Международное публичное и международное частное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 16:11, реферат

Описание работы

В каждом государстве важнейшим регулятором общественных отношений является право. Это система юридических норм, которые фиксируют определенные отношения; охраняют общеобязательные правила поведения; закрепляют права и обязанности лиц.

Содержание работы

Введение

Общая характеристика международного публичного права

Общая характеристика международного частного права
Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

рефератПРАВО.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)


 

"Международное публичное и  международное частное право"

 

Введение

 

  1. Общая характеристика международного публичного права 

 

  1. Общая характеристика международного частного права 

Заключение 

 

     Список  использованной литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

“Тот не прав – кто  не знает своих прав”

 

 

 

Введение

 

 

          В каждом государстве важнейшим  регулятором общественных отношений  является право. Это система  юридических норм, которые фиксируют  определенные отношения; охраняют  общеобязательные правила поведения; закрепляют права и обязанности лиц. В совокупности эти нормы (а также другие источники) составляют национальную систему права. В мире существует более двухсот национальных систем права (столько, сколько государств). Часто между ними возникают отношения, которые вызывают множество взаимных прав и обязанностей. Поэтому развитие экономики, политики, культуры, средств коммуникации, транспорта требуют правового оформления такого типа отношений, как международные.

Международные правоотношения можно условно разделить на две большие группы: межгосударственные и не межгосударственные. Первая группа составляет сферу международного публичного права, вторая является предметом регулирования международного частного права (МЧП).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общая характеристика международного публичного права

 

 

       Международное  право — это система юридических  норм, регулирующих отношения между государствами и иными субъектами международного права, создаваемых путем согласования позиций участников этих отношений и обеспечиваемых в случае необходимости индивидуальным или коллективным принуждением.

Международное право  является особой системой права, отличной от внутригосударственной системы права. Специфика системы международного права объясняется, прежде всего, особенностями объекта регулирования, его субъектов, порядком создания и функционирования норм международного права.

Объектом регулирования  нормами международного права выступают  общественные отношения, складывающиеся между акторами (действующими лицами) международной системы. Причем сама эта система имеет существенные отличия от внутригосударственной системы по образующим ее элементам, характеру их связи, взаимодействия и взаимопроникновения, предупреждению и устранению конфликтных ситуаций.

Так, главными элементами внутригосударственной системы  являются граждане, юридические лица и государственные органы. Отношения во внутригосударственной системе — это, прежде всего, властные отношения, осуществляемые законодательными, исполнительными и судебными органами власти. Основными же акторами международной системы выступают суверенные государства, народы, реализующие право на самоопределение, и межправительственные организации, над которыми нет организации политической власти. Отношения между ними носят не субординационный, а координационный характер.

Субъектами внутригосударственного права являются индивиды, юридические лица и государственные органы. При этом главным актором внутригосударственной системы выступает гражданин. Именно граждане создают государство и его органы, чтобы они служили ему в соответствии с нормами внутригосударственного права. Субъекты международного права — это суверенные государства, народы, реализующие право на самоопределение, межправительственные организации (ООН, МОТ, ИМО и др.), государственноподобные образования (ранее - Данциг, Западный Берлин, ныне - Ватикан). Следует подчеркнуть, что правоприменительной международной правосубъектностью обладают индивиды и неправительственные организации (Гринпис, Международная амнистия, Ассоциация международного права и др.). Главными же акторами международной системы являются суверенные государства, на основании волеизъявления которых образуются вторичные или производные субъекты международного права — межправительственные организации и государственноподобные образования.

Для международной системы  характерно отсутствие законодательного органа. Поэтому порядок создания норм международного права отличен от процедуры создания внутригосударственных норм права. Нормы международного права создаются путем согласования позиций субъектов международного права и воплощаются в международных договорах или обычаях.

Особенностью международной  системы является также то обстоятельство, что в ней нет судебных и исполнительных органов с функциями, идентичными тем, что есть в любой внутригосударственной системе. А это означает, что порядок функционирования и применения норм международного права отличается от аналогичного порядка внутригосударственного права. В международном праве главенствующими принципами осуществления его норм являются добросовестное выполнение взятых обязательств и факультативная судебная юрисдикция.

