Морское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 15:17, контрольная работа

Описание работы

Сегодня вопросы международного морского права в Российской Федерации приобретают новое значение. В связи с распадом СССР, её преемник Россия поменяла направленность своей внешней политики, в том числе и в отношении вопросов морского права. Если внешняя политика СССР имела направление на противостояние США и другим капиталистическим странам, то Россия идет, наоборот, на конструктивный диалог с другими странами. Так как международное морское право это относительно молодая отрасль международного права то его нормы всё время изменялись, унифицировались и совершенствовались.

Содержание работы

Введение.
Содержание:
- Понятие и сущность международного морского права.
- Нормы международного морского права.
- Кодификация и современное развитие международного морского права.
- Правовой режим внутренних морских вод.
- Правовой режим территориального моря.

Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

морское право.docx

— 44.16 Кб (Скачать файл)

Принципы международного морского права:

- принцип свободы открытого  моря. Сформулирован еще древнеримскими юристами. Указанный принцип означает, что открытое море находится в общем пользовании всех государств, не являясь чьей-либо территорией, следовательно, не подпадает под суверенитет какого-либо государства. Право на свободное использование открытого моря принадлежит прибрежным государствам и государствам, не имеющим выхода к морю в равной степени;

- принцип мирного использования  открытого моря. Указанный принцип  вытекает из принципов мирного  разрешения международных споров  и неприменения силы или угрозы  силой. 6

В ст. 88 Конвенции ООН по морскому праву закреплено, что открытое море резервируется для мирных целей;

- принцип охраны морской  среды. Указанный принцип закреплен  в ст. 192 Конвенции ООН по морскому праву, согласно которой государства обязаны защищать и сохранять морскую среду;

- принцип общего наследия  человечества. Указанный принцип  означает общее равноправное  пользование ресурсами морского  дна и его недр на территории, не подпадающей под государственный  суверенитет или национальную  юрисдикцию;

- принцип свободы морских  научных исследований. Указанный  принцип закреплен в ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву и последовательно реализуется далее по тексту конвенции. Государства и компетентные международные организации поощряют и облегчают развитие и проведение морских научных исследований. Деятельность по морским научным исследованиям - не создает правовой основы для каких бы то ни было притязаний на любую часть морской среды или на ее ресурсы.

 

4. Правовой режим внутренних морских вод

Внутренние морские воды - это воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря. Данные воды находятся под суверенитетом прибрежного государства, поскольку являются частью его территории.

Внутренними морскими водами являются:

- воды портов до линии, которая соединяет постоянные  портовые сооружения, наиболее удаленные  в сторону моря, за исключением  искусственных островов и прибрежных  установок; 7

- воды заливов, лиманов, бухт, если их берега принадлежат  одному государству, до линии  естественного входа, если она  не превышает 24 морских мили. В  случае превышения - проводится 24-мильйая  исходная прямая линия внутри  залива;

- исторические воды, независимо  от линии естественного входа. Например, Гудзонов залив в Канаде, залив Петра Великого в России, Бристольский залив в Великобритании;

- воды, расположенные в  сторону берега от прямых исходных  линий, от

которых отсчитывается ширина территориального моря при глубокой изрезанности побережья или расположенности вдоль берега цепи островов.

Во внутренних морских водах отсутствует право мирного прохода. Правовой режим данных пространств определяется законодательством прибрежного государства, которое обязательно для исполнения невоенными судами. Как правило, прибрежное государство устанавливает правила пограничного, таможенного, санитарного, фитосанитарного, ветеринарного контроля.

Военные суда иностранных государств во внутренних морских водах пользуются экстерриториальностью, не подлежат таможенному досмотру, подсудности за преступления, совершенные на корабле. Например, согласно п. 3 ст. 5 Уголовного кодекса Республики Беларусь уголовную ответственность по данному кодексу несут лица, совершившие преступление на военном корабле или военном воздушном судне Республики Беларусь независимо от места их нахождения. На основании п. 2 ст. 299 Таможенного кодекса Республики Беларусь освобождаются от таможенного досмотра иностранные военные корабли (суда). 8 Вместе с тем военные иностранные корабли обязаны соблюдать местные законы и правила во время нахождения во внутренних морских водах других государств.

