Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 13:42, курсовая работа
Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина. Закон объективно повышает ответственность производителей, продавцов, исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции способствует повышению качества продукции и услуг и других организаций. Одновременно с этим Закон вносит существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, о гарантийных и других сроках, связанных с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и др.
Введение. ………………………………………………………………………………….3
1. Потребительское право в Российской Федерации…………………………….…5
1.1 Понятие потребительского права. История возникновения…………..5
1.2. Закон РФ «О защите прав потребителей». Новеллы Закона.
Основные понятия Закона ……………………………………………….8
1.3. Развитие потребительского законодательства в РФ…………………13
2. Государственная и общественная защита прав потребителей……………….17
2.1. Полномочия органов государственной власти и местного
управления в области защиты прав потребителей…………………17
2.2. Судебная защита прав потребителей. Компенсация
морального вреда. ……………………………………………………….22
2.3. Права общественных объединений потребителей……………………25
3. Ответственность за нарушение потребительского законодательства…………………………………………………………………….28
3.1. Гражданская ответственность……………………………………………28
3.2. Ответственность по административному законодательству………...38
3.3. Уголовно-наказуемые деяния в сфере потребительского права. ….45
4. Права потребителей как институт международного права…………………...48
4.1. Международные принципы защиты интересов потребителей……...48
4.2. Законодательство стран – участников СНГ……………………………50
5. Недостатки законодательства о защите прав потребителей ….……………..53
Заключение……………………………………………………………………………….
Впервые в законодательстве РФ были закреплены признанные международным сообществом права потребителя и гарантии реализации этих прав. Закон предусмотрел повышенные гарантии защиты в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, установив 10-тилетний период ответственности изготовителя за выпущенную продукцию как перед потребителем, так и перед другими лицами независимо от наличия между ними договорных отношений (п.3 ст.14 Закона). Одной из гарантий реализации прав потребителя на защиту стало закрепление в Законе альтернативной подсудности по выбору истца и освобождение потребителя от уплаты пошлины при предъявлении иска (п. 2 ст. 17 Закона).
Основные понятия, содержащиеся
в преамбуле Закона, претерпели существенные
изменения. Например, ранее потребителем
признавалось лицо, приобретающее товар
без намерения извлечь в
существенным, является своего рода поблажкой для производителей и продавцов.
Новая редакция п. 5 ст. 18 Закона не требует теперь у потребителя кассового или товарного чека при предъявлении претензий к качеству товаров. Это положение соответствует общим правилам гражданского законодательства. Согласно ст. 159 ГК РФ договор розничной купли-продажи заключается в устной форме, а чек или иной документ не является его письменной формой. То есть потребитель при отсутствии у него чека или аналогичного документа вправе доказывать факт заключения договора с помощью свидетельских показаний (ст. 493 ГК РФ).
Закон увеличил до двух лет сроки предъявления требований в отношении недостатков товара, на который гарантия не установлена (ст. 19). Прежде в этих ситуациях потребитель
был вправе предъявить претензии в течение 6 месяцев со дня продажи товара с недостатками.
В новой редакции Закона устранены противоречия с положениями ГК РФ в части определения цены товара при расчетах с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества. Например, в старой редакции п. 2 ст. 24 Закона в случае повышения цены товара, подлежащего замене, применялась его цена на день предъявления требования потребителя, а в случае понижения – на день покупки товара потребителем. Что противоречило п. 2 ст. 504 ГК РФ. В новой редакции цена товара ненадлежащего качества определяется на день его замены.
Наряду с индивидуальной
защитой прав потребителей
Еще одна новелла Закона – возможность предъявления исков в интересах неопределенного круга лиц (ст. 46). В данной статье определен круг лиц, уполномоченных предъявлять в суд иски в интересах неопределенного круга потребителей о признании противоправными действий продавцов (изготовителей, исполнителей) на основании договоров с ними, и прекращении этих действий. В этот круг лиц включены федеральный
антимонопольный орган, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие
контроль за качеством и безопасностью товаров, и их территориальные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей5.
Одно из существенных положений Закона – запрещение снижать гарантии защиты прав потребителей по сравнению с установленными в Законе при принятии других нормативных актов. Не менее важна норма, предоставившая право принимать затрагивающие интересы потребителей нормативные акты только Правительству РФ и прямо запретившая ему перепоручать принятие таких актов министерствам и ведомствам.
Существенной гарантией защиты интересов потребителей стало закрепление в Законе широких прав за общественными объединениями потребителей, что позволило им реально участвовать в формировании потребительской политике в государстве (ст. 45).
Основные понятия, определенные в Законе и используемые в данной работе6:
известность потребителем при заключении договора; образцу и (или) описанию при
продаже
товаров по образцу и(или)
Федеральным законом от 17 декабря 1999 г.
быть устранен по тем или иным причинам, указанным в Законе. Изменение в данное
понятие
было внесено Федеральным
Правовое регулирование отношений по удовлетворению материальных и культурных потребностей в СССР всегда осуществлялось актами гражданского законодательства, которые являлись базой для регламентации права граждан-покупателей, заказчиков, услугополучателей. Эти акты устанавливали права, обязанности и ответственность субъектов договорных отношений с участием граждан. Так, согласно п. п. 1, 3 и 4 ст,77 Основ гражданского законодательства (1991 г.) и ст. 246 ГК РСФСР (1964 г.) покупатель, которому продана вещь ненадлежащего качества, был вправе по своему выбору требовать, если продавец не оговорил ее недостатки при продаже, замены вещи вещью надлежащего качества, безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов покупателя на их исправление, либо соразмерного уменьшения покупной цены7. Покупатель мог также вместо требований, указанных в п. 1 этой статьи Основ расторгнуть договор и, возвратив вещь ненадлежащего качества продавцу, потребовать от него возврата уплаченной за нее суммы, а если удовлетворение этих требований не покрывало его убытков, он был вправе требовать их возмещения. Важной гарантией защиты прав потребителей являлось предусмотренное ст. 294 и 367 ГК РСФСР правило о недействительности условий договоров бытового проката и бытового заказа, ограничивающих права граждан по сравнению с условиями, предусмотренными типовыми договорами и т.д.
