Медиации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 10:00, курсовая работа

Описание работы

В современном мире особое значение приобретают механизмы саморегулирования, когда субъекты общественных отношений имеют возможность самостоятельно устанавливать правила поведения и контролировать их соблюдение. Рост активности и ответственности участников гражданского оборота позволяет государству делегировать часть своих полномочий в определенных сферах институтам гражданского общества. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что разрешение и урегулирование правовых споров относится к одной из таких сфер.

Содержание работы

Введение.
1. История медиации.
2. Понятие, принципы и особенности медиации.
2.1 Понятие медиации.
2.2 Принципы медиации.
2.3 Особенности медиации.
3. Виды медиации.
4. Процедура медиации.
5. Российское законодательство, связанное с медиацией.
6. Перспективы медиации в России.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ гражд.процесс.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

Установленная Законом  о медиации возможность продления  процедуры медиации не ориентирует  стороны спора на оперативность, давая возможность уйти от проблемы, так и не решив ее.

Таким образом, применяемая  в рамках инициированного судебного  процесса процедура медиации, задуманная как механизм быстрого и гибкого  решения споров, может обратиться в дополнительное препятствие для разрешения дел судами в установленные процессуальным законодательством сроки.

Наделение медиатора  полномочиями прекращать процедуру  медиации путем направления сторонам спора заявления о нецелесообразности ее дальнейшего проведения, предусмотренными пунктом 3 статьи 14 Закона о медиации, свидетельствует о возможности управления процедурой самим медиатором, что не всегда может положительно сказаться на результативности процедуры. При этом ставится под сомнение положение медиатора как независимого лица, которое содействует разрешению спора.

Несмотря на то, что  Законом о медиации заложены правовые основы организации деятельности медиаторов, закон не исключает получение  статуса медиатора по конкретному  спору лицом, не имеющим необходимой  квалификации и опыта не только в сфере содействия разрешению споров, но и случайными и недобросовестными лицами, преследующими собственные корыстные интересы.

Анализ правотворческой  деятельности в направлении создания и закрепления института медиации, которая предшествовала принятию Закона о медиации, позволяет сделать вывод о том, что главной целью этой деятельности являлось создание удобного и быстрого механизма разрешения споров, возникающих между субъектами общественных отношений, который бы отличался гибкостью и гарантировал исполняемость решений, принятых в ходе применения процедуры медиации. Другой важной целью деятельности по формированию в России института медиации являлось создание альтернативы судебной процедуре разрешения споров, что способствовало бы снижению нагрузки на суды, экономии бюджетных средств и издержек, связанных с разрешением споров, совершенствованию правовой системы и повышению качества правосудия.

 

 

 

6. Перспективы процедуры медиации в России.

 

Современный гражданский  процесс в России переживает реформирование, что проявляется в поиске путей доступности правосудия, уменьшения затрат на судопроизводство, снижения нагрузки на судей. В юридической научной литературе и практике все более пристальное внимание уделяется процедуре медиации.

Примирение сторон в связи с принятием Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредников (процедуре медиации)»становится важной составляющей гармонизации социальных отношений. В Законе раскрывается понятие медиации и медиативного соглашения, определены принципы и условия проведения данной процедуры, а также сроки разрешения конфликта путем переговоров. Что же касается порядка проведения процедуры медиации, то он, согласно ст. 11 Закона, устанавливается сторонами в соглашении по правилам, утвержденным соответствующей организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. Использование примирительных процедур возможно как до обращения в суд, так и на любой стадии судебного разбирательства (п. 5 ч. 1 ст. 150 ГПК).

Внимание большинства  исследователей приковано к осмыслению медиации как альтернативной процедуры  в урегулировании споров, а потому они сужают значимость данного института в становлении новых отношений в обществе. В этой связи постараемся выявить влияние процедуры медиации на гуманизацию правовых отношений современной России. Новая культура развивается и будет развиваться на основе гуманизации правовых отношений. В целом этот процесс отражает закономерности исторического развития общества. Переживая переходное состояние, Россия обретает правовую устойчивость и стабильность на общечеловеческих идеях гуманизации, свободы, равенства, справедливости, защиты прав человека. В этой связи гуманистическая природа медиации состоит в переходе от всевластия суда в разрешении споров к развитию инициативы сторон и институтов гражданского общества. При этом согласно Закону о медиации эту процедуру можно применять к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также к спорам, возникающим из трудовых и семейных правоотношений.

Гуманистическая сущность Закона о медиации состоит и в том, что у граждан появилась свобода выбора. Они могут с помощью медиации разрешить спор, не доводя дело до суда, либо обратиться в суд. Одна из новелл ГПК – это возможность прибегнуть к процедуре медиации и после возбуждения дела. Однако в России этот институт находится пока в процессе становления. Зарубежный опыт показывает, что отношения между спорящими ранее сторонами после завершения процедуры медиации имеют продолжение, в то время как после вынесения решения судом они, как правило, прекращаются. В этом и состоит значение медиации как элемента гуманизации правоотношений.

Наконец, медиация позволяет  уменьшить нагрузку на судей. Смягчение  рабочего графика судьи даст возможность  обеспечить судье более полноценный  отдых, что, безусловно, скажется на качестве осуществления правосудия.

