Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 15:17, контрольная работа
Сегодня вопросы международного морского права в Российской Федерации приобретают новое значение. В связи с распадом СССР, её преемник Россия поменяла направленность своей внешней политики, в том числе и в отношении вопросов морского права. Если внешняя политика СССР имела направление на противостояние США и другим капиталистическим странам, то Россия идет, наоборот, на конструктивный диалог с другими странами. Так как международное морское право это относительно молодая отрасль международного права то его нормы всё время изменялись, унифицировались и совершенствовались.
Введение.
Содержание:
- Понятие и сущность международного морского права.
- Нормы международного морского права.
- Кодификация и современное развитие международного морского права.
- Правовой режим внутренних морских вод.
- Правовой режим территориального моря.
Заключение.
Список используемой литературы.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
Содержание:
- Понятие и сущность международного морского права.
- Нормы международного морского права.
- Кодификация и современное развитие международного морского права.
- Правовой режим внутренних морских вод.
- Правовой режим территориального моря.
Заключение.
Список используемой литературы.
0
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня вопросы международного морского права в Российской Федерации приобретают новое значение. В связи с распадом СССР, её преемник Россия поменяла направленность своей внешней политики, в том числе и в отношении вопросов морского права. Если внешняя политика СССР имела направление на противостояние США и другим капиталистическим странам, то Россия идет, наоборот, на конструктивный диалог с другими странами. Так как международное морское право это относительно молодая отрасль международного права то его нормы всё время изменялись, унифицировались и совершенствовались.
Значение международного морского права определяется той ролью, которую играет Мировой океан. В настоящее время с ним связаны большие надежды и тревоги человечества. Мировой океан - это самая большая на Земле транспортная артерия, по которой перевозится большинство экспорта по всему миру. Не зря отмечали, что тот, кто владеет морем, тот и является властителем мира. И поэтому море всегда являлось тем "пирогом", который мечтали и мечтают подчинить его своим интересам. На протяжении многих столетий море было и объектом, и местом бесчисленных конфликтов и кровопролитных сражений. Оно и сейчас используется некоторыми государствами для целей вооруженной агрессии и подготовки войны. Война никогда не должна быть способом решения международных вопросов и споров, а решения этих проблем должны искать различные государства только мирным путем.
Для этого и служат нормы международного морского права, а также международные морские организации. Сегодня эта молодая отрасль права имеет огромное значение в связи с постоянно растущим количеством судов, перевозимых на них товарах, а также с течением времени меняются основные политические, экономические и другие предпосылки, вынуждающие часто менять и юридические нормы.
Жизнь человека, развитие общества с древнейших времен были связаны с
морем. Первоначально эти связи ограничивались добычей в прибрежных
1
водах продуктов питания. С развитием науки, техники человеческая
деятельность все дальше и дальше удалялась от берега и достигала все большей глубины. Развитие средств передвижения вело к тому, что на смену древнему изречению «моря разъединяют народы», пришло новое — «моря соединяют народы». Такое соединение создавало условия для установления и развития связей между государствами, вызывало необходимость разграничения интересов в различных пространствах и по отношению к разным видам деятельности, порождало их совместную деятельность по достижению общих целей.
Таким образом, появились необходимость в правовых нормах и возможность их создания. Эти правовые нормы должны были определять границы распространения суверенитета государств на морские пространства, с одной стороны, и регламентировать деятельность государств и иных субъектов международного права в различных частях морского пространства, с другой стороны.
Международное морское право можно определить как совокупность правовых норм, устанавливающих правовое положение морских пространств и регулирующих деятельность субъектов международного права по использованию и исследованию этих пространств. Международное морское право является отраслью международного права. В современной ситуации изучение международного морского права, как и любой другой отрасли права, невозможно без понимания истории развития тех или иных его институтов.
История международного морского права уходит своими корнями в глубокую древность. Как только мореплавание и торговля приобрели меж-государственный характер, связали государства друг с другом, возникла необходимость в регламентации морских сношений.
