации. Только при изменении и дополнении статей Конституции, касающихся федеративного устройства, требовалось согласование с субъектами Федерации в лице их Советов народных депутатов. Порядок принятия новой Конституции не устанавливался, и Конституция ограничивалась нормой о том, что это относится к исключительной компетенции Съезда народных депутатов Российской Федерации.
Такой упрощенный порядок изменения в совокупности с политическими факторами нарушал стабильность Конституции и привел к тому, что в прежнюю Конституцию Российской Федерации было внесено за короткий период около 350 поправок.
Конституция 1993 года применяет новую терминологию – вводятся понятия пересмотр Конституции и поправки к ней. Посвященная этому гл. 9 носит название «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».
Принятие новой Конституции отнесено к полномочиям Конституционного Собрания, которое только и может принять ее 2/3 голосов от общего числа его членов или вынести на всенародное голосование. При проведении референдума Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
Порядок образования Конституционного Собрания определяется федеральным конституционным законом.
предложение о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
При этом главы, выражающие концептуальную сущность Конституции, не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Это относится к гл. 1, 2 и 9: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные Поправки и пересмотр Конституции». Предложения о пересмотре статей перечисленных глав требуют поддержки 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Но и тогда поправки в эти главы и пересмотр их не допускаются. Созываемое в таком случае Конституционное Собрание либо подтверждает незыблемость данной Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции.
Таким образом, поправки допускаются только к главам 3–8 Конституции. Они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона (не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и одобрение не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации). Кроме того, необходимое условия вступления поправок в силу - их одобрение органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации.
Процесс рассмотрения закона в субъектах Федерации должен завершиться не позднее одного года со дня его принятия. Если закон не получит одобрения 2/3 субъектов Федерации, повторное внесение предложений о данной поправке допускается не ранее чем через один год.
Положения Конституции 1993 года о ее изменениях относятся только к нормам ст. 65, определяющей состав Российской Федерации. На основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта, об -.изменении конституционно-правового статуса субъекта вносятся соответствующие изменения в ст. 65.
2. Понятие и основные черты конституционного строя Российской Федерации
Конституционный строй - это определенная форма, или способ организации государства, закрепленный в его конституции (совокупность признаков, выражающих его сущность, специфику).
Поскольку конституционный строй включает целую систему отношений, складывающихся в обществе, в его закреплении участвуют не отдельные правовые нормы и даже не отдельные отрасли законодательства, а все отрасли права, но ведущее место принадлежит все же конституции.
Элементы конституционного строя Российской Федерации:
1. Россия – демократическое государство (источником государственной власти является ее народ. Демократическое государство основывается на принципе разделения властей).
2. Россия – правовое государство. (Важнейший признак правового государства – это верховенство права, оно будет достигнуто, если:
- законы не будут противоречить Конституции РФ;
- будет соблюдаться иерархия нормативных актов;
- законы будут приниматься в определенной процедуре, строго соблюдаемой и позволяющей оценить их содержание с разных сторон;
- законы будут своевременно опубликованы и доведены до всеобщего сведения;
- реально гарантируется соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
- воплощена в жизнь идея взаимной ответственности личности и государства;
- приоритет будут иметь номы международного права, и это станет не декларацией, а фактическим положением дел).
3. Россия – федеративное государство. (Т.е. государство, состоящее из частей, имеющих статус субъектов государств - краев, областей, республик, автономных округов, городов федерального значения).
4. Россия – государство с республиканской формой правления. (это означает, что:
- правление государства
- высшие должностные лица и
законодательные органы
- осуществления государственной власти основано на принципе разделения властей.
- высшие должностные лица несут
ответственность за
5. Россия – суверенное государство. (Суверенитет – это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за ее пределами).
6. Россия - социальное государство. (государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Задача социального государства - обеспечить своим гражданам следующие условия:
а) каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум;
б) каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи;
в) нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким-либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны).
7. Россия — светское государство. (Россия такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается ни обязательным, ни предпочтительным).
8. Экономическая основа России - частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности. (В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансов, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности).
9. Человек, его права и свободы - высшая ценность. (Благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя в систему их гарантий включаются как материальные, политические, социальные, так и правовые аспекты жизни гражданского общество. В силу этого их реализация должна обеспечиваться Российским государством).
Информация о работе Контрольная работа по "Конституционное право"