Все эти факты свидетельствуют  о том, что международное право  — это самостоятельная и специфическая  система права. Однако, несмотря на специфику этой системы регулирования международных отношений, она является системой правовых норм, т.е. юридически обязательных предписаний. Именно это отличает данную систему от других способов регулирования международных отношений, например от международной морали и международной вежливости, с которыми международное право взаимодействует. Также существует взаимовлияние международного права и внешней политики государства, под которой понимается общий курс его деятельности на международной арене. Внешняя политика должна осуществляться в правовых рамках, т.е. соответствовать нормам международного права. Ни в коем случае внешнеполитические интересы государства не могут служить оправданием отступления от требований международного права. В свою очередь внешняя политика и дипломатия как важнейший способ ее осуществления призваны содействовать ускорению создания международно-правовых норм, необходимых для регулирования определенных отношений, с целью обеспечения их стабильности и поступательного развития.

Следует также подчеркнуть, что международное право —  это не просто совокупность юридических норм, а система права, состоящая из тесно взаимосвязанных элементов (отраслей, институтов и норм), объединенных вокруг системообразующего элемента — основных принципов международного права.

Необходимо обратить внимание на то, что международное  публичное право или просто международное  право (оба понятия идентичны и широко используются в юридической литературе) отличается от международно-частного права. Последнее представляет собой комплексное правовое образование, состоящее из норм внутригосударственного права, регулирующих гражданско-правовые, трудовые и семейные отношения с иностранным компонентом. Международное право и международное частное право взаимодействуют друг с другом, но, по сути, это разные правовые явления.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО (международное  публичное право) — система исторически изменяющихся договорных и обычных норм и принципов, создаваемых главным образом государствами в процессе их сотрудничества и соперничества, выражающих относительно согласованную волю государств и регулирующих отношения между государствами, созданными ими международными организациями и некоторыми другими субъектами международного общения Соблюдение норм международного права обеспечивается индивидуальным либо коллективным принуждением его субъектов, пределы и формы которого определяются ими в процессе совместной деятельности.

Международное право  не принадлежит юридической системе конкретных государств. В мире оно и только оно регулирует международные властные отношения. Международное право принципиально отличается от внутригосударственного права по способу образования норм, социальной сущности, субъектам, способам функционирования, методам обеспечения и т д.

Возникновение международного права обусловлено двуединой, объективной  причиной:

а) появлением первых государств;

б) зарождением и развитием отношений между ними.

           Соответственно этому возникла  необходимость регулирования выросших из межплеменных связей и ставших теперь межгосударственными отношений. Первые нормы международного права возникли на базе уже существовавших правил межплеменного общения, однако в них была привнесена согласованная воля договаривающихся государств. Родина международного права — Ближний Восток. Там возникли первые государства и первые межгосударственные отношения.

 

           Изначально международное право  было обычным, его главным источником  являлся обычай, т.е. молчаливое  соглашение государств относительно установления, изменения либо прекращения их взаимных прав и обязанностей, проявляющееся в одинаковом поведении государств, при аналогичных обстоятельствах. Первые договоры, т.е. явно выраженные соглашения государств, устанавливающих нормы взаимного поведения, возникли несколько позже. Древнейшие из них относятся к концу III тысячелетия до н. эр. Так, известен договор около 3110г. до н. эр., заключенный правителями месопотамских городов Лагаш и Умма. Первые международные договоры высекались на камне, затем писались на коже, пергаменте, папирусе, и уже позднее — на бумаге.

 

           Со временем роль и значение  договора, как источника международного  права все более увеличивалась. В средние века международный договор становится основным источником международного права.

Международное право  имеет своих субъектов — создателей норм права и участников отношений, урегулированных этими нормами.

 

В разные исторические эпохи  имелись различные субъекты международного права.