2
1.Понятие международного морского права.
Из всей акватории
Мирового океана, занимающей 361 млн.
км², или 70,8% площади нашей планеты,
только внутренние морские
В этих условиях рациональное, эффективное и безопасное осуществление человеческой деятельности в Мировом океане, будь то мореплавание, рыболовство, добыча минеральных ресурсов с морского дна или морские научные исследования, возможно только при широком и постоянном сотрудничестве государств в определении режима морских пространств и порядка деятельности в них. Это достигается путем согласования государствами норм международного морского права.
Международное морское право, иначе называемое также «международным публичным морским правом», регулирует отношения между государствами по поводу изучения, освоения и эксплуатации Мирового океана. 1
Межгосударственный характер
регулируемых им отношений
гражданам. Поэтому международное и внутригосударственное (национальное) морское право это не просто разные отрасли права. Они принадлежат к двум разным системам права: национальное морское право составляет часть права, действующего в государстве, а международное морское право является частью международного права.
Иногда может создаться впечатление, что нормы международного морского права не относятся непосредственно к государствам, а рассчитаны на конкретных лиц. Когда, например, в Международных правилах предупреждения столкновений судов (МППСС) предусматривается, что «каждое судно должно всегда следовать с безопасной скоростью, с тем чтобы оно могло предпринять надлежащее и эффективное действие для предупреждения столкновения...» (правило 6), кажется очевидным, что это предписание адресовано судоводителям. В действительности, однако, дело обстоит иначе. В Конвенции 1972 г., неотъемлемой частью которой являются МППСС, оказано, что участвующие в ней государства «обязуются ввести в действие» эти Правила (ст. I). 2 Таким образом, и Конвенция, и МППСС ни на кого, кроме государств, непосредственно не налагают никаких обязательств. Государство же, став участником этой Конвенции и выполняя принятые на себя таким образом обязательства, вводит МППСС в действие, в силу чего они становятся обязательными для организаций и граждан, на которых распространяется юрисдикция этого государства.
Существующее международное морское право в известной мере определяет и режим тех морских пространств, которые входят в состав территории государства — территориального моря и отчасти даже внутренних морских вод. Это объясняется, главным образом, международным характером мореплавания: участвующие в нем государства заинтересованы в том, чтобы на взаимной основе установить приемлемый для всех них и по возможности единообразный режим плавания судов в этих морских Пространствах.
2. Нормы международного морского права.
Это всегда правила, которые установлены путем их согласования между государствами. В зависимости от того, каким путем, в какой форме происходит такое согласование воли государств, различают два основных источника международного морского права — международный договор и международный обычай — и два соответствующих им вида норм: нормы, установленные путем заключения международного договора, и нормы, сложившиеся в результате сформирования международного обычая.
Международный договор представляет собой соглашение двух, нескольких или многих субъектов международного права (как правило, государств и значительно реже — международных организаций) об определении их взаимных прав и обязанностей в устанавливаемых для этого в договоре обязательных правилах (нормах). Современное международное морское право представляет собой сложную и необычайно разветвленную систему международных договоров, исчисляемых многими сотнями. 3 Они касаются самых различных вопросов, имеющих отношение к Мировому океану, — разграничения морских пространств, безопасности мореплавания в самом широком смысле слова (включая вопросы спасания, радиосвязи и др.), рыболовства, многих других видов использования морей и океанов (таких, как добыча минеральные ресурсов, прокладка подводных кабелей и трубопроводов), защиты морской среды, военного мореплавания.
По кругу участников различают двусторонние международные договоры, в которых участвуют два государства, и многосторонние договоры, имеющие большее число участников. Многосторонние международные договоры, в свою очередь, подразделяются на универсальные и региональные.