Вместе с тем, несмотря на явные преимущества, медиация с  трудом пробивает себе дорогу. Анализ причин, сдерживающих внедрение медиации, позволяет судить об их комплексном характере. Очевидно, что наиболее значимыми из них являются: неготовность судей к применению такого средства правовой деятельности, неготовность общества в целом к восприятию данной новации, нечеткость законодательства по определению посредника в разрешении споров, отсутствие навыков профессионализма в действиях медиаторов, слабая разъяснительная работа со сторонами, не раскрывающая перспектив и выгоды заключения мирового соглашения. 

 

Заключение.

 

Медиация представляет собой перспективную форму разрешения правовых конфликтов во внесудебном порядке и состоит в переговорах между спорящими сторонами при участии и под руководством нейтрального третьего лица - посредника, не имеющего права выносить обязательное для сторон решение.

Основополагающими принципами медиации являются: добровольность; добросовестность и беспристрастность посредника; полный контроль сторон за результатами процедуры; неконфронтационный характер процедуры; конфиденциальность; обширный круг возможных взаимоприемлемых решений спора.

Принципы медиации, а  также такие характерные для медиации и медиатора черты, как соблюдение абсолютного нейтралитета и беспристрастности, независимость от других лиц, повышенная ответственность за свои действия и многие другие, присущи нотариальной деятельности.

Анализируя потенциал  развития процедур медиации в нотариальной практике, следует отметить, что современный российский нотариат предоставляет все возможности, необходимые для соблюдения и полного раскрытия в процедуре медиации его основополагающих принципов.

Преимущества проведения процедуры медиации при участии нотариуса состоят в следующем:

- быстрота и невысокий  размер издержек по сравнению  с разрешением спора в судебном  порядке;

- высокий потенциал  добровольной исполнимости достигнутого  соглашения в силу авторитета, а в ряде случаев и исполнительной силы нотариального акта, а также вследствие самостоятельности сторон в процессе достижения согласия и высокой степени их влияния на результат;

- обеспечение конфиденциальности  процесса достижения согласия, а  также создание гарантий для  сохранения здоровой морально-психологической атмосферы в отношениях сторон после достижения результата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Гражданский Процессуальный Кодекс РФ (ГПК РФ) от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002).
  2. Федеральный закон о третейских судах в Российской Федерации № 102-фз от 24.07.2002.
  3. Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" № 193-ФЗ от 27.07.2010.
  4. Андреева,Т.К. Фундамент давно заложен, статья, журнал Медиация и право № 5 [Текст] МЦУПК, 2007.
  5. Брук, Г. Навязывать медиацию не следует, статья, журнал Медиация и право № 14 [Текст] МЦУПК, 2009.
  6. Голиченков, А. Нужно формировать потребность в медиации, статья, журнал Медиация и право № 11 [Текст] МЦУПК, 2009.
  7. Зайцев А.М., Кузнецов Н.В., Савельева Т.Л. Негосударственные процедуры урегулирования правовых споров [Текст]: учеб. пособие. - Саратов, 2000.
  8. Калашникова С.И. Медиация в сфере гражданской юрисдикции. М., 2011.
  9. Калдина М. Медиация как альтернативный способ разрешения коммерческих споров [Текст] // Коллегия. 2005. N 1 - 3.
  10. Носырева Е.И. Альтернативное разрешение споров в США. М.9 2005.
  11. Троссен, А. Магия медиации, статья, журнал Медиация и право № 2[Текст] МЦУПК, 2006.
  12. Шамликашвилли, Ц.А. Медиация как альтернативная процедура урегулирования споров, учебное пособие [Текст] МЦУПК, 2010.
  13. Яковлев В.Ф. Судья и медиация //Медиация и право. 2010. № 3.

1 Шамликашвилли, Ц.А. Медиация как альтернативная процедура урегулирования споров, учебное пособие [Текст] МЦУПК, 2010

2 Брук, Г. Навязывать медиацию не следует, статья, журнал Медиация и право № 14 [Текст] МЦУПК, 2009

3 Российская газета. 2010, 30 июля.

4 Медиация в России. Современное состояние: аналитическая справка в преддверии конференции в Европейском парламенте, приуроченной к трехлетию вступления в силу Директивы ЕС от 2J.05.2008 г. «О некоторых аспектах медиации и гражданских и коммерческих спорах» на тему «Директива ЕС о медиации: до и после. Влияние Директивы на развитие медиации в ЕС и соседних странах» (электронный ресурс): см. также: Шамликашвили Ц.А. Медиация как метод внесудебного разрешения споров. М.9 2006. С. 9.

5  видах медиации см. подробнее: Boulle L, Nesic M. Op. tit.; Носырева Е.И. Альтернативное разрешение споров в США. М.9 2005; Калашникова С.И. Медиация в сфере гражданской юрисдикции. М., 2011.

6 См.: Носырева Е. И. Указ. соч. С. 40-46.

7 Яковлев В.Ф. Судья и медиация //Медиация и право. 2010. № 3; Шамликашвили Ц.А. Медиация как альтернативная процедура урегулирования споров: что необходимо знать судье, чтобы компетентно предложить сторонам обращение к процедуре медиации; Учебное пособие. М.г 2010. С. 8.

8 Яковлев В.Ф. Указ. соч. С. 8-9.

9 Российская газета. 2010. 30 июля.


Информация о работе Медиации