В настоящее время  их круг следующий:

а) государства — основные субъекты;

б)произвольные межгосударственные организации (ООН, ее специализированные учреждения, Организация африканского единства (ОАЕ) и др. ); нации борющиеся за свою независимость (арабский народ Палестины, народ Юго-Западной Сахары), государственно-подобные образования (Ватикан). Первые три вида субъектов обладают всеми признаками международной правосубъектности: правом заключать международные договоры, быть членами международных организаций, иметь свои формальные представительства (при международных организациях, дипломатические консульские и др.), участвовать в работе международных конференций и т. п. Несколько меньшим кругом полномочий обладает Ватикан. Однако и он входит в ряд международный договоров, имеет дипломатические и консульские отношения с государствами, постоянные представительства при ООН и иных международных организациях, участвует в работе международных конференции и т. д.

             В настоящее время некоторыми чертами международной правосубъектности обладают индивиды, особенно в области защиты прав человека.

 

              На международной арене нет  законодательного органа, поэтому  нормы международного права создаются  в процессе согласования воль  самих субъектов международного  права, в первую очередь государств. Нормы международного права (общее Международное право) обращены обычно к неопределенному кругу его субъектов. Локальные же нормы обычно персонифицированы и обращены к участникам конкретного международного договора. Нормы общего международного права обязательны для всех субъектов, локальные — лишь для участников данного соглашения. Поэтому, первые имеют общедемократический характер, социальная же сущность вторых определяется социальной природой государств, создавших эти нормы.

 

              Общие международно-правовые нормы являются критерием законности поведения субъектов международного права, неким эталоном, образцом, к которому они должны стремиться.

              Международное право имеет свою систему, под которой следует понимать объективно существующее разделение единого международного права на части (отрасли, институты), т.е. группы принципов и норм, регулирующих однородные, одно-порядковые, схожие международные отношения, объединенные общими задачами. Общепризнанным является наличие в международном праве таких отраслей, как морское, воздушное, космическое, дипломатическое, право международных договоров.

               В мире не существует судебных  и исполнительных органов, аналогичных  тем, что есть в государствах. Функционирование международного права обеспечивают государства, а также все в большей степени межгосударственные организации. Соблюдение международного права обеспечивается применением, а также возможностью применения санкций, т.е. принудительных мер к нарушителю. Санкции применяются государствами индивидуально либо коллективно, а также межгосударственными организациями. Объективно проявляется тенденция ограничения санкций государств и расширения мер, применяемых межгосударственными организациями, прежде всего ООН. Санкции государств, включают дипломатические демарши, разрыв отношений, ограничение либо прекращение экономических, научно-технических и иных связей с государством-нарушителем. В случае самообороны от государства-агрессора (ст. 51 Устава ООН) и по специальному постановлению Совета Безопасности ООН (ст. 42 Устава ООН) к нарушителю в виде исключения может быть применена и вооруженная сила.

Первичный элемент системы  международного права - норма. Она является моделью определенного международного отношения, система же международного права - нормативная модель системы международных отношений. Эти модели воздействуют на международные отношения в целях максимального приближения их к своему содержанию. Система может быть регулятором отношений, потому что отдельные группы норм в ее составе решают свои специфические задачи. Нормы влияют друг на друга и предполагают друг друга. Поэтому система должна быть внутренне согласованной, ее части не могут находиться в противоречии. Для такого чрезвычайно многообразного явления, как международное право - это задача не из легких.

Таким образом, объединение  норм в систему международного права обусловило появление их новых качеств. Благодаря этому разноплановые нормы способны регулировать международные отношения системно, обеспечивая дифференцированное и вместе с тем единое воздействие. Для международного права характерны процессы дифференциации и интеграции одновременно. Возникают все новые области сотрудничества и соответственно новые отрасли международного права. С другой стороны, различные отрасли теснее взаимосвязываются в системе.

Для международного права, как и внутригосударственного, также  характерно объединение норм в институты и отрасли, хотя со своими целями и специфическим объектом регулирования. Под институтом международного права следует понимать группу норм, регулирующих качественно однородные международные отношения, объединенные общим объектом такого регулирования (например, институты признания, правопреемства, ответственности и т.д.).

Информация о работе Международное публичное и международное частное право