В универсальном договоре могут участвовать все государства независимо от их политического строя, географического положения и целей договора. Универсальные договоры играют наиболее важную роль в определении содержания международного морского права. К их числу относятся, в
частности, договоры, кодифицирующие нормы этой отрасли права (см.
ниже), многочисленные договоры по техническим и навигационным вопросам судоходства (например, Конвенция о МППСС 1972 г., Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г., Конвенция о грузовой марке 1966 г., Конвенция по обмеру судов 1969 г. и др.), ряд соглашений о предотвращении загрязнения морской среды (Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г., Конвенция о предотвращении загрязнения с судов 1973 г. и др.). Круг участников регионального договора в связи с его целями ограничивается группой государств, объединяемых близостью географического положения или вызываемой иными причинами общностью интересов. Примером такого регионального договора может служить Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря, принятая в Хельсинки 22 марта 1974 г. семью государствами — Данией, ГДР, ПНР, СССР, ФРГ, Финляндией и Швецией.
Вполне понятно, что для каждого отдельного государства весьма существенное значение имеют также его двусторонние договоры с другими государствами по отдельным вопросам морского права — о разграничении территориального моря, экономической зоны или континентального шельфа, о сотрудничестве при осуществлении торгового судоходства, при спасании на море и др. 4 Международным обычаем называют правило, сложившееся в отношениях между государствами и в той или иной форме (часто молчаливо), признанное ими в качестве нормы международного права. Можно, например, говорить об обычной норме международного морского права, допускающей принятие прибрежным государством разумных и соразмерных мер, когда за пределами территориального моря этого государства произошла морская авария, создающая для него серьезную и неминуемую угрозу тяжелого загрязнения (так называемое «право вмешательства»). В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву такие действия в отношении иностранного судна в открытом море могут
основываться не только на международном договоре (таким договором
является Конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г.), но и на международном обычае (ст. 221).
3. Кодификация и современное развитие международного морского права. В 50-х годах под эгидой ООН были проведены большие работы по кодификации международного морского права. Важнейшие нормы этой отрасли права, накопившиеся в виде обычаев или разбросанные по многочисленным международным договорам, были переработаны и объединены в четыре конвенции, которые по месту их принятия получили название «Женевских конвенций по морскому праву 1958 г.». Это конвенции: 1) о территориальном море и прилежащей зоне; 2) о континентальном шельфе, 3) об открытом море; 4) о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. К настоящему времени в них участвует большое число государств, в том числе Советский Союз (кроме последней Конвенции) и другие социалистические страны.
Однако уже через несколько лет после вступления Женевских конвенций в силу в рамках ООН начались работы по обновлению и совершенствованию международного морского права. Особенно широкого размаха как по кругу рассматриваемых вопросов, так и по числу участвующих в них государств эти работы достигли после того, как в 1973 г. была созвана и начала работать III Конференция ООН по морскому праву. 5
Ее повестка дня охватывала практически все вопросы международного морского права, за исключением тех, которые связаны с ведением войны на море. Столь кардинальная ревизия международного морского права объясняется двумя основными причинами. Первая из них связана с получением независимости и выходом на арену международных отношений большого числа развивающихся стран. Эти государства в справедливом стремлении оградить находящиеся у их побережья природные ресурсы
от разграбления крупными империалистическими государствами добивались на Конференции закрепления своих прав на такие ресурсы в широких прибрежных морских районах (в экономических зонах, на континентальном шельфе). Вторая причина состояла в таком развитии техники подводной разведки и добычи минеральных ресурсов, которая создала возможность их извлечения с поверхности и из недр морского дна на недосягаемых прежде глубинах. Так как дело касается ресурсов в таких районах Мирового океана, на которые ни одно государство не имеет каких-либо преимущественных прав, развивающиеся и социалистические страны старались на Конференции создать механизм и режим, которые обеспечили бы возможность добычи таких ресурсов за пределами континентального шельфа на справедливой основе, в интересах всего мирового сообщества, а не кучки монополий и транснациональных корпораций.