Иностранные суда заходят во внутренние воды, как правило, по разрешению или приглашению. Прибрежное государство может объявить перечень открытых портов, в которые без разрешения могут заходить невоенные иностранные морские суда независимо от флага судна. Прибрежное государство также вправе объявить перечень портов, закрытых для захода иностранных судов. Однако судно, терпящее бедствие, вправе заходить в любой порт прибрежного государства. Кроме того, разрешение не требуется, если вынужденный заход связан с иными чрезвычайными обстоятельствами: аварией на судне, необходимостью оказания срочной медицинской помощи и т. п.

За заход и пребывание в порту иностранных судов не взимается плата. Плата может устанавливаться только за оказанные услуги по лоцманской проводке, буксировке, пользование портовыми кранами для разгрузки, погрузки и т. п.

Невоенные иностранные суда в период нахождения во внутренних водах и портах подпадают под юрисдикцию иностранного государства.

5. Правовой режим территориального моря.

Территориальное море - это морское пространство, примыкающее к сухопутной территории или к внутренним водам, подпадающее под суверенитет прибрежного государства, являющееся его территорией. Внешняя граница территориального моря является государственной границей. Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря.

Каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных по следующим правилам:

1) нормальная исходная  линия - определяется по линии  наибольшего отлива вдоль берега. Указывается на официально признанных  прибрежным государством морских  картах крупного масштаба; 9

2) в случае островов, расположенных  на атоллах, или островов с  окаймляющими рифами исходной  линией для измерения ширины  территориального моря служит  обращенная к морю линия рифа  при наибольшем отливе, как показано  соответствующим знаком на морских  картах, официально признанных прибрежным  государством;

3) в местах, где береговая  линия глубоко изрезана и извилиста  или где имеется вдоль берега  и в непосредственной близости  к нему цепь островов, для проведения  исходной линии, от которой отмеряется ширина территориального моря, может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.

Там, где из-за наличия дельты или других природных условий береговая линия является крайне непостоянной, соответствующие точки могут быть выбраны вдоль максимально выступающей в море линии наибольшего отлива, и, несмотря на последующее отступление линии наибольшего отлива, прямые исходные линии остаются действительными до тех пор, пока они не будут изменены прибрежным государством.

При проведении прямых исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега, а участки моря, лежащие с внутренней стороны этих линий, должны быть достаточно тесно связаны с береговой территорией, чтобы на них мог быть распространен режим внутренних вод.

Прямые исходные линии проводятся к осыхающим при отливе возвышениям и от них только в том случае, если на них возведены маяки или подобные сооружения, находящиеся всегда над уровнем моря, или в случае, если проведение исходных линий к таким возвышениям или от них получило всеобщее международное признание.

Система прямых исходных линий не может применяться государством таким образом, чтобы территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря или исключительной экономической зоны.

Большинство стран установило 12-мильную ширину территориального моря. США - 3 морских мили, Норвегия - 4 морских мили, Греция - 6 морских миль. Суверенитет прибрежного государства распространяется на воды, недра, дно, воздушное пространство над территориальным морем. 10

Специфика правового режима территориального моря заключается в наличии права мирного прохода, сущность которого заключается в следующем.

Военные и невоенные суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, пользуются правом мирного прохода через территориальное море. При этом не требуется получения предварительного

разрешения компетентных органов прибрежного государства.

Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью:

- пересечь это море, не  заходя во внутренние воды  или не становясь на рейде  или у портового сооружения  за пределами внутренних вод; или

- пройти во внутренние  воды или выйти из них, или  стать на таком рейде или  у такого портового сооружения.

Проход должен быть непрерывным и быстрым. Однако проход может включать остановку и стоянку на якоре, если они:

- связаны с обычным плаванием,

- необходимы вследствие  непреодолимой силы или бедствия,

- необходимы с целью  оказания помощи лицам, судам  или летательным аппаратам, находящимся  в опасности или терпящим бедствие.

Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Такой проход должен совершаться в соответствии с нормами международного права.

Проход иностранного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, если в территориальном море оно осуществляет любой из следующих видов деятельности:

1) угрозу силой или  ее применение против суверенитета, территориальной целостности или  политической независимости прибрежного  государства или каким-либо другим  образом в нарушение принципов  международного права, воплощенных  в Уставе Организации Объединенных  Наций;

2) любые маневры или  учения с оружием любого вида;

3) любой акт, направленный  на сбор информации в ущерб  обороне или безопасности прибрежного  государства;

4) любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство  на оборону или безопасность  прибрежного государства; 11

5) подъем в воздух, посадку  или принятие на борт любого  летательного аппарата;

6) подъем в воздух, посадку  или принятие на борт любого  военного устройства;

7) погрузку или выгрузку  любого товара или валюты, посадку  или высадку любого лица, вопреки  таможенным, фискальным, иммиграционным  или санитарным законам и правилам  прибрежного государства;

8) любой акт преднамеренного  и серьезного загрязнения;

9) любую рыболовную деятельность;

10) проведение исследовательской  или гидрографической деятельности;

11) любой акт, направленный  на создание помех функционированию  любых систем связи или любых  других сооружений или установок  прибрежного государства;

12) любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения  к проходу.

Прибрежное государство не должно препятствовать мирному проходу иностранных судов через территориальное море. Прибрежное государство может принимать в своем территориальном море меры, необходимые для недопущения прохода, не являющегося мирным. 12

В отношении судов, направляющихся во внутренние воды или использующих портовые сооружения за пределами внутренних вод, прибрежное государство имеет также право принимать необходимые меры для предупреждения любого нарушения условий, на которых эти суда допускаются во внутренние воды и используют портовые сооружения.

Прибрежное государство может без дискриминации по форме или по существу между иностранными судами временно приостанавливать в определенных районах своего территориального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если такое приостановление существенно важно для охраны его безопасности, включая проведение учений с использованием оружия. Такое приостановление вступает в силу только после должного его опубликования.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практически во всех портах мира средства от судовых портовых сборов государством не изымаются, а остаются на балансе портов для использования по своему прямому назначению.

Безусловно, вопросы ценообразования портовых сборов очень сложны, и одинаково рассматривая назначения портовых сборов, власти и экономисты различных стран, как и у нас, расходятся в вопросах их величины. И поэтому требуется глубокий системный подход к решению этих проблем.

Сложившаяся ситуация в портах Российской Федерации беспокоит все судоходные компании, так как различные сборы в любой судоходной компании составляют 25-30% расходной части. Это чуть ниже расходов на топливо и несколько выше расходов на зарплату со всеми сопутствующими начислениями.

Несмотря на то, что проводится политика, направленная на снижение налогового бремени, одной из причин кризисного положения российских судоходных компаний является все еще высокая доля налогов (включая сборы и пошлины) в стоимости транспортных услуг, особенно по сравнению с компаниями зарубежными, с которыми конкурирует флот России на мировом фрахтовом рынке. Это не позволяет отечественным судовладельцам получать необходимую прибыль для воспроизводства основных фондов, в результате чего наш флот пополняется и восстанавливается очень медленно, уменьшая тем самым и налоговые поступления в бюджет страны.

Еще раз хотел бы отметить, что для эффективного функционирования международных транспортных коридоров и портов как составной координирующей части этой единой сквозной системы необходимы тарифные ставки, в которых должна быть отражена повышенная полезность стоимости для грузоотправителя. Безусловно, необходимо вносить соответствующие изменения и предложения в законодательные акты по льготному режиму налогообложения для морских портов Российской Федерации.

        15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кодекс торгового мореплавания  Российской Федерации. Официальное  издание./ -М.: Библиотека «Российской газеты». 2009. - С.101.

Информация о работе Морское право