Вместе с тем наряду с безусловно положительными моментами, гражданское законодательство специально не было рассчитано на регулирование вопросов, связанных исключительно с охраной прав граждан. Являясь общей правовой базой для специальных норм, направленных на охрану прав граждан, акты кодифицированного гражданского законодательства призваны придать общий характер основным формулировкам договоров, данных в разделе "Обязательственное право" с тем, чтобы они были рассчитаны не только на отношения с потребителями. Вот почему в этих актах отсутствовала специфика взаимоотношений потребителей с предприятиями, вступающими с ними в договорные отношения. Такое положение прямо или косвенно способствовало созданию условий для навязывания потребителям не пользующихся спросом товаров, принудительного ассортимента услуг и т.д.
Данная в кодифицированном гражданском законодательстве до принятия нового ГК
классификация гражданско-правовых договоров не охватывала всю фактически существующую систему договоров. Такое положение существовало в Основах 1961 г., таким же оно осталось и в Основах гражданского законодательства 1991 г. Так, ни Основы гражданского законодательства, ни ГК РСФСР вообще не регулировали многочисленные договоры в области культурного, спортивно-оздоровительного обслуживания граждан. В сфере же бытового обслуживания кодифицированное гражданское законодательство предусматривало только возможность утверждения Правительством типовых договоров, регулирующих отношения с участием граждан (бытового проката, бытового заказа), и содержало специальные правила о хранении организациями вещей, принадлежащих гражданам. Такое положение требовало выделения целого ряда других договорных видов с самостоятельной правовой регламентацией.
В актах кодифицированного гражданского законодательства отсутствовала специальная система гарантий охраны прав граждан в договорах, направленных на обслуживание их потребностей. Между тем необходимость создания такой системы диктовалась с конца 80-х начала 90-х годов прежде всего, переходом изготовителей товаров народного потребления, сферы торговли и обслуживания населения к рыночным отношениям. В условиях свободы предпринимательской деятельности, когда прибыль стала важнейшим показателем эффективности их хозяйствования изготовители товаров, исполнители, услугодатели, используя свое положение на потребительском рынке, стали диктовать потребителям невыгодные для них условия, нарушать права и интересы потребителей.
Таким образом, классическое гражданское законодательство никогда не было специально рассчитано на регулирование защиты прав потребителей. В этих условиях появилась настоятельная необходимость в создании и развитии специального законодательства о защите прав потребителей, обеспечивающего приоритет интересов потребителей в их взаимоотношениях с изготовителями, продавцами и услугодателями на рынке товаров и услуг.
Одной из особых черт законодательства,
регулировавшего отношения с
участием граждан-потребителей, являлась
множественность нормативных
на соответствующие нормы закона. Например, наряду с типовыми договорами по
отдельным видам бытового проката, принятие которых относилось к ведению Совета
Министров РСФСР, Министерством бытового обслуживания в 1983 г. были приняты Правила предоставления во временное пользование гражданам предметов домашнего обихода, музыкальных инструментов, спортивного инвентаря и другого личного имущества.
Однако не только неполнота сама по себе, но в отдельных случаях и прямая передача Правительством важнейших вопросов правового регулирования этих отношений в ведении отраслевых органов управления, усугубляла положение потребителей. До самого последнего времени в некоторых случаях ведомственные нормативные акты, затрагивавшие права потребителей, принимались с явным нарушением закона. Например, Типовые правила обмена промышленных товаров, купленных в розничной сети государственной и кооперативной торговли были приняты Министерством торговли СССР в 1974 г., хотя действовавшие в то время Основы гражданского законодательства 1961 г. (ст. 41) предусматривали определение порядка осуществления прав потребителя в этом случае только законодательством республик.
Действовавшее до принятия Закона о защите прав потребителей законодательство не в полной мере соответствовало и международному уровню защиты их прав: во-первых, основные вопросы, касавшиеся охраны прав потребителей, либо не были решены на законодательном уровне, либо, если и решались на этом уровне, то традиционно отраслевым законодательством без учета приоритета охраны их прав; во-вторых, не все международно-признанные права потребителей были надлежащим образом защищены (право на информацию, право на обеспечение безопасности жизни и здоровья, право на возмещение вреда, причиненного товарами и услугами ненадлежащего качества). Но и те права, которые получили достаточно полное регулирование, не имели надежного механизма реализации; в-третьих, не в полной мере соответствовало международному уровню регулирование ответственности производителей, предприятий торговли и обслуживания перед потребителями в случае причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу; в-четвертых, недостаточно были урегулированы вопросы, касающиеся организации и деятельности организованного потребительского движения, в том числе общественных формирований потребителей, создаваемых в целях коллективной охраны интересов граждан. Отсутствовали и специальные государственные органы по защите прав потребителей.
Информация о работе Недостатки законодательства о защите прав потребителей